Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы предплановых исследований




Понятие и содержание методологии макроэкономического планирования

Сущность, содержание и теоретические основы науки о планировании национальной экономики.

Тема 3. общегосударственное (макроэкономическое) планирование как элемент системы государственного регулирования национальной экономики

Планирование - это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредством использования системы плановых документов.

Планирование осуществляется на различных уровнях, иерархиях управления. На уровне народного хозяйства страны, или макроэкономики[1] существует макроэкономическое планирование; на уровне региона как субъекта Российской Федерации - региональное (территориальное) планирование; на уровне предприятия или фирмы как первичного звена экономики - микроэкономическое планирование.

Макроэкономическое планирование - это научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является теория планирования.

Теория планирования - это часть экономической науки, она исходит из основополагающих выводов диалектического и исторического материализма, общей экономической теории (политической экономии), использует теоретические и методологические результаты общей теории управления, отраслевых экономических наук, социально-экономической статистики, кибернетики, математического моделирования социально-экономических процессов.

Теория планирования определяет содержание общегосударственного планирования как систему принятия решений о предстоящем социально-экономическом развитии, содержании и средствах реализации технической, экономической, социальной политики, размещении производительных сил по территории страны, ее внешнеэкономических связях.

В планировании можно выделить три стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.

Социально-экономическая сторона планирования основана на познании экономических законов, на отражении экономической политики государства и выражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства, то есть объект планирования.

Методологическая сторона планирования отражает совокупность принципов и методов планирования, то есть инструментарий познания и активного воздействия на социально-экономические процессы.

Организационная сторона планирования отражает структуру плановых органов и технологию разработки планов, то есть субъект планирования.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

· определение общественных потребностей;

· выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

· обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями;

· обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами народного хозяйства (материальное производство и непроизводственная сфера), отраслями и видами производства, между экономическими районами страны;

· повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов экономической деятельности.

3.2.Формы планирования и виды плановых документов различной продолжительности

В период перехода экономики к рыночным отношениям развиваются научные основы планирования, совершенствуются его формы и методы, изменяются состав и содержание плановых документов. По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

До второй половины восьмидесятых годов в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем, отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговариваться и ограничиваться.

Индикативное планирование - это средство реализации социально-экономической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно.

Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.

Стратегическое планирование (от слова "стратегия" как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития) - это планирование, как правило, ориентированное на долгосрочную перспективу и определяющее основные направления социально-экономического развития государства.

Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие сектора экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

Основная цель стратегического планирования заключается в обеспечении достаточного потенциала для будущего успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.

Таким образом, в переходный период суть макроэкономического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств и возможностей для их реального достижения. Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующих плановых документах (планах).

По периоду действия выделяют долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), среднесрочные (продолжительностью, как правило, от трех до пяти лет) и текущие (годовые) планы. В практической деятельности используются различные виды плановых документов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения стратегических целей и тактических задач, разноудаленных по времени.

Слово "методология" образовано от сочетания двух слов: метод и логика. Метод - это путь исследования или познания; логика - это наука о законах мышления.

Методология вообще - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; характеризует внутреннюю организацию и регулирование процесса познания или фактического преобразования какого-либо объекта.

Под методологией планирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений, а также логика планирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов; развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории и хозяйственной практики.

Важнейшими составными элементами методологии планирования являются: принципы, методы, показатели, методика, логика планирования.

Принципы планирования - это основные исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Это не застывшие образования. Они совершенствуются, изменяются, наполняются новым содержанием по мере развития экономики.

Основными методологическими принципами планирования являются следующие: принцип научности, принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей, принцип повышения эффективности общественного производства, принцип пропорциональности и сбалансированности, принцип приоритетности, принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.

Принцип научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития, и прежде всего экономических законов, макроэкономических теорий, достижений НТП, математики, кибернетики и других наук. В процессе разработки планов производится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.

Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип повышения эффективности общественного производства требует, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, то есть с максимальной экономией живого и овеществленного труда при производстве единицы продукции (работ, услуг). Он реализуется через возможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости производства, повышение фондоотдачи.

Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования. С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему планирования.

Реализация этого принципа предполагает:

· эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;

· равновесие совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;

· рациональное соотношение между разумными потребностями и всеми имеющимися ресурсами;

· паритет различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества.

Сбалансированное социально-экономическое развитие должно обеспечивать, с одной стороны, соответствие в потенциальных уровнях функционирования отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства и, с другой стороны, оптимальное (при существующих условиях) удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества.

Этот принцип направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.

Принцип приоритетности (от лат. первый) следует понимать либо как первенство в каком-либо открытии, изобретении, либо как преобладающее, первенствующее значение чего-либо. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно-экономическом строе и, во-вторых, неотложностью решения важнейших общегосударственных проблем.

Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением научнообоснованных стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.

3.4. Характеристика методов планирования и возможности их практического использования в условиях рыночной экономики.

Методы планирования, как составная часть методологии планирования, представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов. К основным методам планирования относятся: балансовый, нормативный, программно-целевой. В процессе обоснования, разработки и контроля за ходом реализации плановых документов широко используются математические методы.

Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом.

Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.

Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач.

Математические методы дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.

В процессе плановой работы важно сочетать различные методы разработки плановых документов в их взаимоувязке и взаимодополнении.

Соотношение между различными методами разработки общегосударственных планов зависит от продолжительности плановых периодов, целей и задач, стоящих перед экономикой, опыта и квалификации работников, использования разнообразных экономико-математических моделей. Так, при перспективном планировании большую роль играют программно-целевой подход и применяемые математические методы, при разработке текущих планов преобладающее значение имеют балансовый и нормативный методы планирования.

Методы контроля за ходом реализации плановых документов основаны на сочетании принципов и форм экономического стимулирования и административно-правовой ответственности. Система экономического стимулирования разрабатывается одновременно с различными заданиями и показателями планов и находит отражение в системе экономических регуляторов (налогов, пошлин, процентных ставок и т.д.).

Методология планирования закрепляется в нормативных документах: методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, формах, показателях и способах их обоснования.

Показатели планов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структуру и адресность плановых документов. Их роль в процессе подготовки и обоснования управленческих решений зависит от того, насколько полно и последовательно они отражают особенности системы хозяйствования, механизм действия экономических законов, увязывают цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, возможностями развития производства, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов рыночного хозяйства.

Посредством применения одного какого-либо показателя можно охарактеризовать отдельное явление, процесс или его сторону. Однако народное хозяйство представляет собой сложный механизм, где происходят многообразные экономические явления и процессы в их взаимосвязи. Поэтому содержание плана выражается системой показателей, посредством которой осуществляется централизованное управление процессом воспроизводства и развитием социально-экономических отношений.

Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме можно разделить на количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, утверждаемые, индикативные и расчетные, синтетические и индивидуальные. Система показателей не может быть неизменной. Она зависит от целей и задач планируемого периода. Проблема адекватности показателей особенностям отдельных этапов реформирования хозяйственной системы является одной из самых сложных в числе методологических проблем, характерных для переходной экономики.

Составной частью методологии планирования является методика, представляющая собой совокупность конкретных способов и приемов экономических, технико-экономических и экономико-математических расчетов, необходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки с рынком, анализа выполнения и других целей.

Важнейшим элементом методологии планирования является логика. Логика планирования - это система представлений о последовательности и этапах проведения плановых расчетов; это упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов. Логика планирования меняется наиболее динамично. Она конкретизирует методологию народнохозяйственного планирования и служит основой для разработки технологии планирования. Технология планирования - это совокупность процедур сбора, обработки и использования планово-экономической информации.

Главной идеей логики планирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов. К основным составляющим логики можно отнести следующие компоненты:

· формулирование системы целей планирования;

· анализ исходного уровня, то есть состояние планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития;

· изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом периоде;

· определение ресурсов общества - тех, которые есть и которые могут быть созданы в плановом периоде;

· согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых решений.

Для обоснования плановых документов и решений в практической деятельности используется совокупность методов, в которую входят: методы предплановых исследований, собственно методы планирования (балансовый, нормативный, программно-целевой) и математические методы.

Методы предплановых исследований используются на прогнозно-аналитической стадии планирования и включают две группы: общие и конкретные.

Общие методы предплановых исследований определяют методологическую, логическую направленность процесса обоснования планового решения. В их основе лежит диалектический метод как основополагающий подход к исследованию и познанию социально-экономических процессов. Именно на нем базируются методы системного и экономического анализа.

Системный анализ в экономике - это упорядоченный целенаправленный подход к поиску эффективных путей решения сложных проблем; это совокупность методов и средств исследования сложных экономических объектов и процессов, позволяющих подготовить и обосновать управленческие решения. Он включает: вычленение организационно-экономической системы и определение ее границ, входов и выходов (формирование внешней структуры); выявление целей развития и функционирования системы; формирование внутренней структуры организационно-экономической системы (ее структуризация); формирование альтернативных вариантов развития системы, выбор и обоснование предпочтительного из них.

Системный анализ позволяет предусмотреть все прямые и косвенные, близкие и отдаленные по времени последствия принимаемых управленческих решений, избежать ошибочных решений. Характерным для него является использование при поиске лучшего решения логической последовательности: цели - пути достижения целей - ресурсы.

Экономический анализ имеет ряд сходных черт с системным анализом. Он предназначен для регистрации, объяснения и использования в плановой работе результатов хозяйственно-финансовой деятельности исследуемых объектов.

Экономический анализ включает совокупность методов формирования и обработки данных о производственно-хозяйственной деятельности отраслей, межотраслевых комплексов и предприятий, позволяющих обеспечить научно обоснованную оценку результатов их работы, выявить резервы повышения эффективности производства, рационального использования ресурсов. Он предполагает анализ организационно-технического уровня производства, использования основных фондов и производственных мощностей, материальных ресурсов, качества продукции, производительности труда и заработной платы, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности, финансового состояния.

Для принятия плановых решений экономическое обоснование является важнейшим компонентом. Однако при этом необходимо учитывать и другие аспекты плановой деятельности: социологические, психологические, правовые.

Конкретные методы предплановых исследований можно назвать методами получения и анализа исходной плановой информации. К ним относятся методы экономических группировок, прямого счета, соотношений, структуризации, социологического изучения, экспертные.

Метод экономических группировок состоит в объединении объектов анализа в однородные группы для выяснения влияния взаимодействующих факторов.

Метод прямого счета заключается в определении показателей исходя из научно обоснованных норм и нормативов расхода (затрат) материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В числе методов соотношений наиболее широко применяется индексный метод. Его сущность заключается в сравнении каких-либо показателей (например, объем производства, производительность труда и другие) двух различных периодов времени или районов (регионов).

Метод структуризации основан на поэтапном расчленении общих целей на их составные компоненты. Такую процедуру называют построением дерева "цели-средства". На нижних уровнях такого дерева могут быть представлены отдельные мероприятия по достижению выявленных целей. Возможна количественная оценка относительной важности отдельных целей и мероприятий.

К методам социологического изучения относятся: опрос, наблюдение и анализ документов. Эти методы социологии составляют инструментарий познания социальных явлений и процессов. Их применение связано с задачами получения разного рода информации о социальной действительности для последующего обобщения в процессе обоснования плановых решений.

Экспертные методы используются для получения информации, которой располагают отдельные лица, а также для оценки эффективности тех или иных хозяйственных решений, когда количественные методы применять нецелесообразно. В данном случае наиболее приемлемыми считаются суждения отдельных специалистов - экспертов по определенным вопросам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.