Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письменная речь

Информативно- описательные обучающие тексты.

Таб.2.

Модификации языка и форм коммуникации   Области дискурса (регистры) Письменная модификация языка (чтение) Устная модификация языка (говорение)
монолог диалог монолог диалог полилог
На публику Частная беседа На публику Частная беседа На публику Частная беседа На публику Частная беседа На публику Частная беседа
Обучающая информация Чтение в классе Чтение для слушателя Чтение в классе _ Говорение на публику Говорение на слушателя Говорение в классе Просто говорение Переговоры на круглом столе _
Репортирование и вещание Чтение новостей по радио, ТВ; чтение газет в классе Чтение газеты для слушателя _ _ Говорение на тему событий по ТВ. Говорение на слушателя Комментирование событий, их обсуждение Просто обсуждение событий Переговоры на круглом столе между комментаторами. _
                     

 


А сейчас, когда мы более или менее определили контуры стиля, проанализируем просодические характеристики этого стиля. Как указывалось в предыдущих лекциях, необходимо проанализировать следующие параметры: высота тона (изменения направления тона, уровень тона, диапазон тона), громкость, темп (скорость высказывания и паузация). Также можно включить в этот список ритм и тембр, поскольку они характеризуются очень специфическими эмоциональными, экспрессивными и оценочными обертонами.

Выбрать отправной пункт для анализа всегда очень трудно. Лучше всего начать с анализа чисто описательного текста, примеры которого можно услышать в классах. Анализ будет проходить через поиск и выделение фонологических оппозиций: фоностилистическая организация чтения будет сопоставляться с устным вариантом этого текста (в виде монолога и диалога). Описание информационного интонационного стиля мы проведём в таком порядке:

  1. Тексты, содержащие обучающую информацию.
    • Фоностилистический анализ письменных описательных повествований
    • Оппозиция устной и письменной форм речи в виде монолога.
    • Анализ фоностилистических характерных признаков диалога по теме, предложенной в монологе.
    • Оппозиция фоностилистических параметров в монологе и диалоге.
  2. Репортирование и вещание.
    • Описание и анализ характерных просодических признаков зачитывания новостей по радио.
    • Оппозиция характеристик зачитывания новостей и зачитывания описательных повествований.
  3. Вывод.

 

В последние годы в образовании стало модным превозносить важность разговорного языка и преуменьшать значение чтения, соответственно навыки чтения сейчас развиты низко или вообще не развиты. Эти 2 модификации языка отличаются с точки зрения как психологических, так и мыслительных процессов.

Говорение легче, чем трудоёмкий единичный акт речи. Если человек не хочет читать, ему нужно привести много убедительных причин, чтобы он приложил необходимые усилия. Чтение вслух – процесс ещё более трудный по сравнению с письмом и спонтанной речью. В обучении оно применяется исключительно с целью приучения студентов к восприятию и оценке прозы или поэзии. Нет смысла повторять, что границы фоноабзаца не обязательно совпадают с границами письменного абзаца. В процессе чтения вслух письменный абзац может разбиваться на несколько фоноабзацев, или, наоборот, короткие письменные абзацы могут объединяться в один длинный фоноабзац.

Т.о., чтение и говорение требуют совершенно разных усилий, а, следовательно, фонетические характеристики этих модификаций будут абсолютно разными. Проанализируем такой текст:

May week in Cambridge.

The →most ‘interesting and bi’zarre time of the year to visit,Cambridge│ is during, May Week. ││ This is→neither in, May,│ nor it is a,week.││ For →some, reasons ﻜ which nobody now re>members │’May Week is the ‘name ‘given to the ↑ first two weeksinJune│, the _very end of the University ‘ year. ││

The \paradox is \pleasantly \ quaint,│ but is \also \in a way \apt.││ \May Week denotes ‘not so much a par’ticular ‘ period of,time │as the \general ‘atmosphere of rela’xation and un,windingﻜ at the _end of the year’s, work.

 

(bi’zarre) – коммуникативный центр фоноабзаца

May Week – коммуникативный центр фразы.

Любой фоностилистический анализ проходит следующие ступени. Сначала идёт описание речевой ситуации, которая включает в себя цель, окружение и участников. Применительно к данному тексту, можно сказать, что цель состоит в передаче информации читателю, никаких прочих целей не присутствует, поэтому создаётся атмосфера полной бесстрастности, а голос звучит звучно (с хорошим резонансом) и сдержанно.

Текст читает студент Оксфордского университета, обладатель отчётливого RP, чтение адресовано группе русских студентов, изучающих английский язык.

Следующим нашим шагом будет определение экстралингвистических факторов, а особенно степени подготовленности. Анализируемый текст можно охарактеризовать как подготовленный наполовину, или квазиспонтанный, поскольку его заранее прочитали. Что касается просодического уровня, то начнём с делеимитации. Текст разбит на фоноабзацы, затем на фразы, затем на интонационные группы, соответственно, длина пауз варьируется в зависимости от текстового фрагмента. Паузы стоят в местах синтаксического сочленения внутри фраз и между ними. Тем не менее, синтагмы обычны, значительная долгота пауз делает зачитывание внимательным и отчётливым, чтобы слушатели могли всё понять и не беспокоиться из-за значения незнакомых слов.

Что касается просодических характеристик:

Громкость относительно стабильная и нормальная, но в пределах фоноабзаца постепенно уменьшается. Т.о., легко заметить границы между последней и первой интонационными группами 2 соседних фоноабзацев по контрасту громкости. То же самое можно сказать об уровнях и диапазонах: они отчётливо снижаются внутри фоноабзаца.

Скорость высказывания нормальная или замедленная, без заметных изменений. Вместе со средней долготой пауз можно назвать общий темп речи умеренным.

Ритм можно охарактеризовать как систематический, чётко организованный, межпаузальные интервалы практически изохронны (равновременны).

Одним из основных стилеразличительных признаков на просодическом уровне является акцентуация семантических центров. Она выражается при помощи терминальных тонов, предъядерных шкал, колебаний высоты и диапазона тона на ударных слогах в виде колебаний громкости, а, также, при помощи контраста между ударными и неударными сегментами высказывания.

Терминальные тоны обычно представлены низким нисходящим тоном: иногда встречаются высокие падения, их использование напрямую передаёт некое значение; в незаконченных сегментах часто употребляются средний ровный тон и низкий восходящий тон:

 

The →most ‘interesting and bi’zarre time of the year to visit,Cambridge│ is during, May Week. ││

 

Предъядерная шкала не варьируется значительно, превалируют нисходящие и ровные типы. Для читающего характерны падения в пределах интонационной группы:

 

The \paradox is \pleasantly \ quaint,│ but is \also \in a way \apt.││

 

Контраст между ударными и неударными сегментами фразы невелик, это признак зачитывания в целом; фразовое ударение нецентрализованно, т.е. распределяется по ударным слогам предъядерной шкалы.

 

Инвариант фоностилистических характеристик зачитывания информативно-описательных обучающих текстов.

тембр Бесстрастный, сдержанный, звучный
делимитация Фоноабзацы – фразы – интонационные группы; паузы в основном в местах синтаксического сочленения, нормальной и средней долготы везде, кроме конца фоноабзаца.
Просодические признаки – маркеры стиля Громкость Нормальная по всему тексту, изменяется на границах фоноабзаца
Диапазоны и регистры тона Понижаются к границам фонаабзаца
скорость Нормальная (умеренная), не меняется
паузы В основном синтаксические, нормальной долготы, иногда эмфатические для семантической акцентуации
ритм Систематический, хорошо организованный, изохронный; децентрализованное фразовое ударение.
Акцентуация семантических центров Терминальные тоны Общее употребление конечных категоричных тонов; в незаконченных сегментах - средний ровный и низкий восходящий тон
Предъядерные шкалы Общее употребление нисходящих и ровных шкал, либо несколько падений в пределах одного межпаузального сегмента
Контраст между ударными и неударными сегментами Не большой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационный стиль | Информативно-описательный обучающий монолог
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.