Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буржуазные реформы 1860–1870-х гг




 

Местное хозяйство в России находилось в запущенном состоянии. Тысячи жизней уносили эпидемии, крестьяне не знали элементарных правил гигиены. В тяжелом положении находилось и народное образование: помещики, содержащие школы для детей своих крестьян, закрыли их сразу после 1861 г. Никто не заботился о проселочных дорогах. Казна была истощена, и поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, ходатайствующей о введении местного самоуправления. У реформы была и другая положительная сторона: она частично снимала социальную напряженность, возникающую при отсутствии парламентаризма.

1 января 1864 г. был утвержден закон о Земском самоуправлении, в ведение которого входило благоустройство дорог, школ, больниц и богаделен, организация продовольственной помощи населению в неурожайные годы. Деньги на это шли из специальных земских налогов. Распорядительными органами земств были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными – уездные и губернские земские управы.

Местными жителями избиралось уездное земское собрание (от 10 до 96 гласных – депутатов), которое направляло депутатов в губернское собрание (от 15 до 100 гласных). Как правило, в этих учреждениях преобладали дворяне, которых правительство считало своей опорой, поэтому земства не вводились там, где не было помещиков (в Сибири, Архангельской губернии, в районах казачьего самоуправления – Области войска Донского, Астраханской и Оренбургской губерниях). Земства сыграли значительную роль в улучшении жизни русской деревни, развитии просвещения: появилась сеть земских школ и больниц, существенно ограничивались полномочия государственных чиновников. Крестьяне с уважением относились к земским врачам, учителям и агрономам, среди которых были лучшие представители интеллигенции, променявшие блестящие перспективы и высокую зарплату в городах на скромный оклад земского служащего. Земства так и не стали полностью независимыми от администрации учреждениями: за законностью земских решений наблюдал губернатор, а своих принудительных органов власти они не имели – приходилось обращаться за помощью к полиции и к тому же губернатору.

На сходных основаниях проводилась и городская реформа 1870 года. Раз в четыре года в городах избиралась городская Дума, назначавшая городскую управу и городского голову. К выборам допускались все сословия, но высокий имущественный ценз сильно ограничивал число выборщиков (в Москве, например, их число составляло 3,4% процента населения).

Судебная реформа, проведенная в 1864 г., оказалась наиболее последовательной из всех буржуазных реформ. Вводился новый суд: бессословный, гласный, состязательный и не зависимый от администрации. Обвинение поддерживал прокурор, защиту – адвокат. Появился суд присяжных заседателей (12 человек), выносивший вердикт (решение) о виновности или невиновности подсудимого. К смертной казни могли приговорить лишь военные суды или Особое присутствие Сената. Мелкие уголовные и гражданские дела разбирал Мировой суд, где был один судья. Мировой судья избирался городскими думами или земскими собраниями. Правительство не могло отстранить от власти ни судей окружного суда, ни мирового судью: они были не зависимы от местной администрации.

Эта реформа тоже осталась незавершенной: не был реформирован Сенат – высшая судебная инстанция. Для крестьян сохранялся сословный волостной суд, состоявший из крестьян, судивший на основе местных обычаев. Кроме того, мировой посредник и волостной суд могли приговорить к телесным наказаниям (это позорное явление было ликвидировано лишь в 1904 г.).

Значительное время продолжались и военные реформы (1862–1874), проведенные стараниями нового военного министра Д.А.Милютина. Было централизовано и упорядочено управление войсками, страна разделилась на 15 военных округов, подчиненных непосредственно министру. С 1 января 1874г. рекрутчина заменялась воинской повинностью, распространявшейся на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте устанавливался срок службы 6 лет, на флоте – 7, но наличие образования позволяло сократить время службы до 6 месяцев (для имевших высшее образование). Производилось перевооружение армии нарезным оружием, вводилась новая, более удобная форма.

Серьезные изменения происходили в сфере образования. Университетский устав 1863 г. вернул университетам автономию, ликвидированную при Николае I. Гимназический устав 1864 г. ввел равенство в среднем образовании всех сословий и вероисповеданий. Оформились два направления в среднем образовании: в классических гимназиях основное внимание уделялось гуманитарным наукам, в реальных училищах – естественным. Определенные уступки были сделаны печати: в 1865 г. отменили предварительную цензуру. Теперь наказывали за уже опубликованные материалы: министр внутренних дел объявлял предостережения (после трех – журнал или газету закрывали), но для провинциальных изданий цензура сохранялась.

В целом по своему значению буржуазно-демократические реформы 1860-1870 гг. мало уступали отмене крепостного права. Они не только открывали путь развитию капитализма в экономике, но и создавали для этого предпосылки в социальной и духовной сферах, разрушая прежнюю замкнутость сословий. Возникали и определенные проблемы: общественное движение вновь подняло вопрос о введении конституции, но отказ правительства от дальнейшего продолжения реформ вызвал оживление радикальных течений в Российской империи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.