Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либерально-демократические реформы в царствование Александра II (1855 – 1881)

Переходя к эпохе великих реформ, надо сказать, что Николаевское царствование оказалось в некоем объективном тупике. Общество и государство развиваются, и Крымская война показала, что без этого развития невозможно противостоять внешнему противнику. Повторилась ситуация Петровского времени, когда противостояние со шведами вынудило Россию модернизировать прежде всего армию, да и всю государственную систему. Хотя Николай I очень походил на Петра, а Александр II никак на него не походил, роль Петра всё же пришлось исполнять Александру II и проводить комплексные реформы. Речь идёт об освобождении крестьян и прочем.

Император Александр II и его отношение к церковной жизни

Получил христианское воспитание. Родители: мать Александра Феодоровна, урожд. принцесса Прусская активно занималась благотворительностью, старалась следовать в личной жизни евангельским заповедям. Отец, имп. Николай I: строгость, аскеза, укорял сына в сентиментальности, лености, самолюбии. Воспитатели: 1) боевой офицер, герой Аустерлица, К.К. Мердер, 2) большее влияние – второго воспитателя Василия Андреевича Жуковского: положил в основу воспитания Наследника систему Песталоцци. Кроме романтическо-идеалистической ноты, внушал воспитаннику чувство «гуманности и справедливости» (сам Жуковский освободил своих крестьян). Законоучителя: 1) с 1826 г. прот. Георгий Павский (написал для наследника две книги по Закону Божию – «Христианское учение в краткой системе» и «Начертание церковной истории», преподавание начал христианского учения пытался связать с процессом развития детской и отроческой души. Книги были напечатаны с Высочайшего соизволения, но свт. Филарет (Дроздов) сделал строгие замечания о «сомнительном православии», преподаваемом наследнику), 2) с 1835 г. прот. Василий Бажанов (бывший профессор МДА, в дальнейшем протопресвитер, член Синода с 1850 по 1883 г.).

Начало царствования имп. Александра II: оживление госуд. и обществ. жизни.

1) Неудача Крымской войны побудила правительство обратить внимание на недостатки государственного устроения предыдущей эпохи, осознать необходимость реформ.

2) Усилилось стремление общества к участию в улучшении государственного и общественного управления.

3) Журналистика, активизировавшаяся вследствие ослабления цензуры, отражала оживленное обсуждение вопросов, став влиятельным фактором общественного мнения.

4) Гласность: в печати стали подниматься вопросы, доселе обсуждаемые лишь в секретных комитетах и комиссиях, при закрытых дверях.

5) В проповедях архиереев – Казанского архиеп. (с 1856 г. С.-Петербургского митр.) Григория (Постникова), Херсонского архиеп. Иннокентия (Борисова) († 1857) – звучали призывы к «действованию соединенными силами», то есть силами и средствами Церкви и государства.

Государь открыто выступил инициатором перемен [1]: ему стали поступать записки, проекты, предложения. Отменено крепостное право, телесные наказания, предоставлены широкие права земствам, введена гласность и публичность судов, независимость судей, адвокатура[2]. Требовали улучшения и многие стороны церковной жизни: бедность приходского духовенства, проблемы, связанные с духовными школами, тяготящая замкнутость духовного сословия. Неизбежно вставал вопрос о высшем церковном управлении: синодальная система, по крайней мере, в сложившемся к сер. XIX в. виде, вызывала много нареканий. Но: насколько реформы должны быть радикальными? И – какими методами они должны осуществляться?

Царствование Александра II было не безоблачно: Царь-Освободитель, на которого было совершено 8 покушений, последнее из которых – 1 марта 1881 г. – окончилось гибелью императора.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Часть 1. Количественный подход | Попытки реформирования Церкви в либеральном духе (1860–1870-е гг.) и изменения статуса белого духовенства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.