Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления и функции деятельности психологической службы в сфере экономике




В качестве основных направленийпрофессиональной психологической работы в сфере экономики выделяются :

1) изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд;

2) изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения;

3) психологическая консультация и профессиональная ориентация;

4) исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления;

5) изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления;

6) психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента;

7) психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости;

8) психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры по их профилактике и урегулированию;

9) психология поведения личности и группы в экономических ситуациях;

10) психология поведения клиента, акционера, сотрудника организации;

11) психология мошенничества и других форм деструктивного поведения в организации;

12) психология экономического выбора и предпочтений;

13) исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы, кредит, экономика природопользования);

14) изучение национальных психологических особенностей России и их влияния на поведение в экономической среде (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.14-15).

Особый интерес для психологии в условиях экономики переходного периода представляют:

- особенности мотивации профессиональной деятельности в зависимости от форм собственности,

- влияние разных форм материальной ответственности на взаимоотношения в трудовом коллективе,

- роль фактора занятости в поведении личности и группы,

- личность предпринимателя,

- стратегии поведения личности и группы перед лицом конкуренции,

- психология экономического риска (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.17).

Практическая экономическая психология составляет важнейшую часть работы службы маркетинга. Функция маркетинга - изучение возможностей удовлетворения желаний и нужд потребителей. Психология призвана помочь ответить на основные вопросы, стоящие перед маркетингом: кто покупатель, каковы его желания и потребности, как побудить его купить товар, как воспринимается товар (его название, внешний вид, упаковка), как наиболее эффективно информировать покупателя, какие слова подобрать в рекламе, как будет психологически восприниматься цена?

Ученые Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, занимающиеся проблемами экономической психологии, выделили следующие основные функции экономиста-психолога фирмы:

Разработка системы психолого-экономических показателей, которые должны стать ограничениями для управленческих решений на самых различных уровнях.

Обучение персонала деловому общению, формирование у экономистов различных профилей коммуникативных навыков.

Консультирование по проблемам фирмы и персонала: подбор и тренировка команды, подбор и оптимальное использование специалистов (с учетом организационной структуры, распределения функций, прав и обязанностей, а также психологических характеристик людей); вопросы, связанные с созданием имиджа фирмы, ее внутрифирменной этики; вопросы, связанные с созданием имиджа отдельного лица.

Исследование и формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективах, создание продуктивных рабочих команд.

Анализ факторов, определяющих трудовое поведение, причин возникающих противоречий и споров, корректировка поведения, урегулирование конфликтов.

Психологическая защита и безопасность отдельных лиц: подбор средств и методов психологического самосовершенствования в профессии и достижения психологического комфорта, деятельность, направленная на обеспечение социального партнерства и социальной защиты персонала.

Мониторинг системы управления фирмой, оценка и прогнозирование психологических последствий экономических решений руководства. Важные управленческие решения должны быть предварительно оценены экономистом-психологом с точки зрения их психологических последствий: как они будут восприняты, как их привести в действие с наименьшими искажениями. Необходим учет психологического состояния персонала при принятии важных решений.

Исследование культуры организации и психологического состояния персонала, их влияния на экономическую деятельность, анализ психологических факторов, определяющих условия труда и отношение к труду работников, разработка мер по их улучшению.

Помощь руководству при подготовке и внедрении экономических нововведений (например, новой системы оплаты или компенсаций): оценка последствий нововведения, устранение (смягчение) попыток сопротивления нововведениям.

Оценка и развитие экономического потенциала отдельной личности и персонала в целом, мотивация и стимулирование, в особенности творческого отношения к труду.

Участие в системе внутрифирменного аудита путем исследования личностных качеств и обстоятельств жизни работников, которые могут стать предпосылками к совершению действий в ущерб организации.

Изучение экономической культуры социальной среды (этика хозяйственной деятельности, ценности, традиции и т.д.) и ее влияния на экономическую политику фирмы. Это необходимо фирмам, действующим на территории других стран (Муравьев, Локшина и др., 1998, с.43-45).

Как видим, для успешного выполнения этих функций специалисту в области экономической психологии необходим очень солидный объем знаний, умений, навыков, которые могут быть приобретены как в процессе обучения в вузе, так и в последующей трудовой деятельности.

Для успешной практической работы в сфере экономики и бизнеса современный психолог должен быть универсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией или решением какой-либо экономической проблемы, предпочитают комплексное решение проблем. Руководителю понятно, если специалист говорит с ним на языке прибыли, процентов, себестоимости.

Как показывает опыт, самые активные и успешные консультанты в бизнесе - это люди с хорошим образованием, постоянно пополняющие его, обучаясь новым технологиям работы.

 

3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.