Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3




Феномены психологии

 

Феномен – явление, обнаруживающее сущность чего-нибудь (в данном случае – некоторых сторон психики).

1. Феномен «вера в справедливый мир»: люди склонны верить в то, что мир справедлив, и если человек не виноват, то с ним ничего и не случится. Люди верят, что каждый имеет то, что заслуживает, или заслуживает то, что имеет. Конечно, это далеко не всегда так, но, тем не менее, эта вера существует, потому что с нею легче жить – снижается уровень тревожности, уменьшается стресс. Потому-то, когда с кем-то что-то случается, многие люди пытаются возложить вину на самого человека, говоря: «Сам виноват!». И часто ошибаются.

2. Феномен «нога-в-дверях»: если человек в начале согласился выполнить маленькую просьбу, то потом он выполнит просьбу и побольше.

3. Феномен «прямо-в-лоб»: сначала человек просит очень много и получает отказ «прямо в лоб», потом обращается с более скромной просьбой и получает желаемое.

4. Феномен «самонадеянности»: человек переоценивает свои возможности (См. также кн.: Майерс Д. Социальная психология, и Словарь практической психологии Головина).

5. Феномен «я знал это!» (ошибка хиндсайта): преувеличение своих способностей предвидеть события, но уже после того, как результат стал известен.

6. Феномен «нереалистичного оптимизма»: заключается в том, что мы переоцениваем свои и ситуативные возможности, а также шансы на успех, недооценивая опасность. Мораль: для достижения успехов требуется оптимизм в количестве, достаточном для надежды, и пессимизм в количестве, достаточном для беспокойства и осторожности.

Тема 1.1. Психология как наука (продолжение)

1.1.4. Место психологии в системе наук

 

Человек является органической частью и природы, и общества, т. е. он – существо биопсихосоциальное. А поэтому психология имеет тесные связи со всеми науками, которые изучают человека с разных сторон, что и показано на рисунке 1. Такая классификация наук [1] принадлежит академику А. Кедрову, а Б. Г. Ананьев назвал психологию интегратором всех наук о человеке. Поэтому мы и поместили её в центр треугольника.

 

Естественные науки

 

 

Социальные Философские

науки науки

 

Рисунок 1 – Место психологии в системе наук, изучающих человека

 

К естественным наукам можно отнести:

- биологию,

- физиологию,

- физиологию ВНД.

К социальным наукам можно отнести:

- историю,

- экономику,

- социологию,

- этнографию,

- педагогику,

- юриспруденцию,

- культурологию и др.

Философские науки: философия искусства, науки, религии, морали (этика), техники, природы, истории, политики, права и др.

Психология, с одной стороны, использует достижения разных наук, объясняющих возникновение, развитие, существование и функционирование человека, а с другой стороны – сама вырабатывает информацию, которую используют другие науки.

 


1.1.5. Основные отрасли психологии

Психология в настоящее время представляет собой весьма разветвлённую систему отдельных психологических наук. Эти отдельные науки называются отраслями психологии.

Отрасль науки это самостоятельно развивающееся направление науки:

Если представить себе, что психология – это дерево, то большие ветви этого дерева и будут отраслями. У больших ветвей есть маленькие веточки, это – подотрасли.

Например, возьмём отрасль «Социальная психология», изучающую закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на различных уровнях (межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, в том числе в семье, в организации, в социальных общностях), в различных условиях (нормальных, осложнённых и экстремальных) и в различных сферах (экономике, обществе, государстве).

К социально-психологическим явлениям относят общение, отношения, социальное восприятие, конфликты, мнения, настроения, традиции, обычаи, слухи, моду, образ жизни, культуру, социально-психологический климат, пропаганду, стратификацию, социальную напряжённость, социализацию, адаптацию и др. Поэтому существуют такие подотрасли, как психология общения, конфликтология, психология менеджмента, психология маркетинга, экономическая психология, психология управления, поведение потребителя, психология семьи, социально-политическая психология, психология масс и др. Это – веточки на большой ветке под названием «Социальная психология».

Психология находится в процессе интенсивного развития, каждые 4–5 лет в ней появляется новое направление, соответствующее запросам практики.

Науки можно разделить на фундаментальные (базовые) и прикладные (специальные). Базовые науки дают знания, которые используются в прикладных отраслях.

Базовой психологической наукой является общая психология. Её структура представлена на рисунке 2.

 

 


Психология личности
Психология познавательных процессов

 

Рисунок 2 – Структура общей психологии

 

 


1.1.5.ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

(для самостоятельного изучения).

 

1. Авиационная психология 2. Акмеология 3. Военная психология 4. Возрастная психология 5. Дифференциальная психология 6. Дифференциальная психофизиология • 7. Зоопсихология 8. Инженерная психология 9. Историография психологии 10. Историческая психология 11. История психологии 12. Консультативная психология 13. Космическая психология 14. Медицинская психология 15. Музыкальная психология 16. Нейролингвистика 17. Нейропсихология 18. Общая психология 19. Патопсихология 20. Педагогическая психология 21. Психическая реабилитация 22. Психогенетика 23. Психогигиена и психопрофилактика 24. Психодиагностика 25. Психолингвистика 26. Психологическая антропология 27. Психология искусства   28. Психология компьютеризации 29. Авиационная психология 30. Военная психология 31. Возрастная психология 32. Дифференциальная психология 33. Дифференциальная психофизиология • 34. Зоопсихология 35. Инженерная психология 36. Историография психологии 37. Историческая психология 38. История психологии 39. Консультативная психология 40. Космическая психология 41. Медицинская психология 42. Музыкальная психология 43. Нейролингвистика 44. Нейропсихология 45. Общая психология 46. Патопсихология 47. Педагогическая психология 48. Психическая реабилитация 49. Психогенетика 50. Психогигиена и психопрофилактика 51. Психодиагностика 52. Психолингвистика 53. Психологическая антропология 54. Психология искусства  

 

О психодиагностике. В областном центре профессиональной ориентации можно определить с помощью тестов личностные особенности, сферу деятельности, которая вам больше подходит, индивидуальный стиль деятельности, потенциал личности, сильные и слабые стороны, и нарисовать ваш психологический портрет. Телефон 41-78-64, Зайнутдинова Ирина Ильинична.

Стоимость одного часа консультации – 150 руб., психологического портрета 480 руб. (данные 2006 г.)

В последнее время появились:

- психология переживаний,

- психология стресса,

- психология бизнеса,

- психология менеджмента,

- психология торговли,

- практическая психология

- психология маркетинга.

Практическая психология помогает разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившейся ситуации, понять причины трудностей в личной жизни, в профессиональной деятельности, в общении и в семье.

Консультации по различным аспектам личной и семейной жизни можно получить в Центре социально-психологической помощи семье и населению по адресу ул. Ленина, 104 – бесплатно, тел 41-00-02;

или в Центре медицины и психотерапии на ул. Ленина, 86 – платно, тел. 32–99–52.

Своими проблемами нужно заниматься! «Если ты не займёшься проблемой, то проблема займётся тобой». Психологи считают, что беспроблемных людей нет.

На Ленина, 104 телефон работает круглосуточно. По ночам звонят те люди, которые решили свести счёты с жизнью или близки к этому. Суицид – это постоянное решение временных проблем. Все проблемы – временные, даже несчастная любовь, и от неё тоже есть лекарство. Какое? Новая любовь!

Есть психологи-консультанты, к которым люди обращаются по следующим вопросам:

- развитие способностей своих детей;

- воспитание детей;

- коррекция своего характера;

- умение общаться;

- вредные привычки;

- определение особенностей своего характера;

- урегулирование семейных конфликтов;

- снятие стрессов;

- постановки жизненных целей и т. д.

- обретение смысла жизни.

Естественно, что человека не в последнюю очередь волнует вопрос о смысле и цели его существования. Человек с развитым самосознанием не может воспринимать в качестве основной, высшей цели своего онтогенеза (от греч. on, род п. ontos — сущее и...генез) индивидуальное развитие организма (совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем, 1866), такие свои функции как самосохранение и размножение. Он неизбежно понимает, осознает их, как некоторое средство, необходимое для реализации определенного, но не осознаваемого на формализованном уровне, назначения. По этому поводу у Ф. М. Достоевского есть достаточно лаконичное и образное высказывание: «...тайна Бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить».)

Но главная тема – любовь. Ниже приводится отрывок из книги В. Л. Леви (интервью журналистке).

 

Взгляд в окошко травмопункта любви[2]

 

«Владимир Львович, сколь часто в ваш кабинет психотравматологии приходят пациенты, ударенные любовью?

Прямым образом – приблизительно каждый третий, если не второй, а косвенным или скрываемым – каждый первый.

Я уверен, что, если бы случилось на земле чудо и все люди были бы нерушимо счастливы в любви, мне можно было бы смело идти в сапёры.

А какие они бывают, любовно ударенные? Виды, разновидности, классы любовных проблем?

Таня, если их только назывательно перечислять, не хватит и пятитомной энциклопедии. Океан одиночеств разного происхождения... Невежество, неопытность, непосвященность в тайны любовной науки, которая дорого обходится...

Комплексы неполноценности, связанные с любовными и сексуальными отношениями... Любовные треугольники всех мастей; несчастные любови всех цветов радуги, неравенства и невзаимности; путы любовных зависимостей с их безумиями и кошмарами... Наваждения и охлаждения, схождения и расхождения — любовные тяни-толкай...

А еще разные несовместимости и конфликты сожительских и супружеских пар, несть им числа... Разводные стрессы, послеразводные депрессии...

Еще возрастные проблемы с детства до старости – любви все возрасты покорны, воистину... А еще недуги тела и психики, затрагивающие сексуальность и любовь; рассогласование между возможностями в разных сферах жизни, особенно в эротической и финансовой, сексуальной и социальной; всяческие извращения; всевозможные удары, которые наносит любви безжалостная действительность...

И вы посреди этого всего еще живы и...

...психически здоровы, вы хотите спросить?..

Каждый день получаю пяток-другой писем и десяток-другой звонков с просьбами, криками, стонами, требованиями и мольбами о помощи в любовных делах. С вопросами, подчас просто ошеломительно конкретными и содержательными».

 

Вообще есть три группы специалистов, к которым обращаются люди со своими проблемами.

Психологи – специалисты, имеющие психологическое образование, они занимаются здоровыми людьми, вернее, их проблемами.

Психотерапевты – как правило, это специалисты, имеющие медицинское образование, к ним идут люди в более сложных случаях, когда мало одних лишь бесед и разговоров, а нужно выписывать лекарства – успокоительные, или снимающие депрессию.

Психиатры – врачи, которые лечат психических больных, обычно в стационарах, у нас – в Карамзинке.


 

1.1.6. Методы эмпирических исследований в психологии

 

Что такое метод в науке? Метод – способ познания, изучения. По существу это путь познания. Методы нужны науке для изучения своего предмета исследования. Наука использует научные методы, а это означает, что используемые методы являются объективными (независимыми от воли исследователя, его особенностей и пристрастий), валидными (пригодными для изучения того качества, которое изучается данным методом), надёжными (давать одни и те же результаты при повторении исследования, т. е. давать воспроизводимые результаты) и точными (погрешности измерения результатов должны быть незначительными). Например, требования валидности означает, тесты для изучения способностей должны изучать именно способности, а не уровень развития навыков решения задач или рисования.

Психику человека изучает не только психология, но и многие другие науки, потому что психика существует не сама по себе – её функционирование обеспечивается работой различных органов, а также на функционирование влияют различные внешние и внутренние факторы.

Каждая наука изучает психику и механизмы её функционирования своими специфическими методами. Например, работу органов человеческого тела, как известно, изучает физиология, а это медицинская дисциплина, и используются, в основном, методы химического анализа. А как связать воедино физиологию и психологию, как навести между этими двумя науками мосты? Нужна особая наука, и она называется психофизиологией (нейрофизиологией), изучает она физиологические показатели работы нервной системы. Методы у неё тоже свои собственные – электрофизиологические – регистрация импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи (на этом методе основана работа широко известного детектора лжи или, как его ещё называют, полиграфа), электроэнцефалография (вживляют в мозг электроды и записывают прибором), электроокулография, электромиография, электрокардиография и др. [Осн.психофизиол., с. 24]. Они надёжны, объективны, точны, потому что физиологическая активность клеток, тканей и органов регистрируется в виде электрических потенциалов (импульсов). Вот только расшифровывать полученные кривые сложно.

Психология использует не столь сложные методы, да и интерпретация (истолкование) полученных данных тоже обычно попроще (если не считать проективных исследований).

Методы эмпирических исследований в психологии (или кратко – методы психологии) – способы изучения психики и поведения. Рассмотрим основные методы, с помощью которых психологи изучает поведение и психику людей.

1. Наблюдение – это внимательное, неотступное слежение. Наблюдение как научный метод исследования отличается от житейского наблюдения тем, что обязательно имеет, во-первых, чёткий план проведения наблюдения (методику), во-вторых – протоколы, куда заносятся полученные данные, в-третьих – описание и анализ полученных данных, в четвёртых – научное объяснение. В процессе наблюдения сначала поступки и слова подробно записываются – на бумагу, видео, диктофон, затем заносятся в протокол наблюдений, а потом – описываются и анализируются. В результате наблюдатель-исследователь научно объясняет причины того или иного психологического явления.

Например, исследуются конфликты в организации. Студенты часто выбирают этот вопрос для курсовых и дипломных проектов. Записывается, кто, что, как, кому, когда сказал, и какие последствия имели эти слова. Или как человек себя вёл невербально: не обращал внимания, т. е. игнорировал, косо посмотрел, скептически хмыкнул или ехидно, со злорадством улыбнулся, скорчил брезгливую мину, посмотрел свысока, не считался с присутствием коллеги – вёл себя шумно, громко разговаривал, в том числе и по телефону, шушукался с другим коллегой, не давал информации – прятал в стол бумаги при приближении, или убирал с экрана компьютера изображение. Тоже всё записывается. На преддипломной практике – два месяца, на производственной практике – один.

Классификация видов наблюдения представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Виды наблюдения

 

Среди них:

- внешнее (за другими, со стороны) и внутреннее (самонаблюдение, интроспекция);

- сплошное и выборочное;

- эпизодическое и систематическое;

- пассивное и активное (стороннее и включённое, когда наблюдатель принимает личное участие – является членом коллектива и включён во взаимоотношения, в том числе и руководства-подчинения);

- открытое и скрытое;

- однократное, периодическое, лонгитюдное (на протяжении всей жизни);

- в лаборатории, в клинике, в естественных условиях.

Чаще всего используется внешнее наблюдение – для изучения поведения и всего, что с ним связано – трудовой и учебной дисциплины, психологического климата, организационной культуры, симпатий и антипатий, лидерства и т. д. Оно, в свою очередь, может быть сплошным или выборочным, пассивным и активным, открытым и скрытым, и т. д.

Нужно сказать, что наблюдение, как и всякое исследование – дело тонкое, и нужно учитывать психологию людей, и, прежде всего – психологические потребности. Например, одна аспирантка наблюдала за развитием ребёнка соседей. Они согласились помочь науке выявить возрастные особенности и закономерности развития, принимали её благосклонно до того момента, когда однажды у девушки рассыпались её бумаги. Помогая собирать их, мама ребёнка вдруг прочитала, что ведётся наблюдение за ребёнком со средними способностями. Но каждая мама считает, что её ребёнок – выше среднего или даже вундеркинд. Мама обиделась на такую характеристику, и девушке больше не разрешили наблюдение.

Второй пример. Допустим, вы во время практики на заводе исследуете методом наблюдения стиль руководства начальников разного уровня: директора (высший уровень), начальника цеха (средний уровень), и мастера (низший уровень). Если вы скажете мастеру, что вас интересует стиль руководителя низшего уровня, то это, конечно, будет правда, но эта правда будет неприятна мастеру, и он будет относиться к вам не так, как вам бы хотелось. Ведь каждый хочет казаться значительной, важной фигурой, от которой многое зависит, которая на многое влияет и имеет высокий статус. Поэтому так и нужно сказать, что вас интересует стиль руководства человека, который является важнейшей фигурой на производстве, и от которого зависит качество, производительность, выполнение планов по производству, стараниями и умением которого обеспечивается выполнение этого плана. И это тоже будет правда. Но отношение к вам будет совсем иное.

2. Эксперимент – это научно поставленный опыт с человеком, с людьми, животными. Исследователь создаёт специальные условия, в которых проявляется исследуемое поведение или психическая особенность, т. е. сам вызывает исследуемое явление.

Виды эксперимента:

- естественный (в реальных условиях) и лабораторный (в лабораторных условиях);

- констатирующий (фиксирует наличие или уровень развития исследуемого качества или поведения) и формирующий (формирует нужный тип поведения или нужное качество, используется для обучения и воспитания).

Пример естественного эксперимента: решив проверить опытным путём память ребёнка, ему говорят: пойди в магазин и купи: молоко, рис, сметану, сахар, булку, чипсы, кириешки, мороженое. Что он запомнит и сколько? Запишут. Потом в магазин канцтоваров пошлют. Потом всё опишут, проанализируют, например: из всех продуктов он запомнил и купил правильно только мороженое и чипсы. Всё остальное, что он купил, ему не заказывали. Сделают вывод, что в данном возрасте ребёнок способен запомнить только две единицы информации, и только эмоционально значимой (волнующей его).

Пример лабораторного эксперимента.

Германо-американский психолог Курт Левин исследовал роль и значение руководителя в группе. Объектом изучения К. Левина были группы детей-подростков (мальчиков 11—12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше (смесь из картона, гипса, клея, крахмала). Подростки были разделены на три группы. Во главе каждой группы стоял взрослый, демонстрировавший разные стили руководства, для простоты названные «авторитарным», «демократическим» и «попустительским.

1. Авторитарный стиль. Решение принимает руководитель единолично. Он действует по отношению к подчиненным властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сосредоточивает в своих руках все основные функции управления.

2. Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу.

3. Либеральный стиль. Решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, ведет себя, как рядовой участник предоставляет участникам группы полную свободу. Участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер.

К каким же выводам пришел К. Левин на основе своих экспериментов? Он и его сотрудники установили, что для той конкретной ситуации наиболее целесообразным стилем руководства является демократический.

Во-первых, этот стиль создает более благоприятную атмосферу и способствует более активному включению членов группы в совместную деятельность. Во-вторых, при этом стиле руководства группа отличается наивысшей удовлетворенностью, стремлением к творчеству. Наконец, в-третьих, этот стиль обеспечивает установление наиболее благоприятных взаимоотношений между руководителем и группой.

При авторитарном стиле руководства группа выполняла больший объем работы, чем при демократическом стиле, но имела более низкую мотивацию, оригинальность действий и дружелюбие. В таких группах отсутствовало групповое мышление, проявлялось больше агрессивности. Она демонстрировалась как по отношению к руководителю, так и по отношению к другим участникам группы. Наблюдались признаки большей подавленности и тревоги, зависимого и покорного поведения.

В сравнении с демократическим стилем руководства, при либеральном стиле объем работы уменьшался, ее качество снижалось, проявлялось больше игры, и в опросах фиксировалось предпочтение демократического лидера.

На основании исследования К.Левин дал примерную характеристику каждого стиля и целесообразности его использования.

Впоследствии было предпринято много попыток дать психологическую характеристику трех стилей управления. Главным результатом их являлось уточнение и конкретизация как минимум двух сторон: содержания решений, предлагаемых лидером группе, и техник (приёмов, способов) осуществления этих решений. В самом общем виде психологический рисунок обозначенных трех стилей представлен в таблице.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика трех стилей управления [Урбанович]

 

Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала «порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера – вне группы. Дела группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий.
Демократический стиль
Распоряжения и запреты – с советами. Позиция лидера – внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Либеральный стиль
Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера.
     

 

Пример формирующего эксперимента.

3. Опрос – метод сбора первичной информации, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к человеку или совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их интерпретацию.

Понятие опроса употребляется для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником которой является человек. Варианты опроса:

- устный – применяется, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы;

- письменный – применяется, когда достаточно формальных ответов, без наблюдения за реакциями отвечающего. Этот вид опроса позволяет охватить большее количество людей.

Опрос может быть свободным или стандартизированным. При свободном опросе перечень задаваемых вопросов не ограничен определёнными рамками, а при стандартизированном – ограничен.

Выделяют различные виды вопросов.

Закрытые вопросы, предполагающие стандартизированный ответ, выбираемый из предложенных. Примеры подобных ответов: «да», «нет», «не знаю», «согласен», «не согласен», «трудно сказать», «иногда», «как правило», «обычно», «всегда».

Открытые вопросы, предполагающие нестандартизированный, свободный ответ. Ответы на открытые вопросы, в отличие от закрытых, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.

Прямые и косвенные вопросы обычно используются при психодиагностике – выявлении у опрашиваемого того или иного качества или состояния. Прямые вопросы предполагают прямую, самостоятельную оценку опрашиваемым того или иного качества или состояния, а косвенные – не предполагают.

Примеры различных типов вопросов.

Закрытый вопрос: «Вас устраивает расписание занятий?»

Открытый вопрос: «Ваше мнение о расписании занятий?»

Прямой вопрос о таком качестве, как конфликтность: «Вы конфликтный человек?»

Косвенный вопрос о таком качестве как конфликтность: «Часто ли Вы бываете участником конфликта?»

По функции вопросы могут быть основными или наводящими; контрольными или уточняющими.

Что касается формулировки вопросов, то вопросы должны быть максимально краткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными.

Самые типичные ошибки при составлении вопросников: 1) скрытая заданность ответа; 2) сверхдетализированность; 3) двусмысленность; 4) недостаточная различительная сила вопросов. Хорошие вопросники должны удовлетворять критериям надёжности и валидности (определения этих понятий даны выше).

Устный опрос может проводиться в форме простого опроса – в режиме «вопрос-ответ» или в форме интервью (форма опроса называется интервьюированием).

Традиционносчитается,что интервью – предназначенная для печати (радио, телевидения) беседа с каким-либо лицом [Ож.ШВ.]. Сейчас его используют и для сбора научной информации.

Интервьюирование – особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. В отличие от анкетирования интервьюирование осуществляется при помощи специально подготовленного для этого лица – интервьюера.

В основе интервью лежит беседа. Однако это не простая беседа – здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели её заданы «извне» программой и задачами исследования. Таким образом, интервью как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне «псевдообщение». От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации.

Специфика интервью – получаемая информация несет на себе следы общения интервьюера с опрашиваемым. Эта особенность, по мнению многих исследователей, составляет его основной недостаток.

Основные сферы применения интервью – изучение общественного мнения, опросы экспертов, телефонные опросы, контрольные и выборочные беседы при анкетных исследованиях.

Анкетирование (письменный опрос) – разновидность метода опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой. По сравнению с интервью анкетирование имеет некоторые особенности: в интервью – это восприятие устной речи в диалоге с интервьюером, а в анкетировании – это восприятие письменного текста. Другая особенность анкетирования – повышение самостоятельности респондента при заполнении анкеты.

Этими особенностями обуславливается возможное снижение качества информации: возрастание числа неискренних и формальных ответов, снижение числа возврата анкет и т.д.

Анкета – разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе. Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определённым правилам. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетёром (очное, групповое или индивидуальное анкетирование).


Примеры опросов.

 

Особое место в психологических исследованиях занимает тестирование.

4. Тестирование психологическое – один из наиболее распространенных и практически эффективных методов психологической диагностики личностных особенностей и отношений, использующий стандартизированные вопросы, задания и процедуры обработки результатов.

Тест предполагает чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также их стандартизированную интерпретацию. В этом – отличие тестов от анкет, вопросников и т. д.

Варианты теста:

- тест-опросник,

- тест-задание (например, нарисовать дом, дерево, человека),

- проективный тест ( основан на механизме проекции тех качеств, которые исследуются, используется для выявления скрываемых качеств и мотивов).

Тестов, «свободных от культуры», а значит, одинаково понятных по материалу индивидам из разных социальных общностей, создать нельзя. Это неустранимое свойство тестов, и оно особенно резко обнаруживается при тестировании индивидов, принадлежащих не к той социальной общности, на которую ориентированы тесты.

Тесты могут составляться только специалистами. Набор заданий может быть назван тестом лишь после того, как он пройдет стандартизацию, и будут получены приемлемые коэффициенты его надежности и валидности. Информация, полученная при тестировании, оперативна, и данные индивида при изменении условий жизнедеятельности могут измениться в ту или другую сторону.

Требования, предъявляемые к тестам [КПС, с. 39]:

- валидность (от англ.valid – действительный, пригодный, действенный)– соответствие и пригодность теста для оценивания или выявления именно того психологического качества, для оценивания или выявления которого он предназначен (выбран, создан);

- объективность – непредвзятость, беспристрастность [Ожегов], что можно толковать как независимость от личностных и ситуативных факторов – симпатий и антипатий исследователя, его вкусов и предпочтений, теоретических установок, а также от условий, в которых проводится тестирование; от отклонений в настроении и состоянии испытуемого [Я];

- достоверность – соответствие истине, правильность, несомненность [по Ожегову];

- надёжность – возможность получения с помощью теста устойчивых показателей (имеющих минимальные погрешности и воспроизводимых при повторном тестировании);

- точность – степень соответствия оценённого или выявленного показателя действительно существующему.

Критерии оценки тестовых результатов включают ещё репрезентативность и эффективность. Репрезентативность означает представительность выборки испытуемых (представительность – это достаточно большая представленность исследуемых групп – молодёжи, детей, студентов и т. п. для того, чтобы можно было сделать выводы обо всей группе, а не только об испытуемых). Э ффективность означает действенность.

Полный список критериев оценки тестовых результатов: надёжность, репрезентативность, объективность, достоверность и эффективность [КПС, с. 39].

5. Моделирование – исследование на моделях (предметное, знаковое, математическое, мысленное, компьютерное). Вообще предметная модель – это увеличенная или уменьшенная копия чего-либо (модель атома, модель автомобиля и др.). С помощью компьютерного моделирования психологи, совместно с кибернетиками, исследуют интеллект – искусственный интеллект – пытаются понять, как происходит процесс мышления.


Раздел 2. История развития психологического знания [Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. 1996 г. и др.]

Тема 2.1. Развитие психологии в различные эпохи

 

До XIX в. психология развивалась в рамках философии, как и все другие науки. Поэтому, говоря о развитии психологии, мы будем говорить, в основном, о вкладе учёных-философов, а также представителей других наук, вносивших ясность во взаимоотношения души и тела.

Сам термин «психология» получил признание, или вошёл в обиход после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734), т. е. в XVIII веке.

В развитии психологии выделяют следующие исторические этапы:

1. Античная психология (древняя, относящаяся к древним грекам и римлянам).

2. Психология эпохи раннего феодализма.

3. Арабоязычная наука – в средние века (V–XV вв.).

4. Психология эпохи средневековья в Европе (V–XV вв.).

5. Психология эпохи Возрождения (XV–XVII вв.).

6. Психология эпохи Просвещения (XVIII в.).

7. Выделение психологии в самостоятельную науку (XIX в.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.