Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Изучение человека методами наблюдения, самонаблюдения (методом интроспекции) и самоанализа (рефлексии) велось всю его историю




ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В ПСИХОЛОГИИ

Изучение человека методами наблюдения, самонаблюдения (методом интроспекции) и самоанализа (рефлексии) велось всю его историю. Интроспекция в пер. с лат. означает «смотрю внутрь», а рефлексия (лат.) переводится как «отражение». Однако это изучение было в основном ненаучным.

Структуралистское направление (структурная школа)

Психология как наука родилась в конце 19 в., как дитя философии и экспериментальной физиологии [Холл, Линдсей. Теории личности, с. 19].

Датой рождения психологии как самостоятельной науки считается 1879 г., когда немецкий учёный Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию и начал производить опыты с человеком методом интроспекции – самонаблюдения. Психология пошла путем естественных наук, т. е. стала проводить эксперименты. А развитие науки как естественной начинается в тот день, когда философская дискуссия перестаёт быть единственным способом познания и уступает место точным и систематическим наблюдениям, а главное – эксперименту. Из науки теоретической психология превратилась в науку экспериментальную.

Именно в 1879 г. психология отделилась от философии, так же, как ранее, в 17-м веке химия и физика, а в 18-м веке – физиология.

Успехи физики и химии, объяснявшиеся применяемым ими методом расчленения вещества на составные элементы, подтолкнули Вундта использовать такой же метод в психологии.

Сознание было разбито на психические структуры, т.е. простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов, а также установить связи между ними и выявить законы этих связей. «Психологияэто наука о структурах сознания» – это направление назвали структуралисткий подход или структурная школа, структурное направление.

Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом – зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания – все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область – «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, не расчленены – это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной (с участием воли), так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания.

Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость – это удовольствие и возбуждение, надежда – удовольствие и напряжение, страх – неудовольствие и напряжение.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. И к тому эти элементы у разных людей оказались разными. Испытуемым в лаборатории показывали различные стимулы: картинки, звуки, запахи. И просили описать то, что он чувствует. Выяснилось, что описания стимулов у разных людей были разными. То, что одному испытуемому казалось ярким, громким, приятным, другому – тусклым, тихим, неприятным. Одного красный цвет возбуждал, другого – шокировал и раздражал. Кроме того, в разные дни недели описания одних и тех стимулов у одного и того же человека тоже были разными! Т.е. ощущения неодинаковы, непостоянны и изменчивы. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать, и метод интроспекции как научный отошёл в историю.

Функционалистский подход (функционализм)

Примерно в то же время (1881) в США возник функционализм.

Американский психолог Уильям Джеймс стал изучать функции сознания и его роль в жизни человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, возникающим с утра до вечера, от рождения до смерти. Как? Одним из трёх способов:

1) либо повторяя уже выработанные формы поведения,

2) либо изменяя их в зависимости от обстоятельств,

3) либо осваивая новые действия, если того требует ситуация (обучением).

«Психология — это наука о функциях сознания», согласно функционалистам. Они использовали методы интроспекции, фиксации времени решения задач. Т.е. функции сознания по У. Джеймсу – приспособительная (закрепление навыка, изменение его, обучение новому навыку – вождению автомобиля, выполнению профессиональной деятельности и др.).

Структурный и функциональный подходы не противоречат друг другу, а дополняют один другой. Так же, как, например, анатомия и физиология: анатомия описывает различные части организма и связи между ними, а физиология изучает их функционирование.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной системой и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической её основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862–1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912).

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857–1927).

Усилия И. П. Павлова (1849–1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Однако в молодой науке психологии возник кризис, который не преодолён и поныне – единой теории личности и её поведения до сих пор не создано.

Причины кризиса в психологии на рубеже XX века [Айсмонтас. Общая психология. Схемы]

1. Разрыв теории с практикой.

2. Несостоятельность метода интроспекции.

3. Невозможность объяснения психических явлений и поведения с точки зрения физиологических особенностей.

4. Недостаточность представлений о «душе» и «сознании».

 

Всё это создало условия для возникновения различных направлений, своеобразных научных революций, множества разных «психологий» со своими принципами, языком, представлениями о предмете и методе. Некоторые из них показаны на рисунке

 

           
  Бихевиоризм   Генетическая психология Ж. Пиаже    
       
       
  Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена   Культурно-историческая теория Л. С. Выготского    
       
       
  Психоанализ – учения 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера   Различные версии теории деятельности М. Я. Басова, С. Л. Рубинштейна    
   
   
   
  Гештальтпсихология        
  Реактология в версиях К. Н. Корнилова, В. М. Бехтерева    
       
  Динамическая психология К. Левина    
       
  Психология установки Д. Н. Узнадзе    
       
  Описательная психология В. Дильтея и Э. Шпренгера        
   

 

Рисунок 5 – Некоторые направления и теории психологии

Кроме названных, есть множество других направлений и школ, концепций, теорий: необихевиоризм, нейролингвистическое программирование (Р. Бэндлер, Д. Гриндер), концепция К. Хорни, гуманистический психоанализ Э. Фромма, генетико-дедуктивный бихевиоризм К. Хала, теории личностных черт и факторов (подходы Г. Олпорта, Дж. Кеттелла, Г. Айзенка), когнитивная психология У. Найссера, Дж. Брунера и др., концепция Л. Кольберга, теория конструкторов Дж. Келли, теория «человека экономического», теория «когнитивного соответствия» и др., всего более 70-ти [Аграшенков А. Психология на каждый день]. Рассмотри кратко некоторые из этих направлений.

Бихевиористский подход (бихевиоризм)

Основателями бихевиоризма были Джон Бродес Уотсон(1878–1958) и Эдуард Торндайк (1874–1949) – последний подготовил бихевиоризм идейно, в своих опытах над животными с использованием «проблемного ящика» – ящика с лабиринтами. Американский психолог Уотсон в 1913 г. ввёл в науку термин бихевиоризм, что в пер. с англ. означает поведение. Он заявил, что объективно можно изучать только поведение человека в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определённое поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психологияэто наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, считал он, следует изгнать из научной психологии. «Выражение «ребенок боится собаки» для науки не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака». Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон). Любое поведение определяется своими последствиями (Скиннер). Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от неё зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого (Бандура).

Поведение в бихевиоризме рассматривалось как система реакций на внешнее воздействие. Оно описывалось формулой «Стимул–Реакция» (S–R). Изучалось, в основном, на животных (кошках, крысах, обезьянах, голубях), но выводы бихевиористы распространяли и на человека.

Внутренние мотивы и личностные факторы, влияющие на поведение, – сложные процессы сознания, творческий подход к выработке реакций, характер – бихевиористами не учитывались, и это был главный недостаток бихевиоризма.

И на человека смотрели, как на большую белую крысу, который бегает в лабиринте жизни, где царит случай. Уотсон считал, что поведение зависит только от воспитания, а наследственность роли не играет. И это роднит его с марксизмом-ленинизмом, который отрицает генетический фактор в поведении.

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.