Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мозг и психика




Лекция 11.

Существует множество определений психики. Некоторые из них приведены ниже.

Психика – 1. Общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии [Немов, с. 564]. Психические явления – это психические познавательные процессы, состояния и свойства [см. Немова, т. 1, с.11 и Столяренко Л. Д., с. 27].

2. Психика – совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека [Ожегов].

3. Психика – субъективное отражение объективного мира [Еникеев, с. 42].

4. Психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности [ФЭС, с. 547].

5. Психика – свойство мозга отражать объективно существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека [Гамезо, Домашенко. Атлас по псих., с. 43].

 

В четырёх из пяти данных определений и психики, и психических процессов (мы увидим это дальше) есть слово «отражение». Действительно ли психика, ощущение, восприятие, внимание и т. п. – отражение? Рассмотрим понятие отражение сначала как явление, как результат работы анализаторов и познавательных процессов. Отражение – изображение предмета, возникающее на гладкой и воспринимающей свет поверхности [Ож.]. То есть отражение – это точная копия того, что человек видит, слышит, ощущает. Но в психологии считается аксиомой, что каждый видит, слышит, ощущает по-своему. Одному – холодно, сладко, громко, ярко, а другому человеку – жарко; то же самое другому кажется несладким, тихим, неярким. Так что у всех людей своё отражение объективной реальности, которое зачастую не соответствует тому, что отражается. То, что получается в итоге в мозгу – субъективный образ, искажённый, и поэтому точным не является, а значит, и называться отражением не может. Например, литература – отражение жизни? Наш мозг – не беспристрастное зеркало, а «кривое», как ни обидно это звучит.

Если рассмотреть отражение как процесс, то отразить – значит, отобразить что-либо в полном соответствии с реальностью. Но всегда ли реальность отображается в точности – в литературе, искусстве, науке?

Так что отражение в психологии – далеко не всегда отражение, потому что изображение в той или иной степени, как правило, искажено.

Откуда появилось и это понятие, и эти трактовки психических процессов как отражения? Оттуда, откуда и многие неточности в общественных науках – из марксистско-ленинской теории, в данном случае – материалистической теории познания, в которой принцип отражения как главный принцип работы психики и познания является краеугольным [ФЭС, с. 471]. Конечно, даже признавая, что внешний мир первичен по отношению к сознанию, и что он воспроизводится в сознании, нельзя не видеть, что воспроизводится не обязательно и не всегда в форме точного отражения. Хотя к этому нужно стремиться (к адекватному отражению). В учение о познании как отражении объективного мира «значительный вклад внёс В. И. Ленин, поэтому диалектико-материалистическая теория отражения носит название ленинской теории отражения» [ФЭС, с. 470].

В данном случае, думается, произошла та же ошибка умозрительного переструктурирования, которую совершали неоднократно Маркс и Энгельс, а именно: сущее Ленин заменил на должное, считая, что если объективный мир должен отражаться адекватно, без искажений, значит, так оно и есть. И хотя Ленин признавал творческую активность сознания – «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его [Ленин В. И., ПСС, т. 18 «Материализм и эмпириокритицизм», с. 194], но это не меняет сути дела.

Не случайно Еникеев М. И. пишет: “Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intencio – стремление) – пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, и сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры».

В словаре практ.псих.Головина также делается оговорка: отражение – свойство материи, состоящее в способности воспроизводить… «с различной степенью адекватности» (с. 380).

Основные функции психики: 1) отражение окружающего мира; 2) понимание мира; 3) регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания и адаптации [Столяренко Л. Д., с. 19 и др.] (если говорить коротко, то различительная, оценочная, адаптационная).

Мозг – центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека. У позвоночных животных и человека различают головной мозг, помещенный в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном канале.

Каковы отношения между мозгом и психикой? Мозг является основой психики и частью нервной системы, через которую управляется деятельность организма.

Нервная система – система нервных клеток, осуществляющих восприятие, передачу, переработку сигналов и выработку обратной реакции.

Нерв – пучок сенсорных и двигательных нервных волокон вместе с соединительной тканью и кровеносными сосудами и работающих независимо друг от друга.

Нервное волокно – это цепочка нервных клеток.

Единицей нервной ткани является нейрон, который состоит из аксона, тела клетки, дендритов. Нейрон имеет небольшой размер и отвечает за передачу информации. Русское название нейрона – нервная клетка.

Нейроны имеют небольшие размеры – всего несколько десятков микрон, – но их очень много, например, в мозге – 1012 т. е. 10 триллионов. Открыты они более 150 лет назад Р. Дютроше, К. Эренбергом, И. Пуркинье [Осн.психофиз., с. 16]. Нервная клетка получает информацию от сотен и тысяч других клеток передаёт её сотням и тысячам других клеток. Количество соединений клеток в головном мозге – 1014–1015 [Осн. С. 16].

Форма нейронов очень разнообразна, но чаще всего они имеют неправильную форму, например, кляксы. Могут иметь форму цветка, листика, а поверхность некоторых клеток напоминает мозговую поверхность – имеет свои борозды и извилины. Исчерченность позволяет увеличить поверхность клетки более чем в 7 раз. Цвет может быть белый (нейроэндокринные), жёлтый, оранжевый, иногда коричневый.

К функциям нервной клетки относят: передачу информации об изменениях во внутренней среде, запоминание, передачу информации о внешнем мире и создание его образов, организацию поведения наилучшим образом, обеспечивающим живому существу максимальный успех в борьбе за существование.

Нейроны соединяются друг с другом посредством нервных окончаний в форме рогаток одной клетки и дендритов другой клетки через синапсы. Термин произошёл от греческого слова «застёгивать» и был введён Ч. Шеррингтоном в 1897 г. Синапс – это место контакта одной клетки с другой. Имеет форму зазора между дендритами с двумя мембранами по его краям, если считать по ходу движения импульса. Первая мембрана находится на поверхности нервного окончания клетки, передающей сигнал, вторая – на поверхности дендритов клетки, принимающей сигнал. Зазор очень маленький, его ширина может достигать примерно 30 нанометров (30•10-9 мм). В зазоре есть специальные химические вещества, выделяемые мембраной нервного окончания передающей клетки и называемые медиаторами, которые действуют как отмычки или ключи. В настоящее время известно около 100 веществ-медиаторов [Осн.психофиз., с. 21]. Медиаторы «открывают» определённые ионные каналы клетки, принимающей сигнал, благодаря чему мгновенно создаётся трансмембранный ионный ток, приводящий к генерации электрического потенциала. При достижении потенциалом определённой величины генерируются импульсы, распространяющиеся по нерву в ЦНС.

Считается, что синапс передаёт информацию только в одном направлении.

На одном нейроне может быть до 20 тысяч синапсов (лк. по физиологии).

Взаимосвязанные между собой миллионы нейронов являются главными действующими элементами нервной системы. Они действуют по типу проводов в сложном электротехническом устройстве.

Нейроны бывают трёх типов:

1) сенсорные, передающие информацию в виде ощущений от органов чувств в центральную нервную систему;

2) двигательные, передающие команды из центральной нервной системы к мышцам и вызывающие произвольные и непроизвольные движения;

3) ассоциативные (объединительные, интернейроны), обрабатывающие в коре головного мозга полученную информацию и интегрирующие её в образы.

Как и провода в оплётке или мягкой трубке, цепочки из отдельных видов нейронов объединяются в пучки, покрытые общей оболочкой – миелином. В одном пучке присутствуют по отдельности цепочки и сенсорных, и двигательных нейронов. По одной цепочке, состоящей из сенсорных нейронов, информация передаётся от рецепторов в мозг, а по другой, состоящей из двигательных нейронов, из мозга к органам.

 

Нерв входит в состав анализатора (понятие ввёл И. П. Павлов). Анализатор – анатомо-физиологическая подсистема нервной системы, отвечающая за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности [Кондаков].

Анализатор состоит из:

1) рецептора, воспринимающего раздражение,

2) нерва, передающего импульс от рецептора в головной мозг (афферентное волокно),

3) участка головного мозга, принимающего импульс,

4) нерва, передающего импульс из головного мозга к органам (эфферентное волокно).

Виды анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный, анализатор внутренних органов.

Слово рецептор происходит от лат. receptor - принимающий. Рецепторы – это периферические элементы сенсорных органов, представляющие собой нервные образования, преобразующие химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы.

Виды. По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют:

1. Экстерорецепторы – рецепторы, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего мира (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения);

2. Интерорецепторы – рецепторы, которые служат для индикации постоянства внутренней среды организма. Представляют собой окончания центростремительных нервов, которые находятся в тканях организма, сосудах, во внутренних органах, в скелетных мышцах, сухожилиях и связках.

Виды интерорецепторов:

- механорецепторы, или барорецепторы, которые реагируют на растяжение и деформацию тканей;

- хеморецепторы, которые реагируют на изменения химизма;

- терморецепторы, которые реагируют на изменения температуры;

- осморецепторы, которые реагируют на изменения осмотического давления;

- ноцирецепторы, которые реагируют на болевые воздействия на внутренние органы.

3. Проприорецепторы – рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях, суставах, в коже и свидетельствующие об их работе (сокращения мышц, изменения положения тела в пространстве).

Структура нервной системы:

1. Центральная нервная система (головной и спинной мозг).

2. Периферическая нервная система (черепно- и спиномозговые нервы).

3. Нервы.

Периферическая нервная система делится на соматическую (двигательные и сенсорные нервы) и вегетативную (двигательные нервы; обслуживает мышцы внутренних органов и железы), которая в свою очередь состоит из симпатической и парасимпатической нервных систем.

ЦНС объединяет в единое целое все части организма. Соматическая НС собирает информацию внешней среды, а потом передает сигналы обратно. Вегетативная НС поддерживает автономную работу внутренних органов. Действие НС происходит по рефлекторному принципу.

Существует асимметрия мозговых полушарий и особенности психической деятельности, связанной с этой асимметрией.

У правшей:

Левое полушарие коры головного мозга отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, интеллектуальное поведение и деятельность, является базой для логического мышления. Обеспечивает такой вид деятельности, как аналитические процессы.

Правое полушарие коры головного мозга связано с образным и пространственным мышлением, творчеством, интуицией, тактильным распознаванием и мышлением.

В организме человека есть две сигнальные системы, первая из которых реагирует на сигналы от органов чувств (художественный тип личности), а вторая – на слова (интеллектуальный тип).

Примерно у 90 % людей доминирует левое полушарие, в котором расположены центры речи. И способности, и отличительные психические особенности людей зависят от того, какое полушарие у человека больше развито [Столяренко Л. Д., с. 34].

И. П. Павлов выделил 3 “чисто человеческих типа” высшей нервной деятельности (ВНД): художественный, мыслительный, средний.

У людей художественного типа (у них преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как “сухарей”.

Представители мыслительного типа (у них преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравятся научная деятельность.

Большинство людей (до 80%) относятся к “золотой середине”, среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12–16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве – не могли найти дорогу домой, не чувствовали “выше-ниже”, не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Свойства нервной системы:

1. Сила (способность выдержать сильное или длительное возбуждение, не переходя в состояние торможения).

2. Слабость (неспособность сохранять высокую работоспособность при длительном труде).

3. Уравновешенность (характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения).

4. Инертность.

5. Лабильность (неустойчивость).

6. Подвижность (способность быстро и без негативных последствий реагировать на изменения внешней среды; определяется по скорости возникновения и прекращения нервного процесса и его скорости).

7. Динамичность – скоростная характеристика, проявляется при выработке условных рефлексов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.