Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика, поведение и деятельность




Формы проявления психики человека: психические процессы, состояния, свойства личности.

Основные психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые; они обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психические состояния – интерес, творческий подъём, апатия, угнетённость, настроение, вдохновение и т. д. – обеспечивают устойчивый уровень психической деятельности, проявляющейся в активности личности. Они имеют рефлекторную природу и возникают под влиянием внешних и внутренних факторов.

Психические свойства – темперамент, характер, способности, направленность (на себя, на других, на дело и т. п.) являются высшими регуляторами психической и поведенческой деятельности.

Важнейшая функция психики – регуляция и управление поведением и деятельностью живого существа.

В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи: А. Н. Леонтьев (он разработал теорию деятельности), С. Л. Рубинштейн (тоже разработал теорию деятельности), П. Я. Гальперин (разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Основным ядром этой концепции было описание совокупности психологических условий и механизмов, раскрывающих закономерности формирования человеческих действий, понятий, образов); Л. С. Выготский (разработал культурно-историческую теорию обусловленности психических функций).

Д. Н. Узнадзе разработал теорию установки. Он изучал влияние установки (установка – это неосознаваемая приобретённая шаблонная форма реагирования, сложившееся стереотипное мнение) на поведение и деятельность. Он разделил поведение на два типа: экстерогенное и интерогенное. К экстерогенным формам поведения относятся потребление, обслуживание, труд, занятие. К интерогенным – эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество.

Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных. Мы знаем три основных типа психической деятельности у животных 1) рефлекторную деятельность, 2) инстинктивную и 3) деятельность, которую мы условно обозначим как "деятельность разумного типа" – результат научения.

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Сознание – человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении [Ожегов].

Есть много определений понятия поведение. Напимер: п оведение – 1) целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром [Конд.], 2) взаимодействие со средой [Гол.], 3) образ жизни и действий [Ож]. Самое простое, краткое и понятное дал Питер Хани: п оведение – всё, что мы говорим и делаем. Поведение является внешним проявлением психической деятельности человека. Оно включает в себя движения, жесты, позы, мимику, взгляды, действия, поступки. Может быть невербальным (без слов) и вербальным (словесным). Но иногда и бездействие – это тоже поведение.

Действие – однократный акт поведения, то, что человек делает или сделал, или сделает. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие – это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.

Поступок – 1) действие, которое имеет нравственный и социальный смысл, т. е. значение для других людей; 2) [Немов]: сознательно совершённое человеком и управляемое волей действие, исходящее из определённых убеждений.

Деятельность – система действий, связанных в единое целое побуждающим ее мотивом.

Более развёрнутое определение: д еятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и за счёт этого удовлетворяет свои потребности [сл.Кондакова]. Немов, с.125: д еятельность – вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность инициируется потребностью, которая переживается как дискомфорт, напряжение, неудовлетворённость, нужда в чём-то. Ощутив потребность, человек проявляет поисковую активность (прежде всего – мысленную, пытаясь понять, что ему требуется). В результате мысленного перебора вариантов он осознаёт, что именно ему требуется – т. е. каков предмет потребности. Потребность опредметилась, говорят психологи, т.е. нашла свой предмет. После этого появляется мотив поведения – психологическая причина поведения. (Нужно попутно отметить, что понятие мотив имеет множество определений и разное понимание. Это и 1) побуждение к деятельности, 2) предмет потребности, ради которого осуществляется деятельность, 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, 4) опредмеченная потребность, 5) то, ради чего совершается действие, деятельность. Как видим, разброс мнений большой).

В теории деятельности считается, что мотив придаёт смысл деятельности. А путь анализа деятельности такой: потребность – мотив – цель – действие. [Гол, с.310], однако правильнее была бы такая последовательность: потребность – цель – мотив – действие.

В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. В теории деятельности один из механизмов образования нового мотива называется «сдвиг мотива на цель». Например, стал читать учебник, чтобы сдать экзамен. Цель – сдать экзамен. Мотив чтения (учебной деятельности) – получение необходимых знаний. Затем увлёкся чтением и забыл про экзамен, (цель забыта). Новым мотивом чтения уже является удовлетворение познавательной потребности-интереса. Потом возникло желание поделиться узнанным с другом – ещё один новый мотив поведения. Потом – заняться исследовательской работой или найти другие книги по этому вопросу.

Среди компонентов деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные средства, с помощью деятельность реализуется.

Деятельностный подход в психологии начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, - С.Л.Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н.Леонтьева, который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, - С.Л.Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н.Леонтьева, который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Харьковская психологическая школа была ориентирована на развитие идей Л.С.Выготского и формулирование основ деятельностного подхода в психологии. К этой школе принадлежали: А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.И.Зинченко, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин и другие.

В теории деятельности А. Н. Леонтьева считается, что поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий.

А в теории деятельности С.Л. Рубинштейна при решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать "внутреннюю" психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания "внешней" практической

Деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. её результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, игровая, коммуникативная, профессиональная, управленческая, маркетинговая, экономическая, производственная, коммерческая и т. п.). К деятельности относятся и общение, игра, учёба, труд.

Деятельность имеет определённую структуру. В ней обычно выделяют действия и операции. Действие – часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операция – относительно законченный акт действия, его структурная единица (понятие операции как структурной единицы деятельности, его исходной единицы введено А. Н. Леонтьевым). Последовательность и состав деятельности: операция – действие – деятельность.

Операция – система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение цели [Немов].

Например: деятельность – сверление отверстия в детали на станке. Действие: установка детали в приспособление. Операции: взять деталь из контейнера с заготовками, поставить её в приспособление, зажать деталь в приспособлении поворотом рукоятки, включить станок. Ну а потом в обратном порядке: выключить станок, разжать деталь, вынуть её из приспособления, положить в контейнер с готовыми деталями.

Как видим, деятельность имеет цель – просверлить отверстие. Для этого нужно выполнить действие-задачу: установить деталь в приспособление. Для выполнения задачи нужно проделать несколько операций, которые можно считать подзадачами.

Задание: выделить в учебной деятельности мотивы, действия, операции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.