Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти

Есть разные классификации памяти в зависимости от критерия, положенного в основу.

1) По объекту запоминания, т.е. тому, что запоминается. Это: предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная.

2) По степени волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память.

3) По длительности сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память.

4) По источнику информации: генетическая и прижизненная.

5) По методу заучивания: механическая, смысловая (словесно-логическая), образная (на графики, рисунки, таблицы).

 

Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. По модальности она бывает зрительной (иконической), слуховой (эхоической), осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

Содержанием словесно-логической (вербальной, семантической) памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становиться ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.

Двигательная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их совокупностей. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться заново осуществлять те или иные действия.

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Можно сказать, что это деление по участию воли в процессе запоминания. Нет цели – не нужно использовать волю для запоминания оно является непроизвольным. Есть цель – значит, надо запомнить, значит, активизируется воля – будет произвольное (волевое) запоминание.

Мгновенная память – память сенсорная, удерживающая информацию, воспринятую рецепторами органов чувств. Длительность сохранения – 0,1–0,5 сек. Обеспечивает связное восприятие. Сознательной регуляции не поддаётся.

Если полученная информация привлечёт внимание высших отделов мозга, то она поступает в кратковременную память и будет храниться ещё около 20 сек (без повторения и использования), пока мозг её обрабатывает. При 1-2-кратном повторении может храниться до 1 часа. Поддаётся сознательной регуляции.

Объём информации, которая может быть в ней ненадолго сохранена при однократном предъявлении (без повтора) – 7±2 единицы. Это т. н. магическая формула памяти – человек с первого раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, предметов и т. д.

Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей. В отличие от долговременной памяти, в кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации – не более 7 +_ 2 единиц материала. Современные исследования показывают, что ограничения кратковременной памяти не служат препятствием при запоминании больших объемов осмысленного перцептивного материала.

Оперативная (промежуточная, буферная) – память, сохраняющая информацию на время, необходимое для выполнения текущей работы или решения вставшей задачи. Информация поступает и из кратковременной, и из долговременной памяти. Срок хранения – до нескольких дней. Поддаётся сознательной регуляции. Очищается во сне. Если спать менее трёх часов в сутки – ухудшаются мышление, внимание, кратковременная память. Затем информация, ставшая ненужной, поступает на хранение в долговременную память.

Долговременная память хранит информацию неограниченное время – всю жизнь. Она бывает доступной (можно вспомнить при необходимости) и недоступной (вспомнить можно только с помощью специальных методов – психоанализа, гипноза и т. п.).

Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременной памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физиологические основы памяти | Нарушения памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.