Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качества мышления




Операции мышления

 

Решение задач в процессе мышления достигается с помощью многообразных операций:

1. Сравнение – мысленное сопоставление вещей, явлений и их свойств; выявление сходства и различия. Необходимо для составления классификаций. Правило: сравнивать можно только по одному основанию. «Мама – русская, папа – юрист» – нарушение этого правила. А также: Татьяна любила русскую зиму, а у Ольги было румяное лицо – тоже нарушение этого правила.

2. Анализ – процедура мысленного расчленения предмета, явления или ситуации на составляющие элементы.

3. Синтез – соединение различных элементов и сторон предмета, явления, ситуации в единое целое (систему). Синтез – обратный анализу процесс.

4. Абстрагирование (абстракция)– мысленное отвлечение от несущественных свойств и связейпредметов и явлений для выделения их существенных свойств и связей. Например, если отвлечься от размеров и углов треугольных фигур, то их все можно назвать треугольниками.

5. Обобщение – процесс подведения итогов наблюдений и размышлений в форме выводов и результатов. А также обобщение – мысленный переход от отдельных фактов, явлений и событий к более общим [ФЭС]. Процесс обобщения связан с процессами абстракции, анализа, синтеза, сравнения, с индукцией. Пример: если студент не ответил на несколько вопросов подряд, то преподаватель, обобщая, делает вывод, что тот ничего не знает.

6. Классификация – распределение по группам, разрядам, классам.

7. Категоризация – разделение по категориям, т. е. большим классам явлений; примеры категорий: категория формы, количества, содержания и т. д.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина, самостоятельность, гибкость, быстрота мышления и критичность ума.

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мышления выражается в его свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приёмов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота мышления – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость мышления – поспешность в выработке решения, без его тщательного обдумывания.

Критичность мышления – умение человека критически оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.