Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параллельные трансакции




Трансактный анализ общения

Список основной литературы по общению

 

1. Аграшенков, А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты / А. Аграшенков. – М.: Вече, АСТ, 1997. – 480 с.

2. Барлас, Т. В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я» / Т. В. Барлас. – М.: Изд-й центр «Академия», 1997. – 160 с.

3. Бойко, В. В. Правила эмоционального поведения / В. В. Бойко. – СПб.: «Сударыня», 1998. – 88 с.

4. Борисов, А. Ю. Роскошь человеческого общения / А. Ю. Борисов. – М.: RISK. 1998. – 184 c.

5. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с.

6. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. 3-е изд. – СПб.: Свет, 1997. – 608 с.

7. Егидес, А. П. Лабиринты общения / А. П. Егидес. – М.: Информационно-издательский Дом «Филин», 1999. – 392 с.

8. Камардина, Г. Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии: учеб. пособие. Ульяновск, 200. – 52 с.

9. Карнеги, Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги.

10. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан, Пер. с нем. – М.: Медицина, 1996. – 464 с.

11. Психология и этика делового общения: учебник для вузов; под ред. В. Н. Лавриненко. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

12. Пиз, Алан. Язык телодвижений / А. Пиз. Кострома.: «Ай Кью», 1992. – 262 с.

13. Проников, Ладанов

 

14. Социальная психология: учеб. пособие / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова. – М.: Изд-й центр «Академия», 2001. – 600 с.

15. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. 11 изд.: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672 с.

16. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: ЗАО «Изд-во “Питер”», 1999. – 656 с.

 


 

Транс … – лат. trans – латинская приставка-предлог, означающая через, за, пере…, находящийся по ту сторону.

Акция в переводе с франц. означает действие.

Трансакция – это взаимодействие двух людей в форме обращения одного человека к другому плюс ответная реакция другого (чаще всего трансакция – это вопрос–ответ).

Трансактный анализ (ТА) изучает трансакции при общении. ТА – это и направление в психологии и психотерапии, и метод коррекции взаимоотношений.

Основатель этого направления в психологии и психотерапии – американский психолог и психиатр Эрик Берн (1910–1970), начинал как психоаналитик, подобно многим другим основателям собственных направлений.

Его книга[3] по ТА весьма популярна и в России, и за рубежом, хотя, так же как и книги других авторов, не даёт ответы на многие вопросы, которые скопились у человечества.

Психология по-прежнему ждёт своих Ньютонов и Менделеевых.

Как возник ТА? Э. Берн заметил, что люди при общении находятся в одном из трёх эго-состояний: Родитель, Взрослый, Дитя (Ребёнок).

Эго-состояние или состояние Я – это состояние сознания.

 

 

 

 

 

Рис. 5

 

1. Эти цены просто бешеные!

2. Никакой зарплаты или пенсии не хватит!

 

1. И зачем нам изучать этот предмет?!

2. Лучше бы дали больше часов на специальные дисциплины!

 

Рис. 6

 

1. За такой ответ положительную оценку ставить нельзя.

2. Да, я понимаю.

 

1. Вы опять разговариваете во время занятия!

2. Извините, больше это не повторится!

 

1. Вы подготовили отчёт в налоговую?

2. Да, осталось только распечатать на компьютере!


Рис. 7

 

1. А давай сбежим с лекции!

2. Давай!

 

3. Не хочу надевать шапку!

4. И не надевай!

 

5. Надоели мне эти поучения, все эти нельзя и надо!!!

6. И мне тоже!

 

7. Пусть шеф меня наказывает, как хочет, я всё равно не пересяду в другой отдел!

8. И правильно сделаешь!

 

9. На нашего начальника не угодишь!

10. Да, вечно он недоволен!


Рис. 8

 

1. Надоело решать эти задачи!

2. Какой ответ в последней задаче?

 

1. Боюсь, не сдам экзамен!

2. Но ты же всё выучила, кто же сдаст, если не ты!

 


Рис. 9

 

1. Почему опять не подготовил уроки?

2. У меня нога болела.

3. Никакого телевизора тебе сегодня!

 

4. Опять не выполнили в срок задание!

5. Принтер сломался!

 

6. Какой беспорядок в квартире! Нежели нельзя сделать уборку?

7. Извини, задержали на работе. Сейчас я быстро всё уберу.

 


Рисунок 10

 

1. Опять не выполнили в срок задание!

2. Извините, через час будет готово!

 

На рис. 1–6 представлены параллельные (дополнительные) трансакции. Они могут продолжаться сколь угодно долго. Приятны ли они второй стороне общения? Нет, но если деться некуда – приходится терпеть.

А приятны ли они первой стороне, когда она выступает с позиции Родителя? Это зависит от личностных характеристик человека. Американские психологи С т е й н б е р г и М и л л е р разделили людей на две группы: с ориентацией на контроль и с ориентацией на понимание.

Понятно, что люди с ориентацией на контроль любят занимать родительскую позицию, а люди с ориентацией на понимание – позицию взрослого.

Но партнёры в общении бывают разные и ситуации – тоже, поэтому нужно уметь быть разным в разных ситуациях.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.