Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции эмоций




Эмоции и телесные (физиологические) состояния

 

Эмоции сопровождаются органическими (телесными, физиологическими) изменениями. Что первично: эмоции или телесные изменения? Что возникает раньше: радость или улыбка? Печаль или слёзы? Гнев или учащение сердцебиения? На этот вопрос разные учёные давали разные ответы.

1. Согласно теории У.Джемса–К.Ланге (американский и датский учёные) вначале возникают физиологические изменения, а затем – эмоции. Они говорили, что мы радуемся, потому что смеёмся; печалимся, потому что плачем; побежали – потом испугались, «боимся, потому что дрожим» и т. д.

Да, так бывает, и именно на этой теории построена методика аутотренинга. Например, с исчезновением проявлений ярости исчезает и сама ярость.

2. Согласно теории У.Кеннона–П.Барда (Уолтер Кеннон – американский учёный, 1915 г., и) физиологические изменения и эмоции возникают практически одновременно.

3. Согласно современным представлениям вначале возникают эмоции, а затем – физиологические изменения (классическая теория эмоций).

Этот процесс показан на рисунке.

 

Восприятие информации

Головной мозг

Эмоция

Физиологическая реакция

 

Рисунок. Последовательность этапов возникновения эмоции

и физиологической реакции

 

Ч. Шеррингтон доказал, что эмоциональное переживание возникает первым при восприятии той или иной ситуации, а изменения со стороны соматической или вегетативной сферы – явления вторичные.

Наличие потребности – обязательное условие возникновения эмоции, но не единственное. Нужна ещё вероятность её удовлетворения, и возникает она на базе информации о необходимых и имеющихся средствах для удовлетворения потребности. Все эти факторы связал воедино в структурной формуле советский физиолог П. В. Симонов в 1926г., назвав свою теорию потребностно-информационной. Его формула эмоции Э, [Айсмонтас, с. 195]:

Э=f[ П, (Иис – Инс)],

где П – потребность (вид и интенсивность);

Иис – информация об имеющихся средствах;

Инс – информация о средствах, нужных для удовлетворения потребности;

ис – Инс) – вероятность удовлетворения потребностей.

Если средств для удовлетворения потребности у человека достаточно, то он испытывает положительные эмоции, а если недостаточно – то отрицательные.

900 тыс. руб.–500 тыс. руб.

200 тыс. руб.–500 тыс. руб.

Чем сильнее потребность, тем сильнее будет эмоция. Чем сильнее дефицит средств для удовлетворения этой потребности, тем сильнее отрицательная эмоция – огорчение, отчаяние, печаль, расстройство и др.

 

 

Считается, что эмоции сформировались в процессе эволюции как механизм приспособления. И это их главная функция. Но есть и другие. Итак, функции эмоций:

1. Приспособительная: заключается в переключении организма на аварийный режим работы. Эмоция вводит в действие резервные механизмы человеческого организма.

2. Сигнальная: эмоции сигнализируют о необходимости действий, которые помогут человеку избежать неприятных или вредных воздействий.

3. Оценочная: с помощью эмоций оценивается значение ситуации для организма.

4. Подкрепляющая: эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий в процессе обучения.

5. Переключательная: отрицательные эмоции, которые испытывает человек, когда он сделал что-то неправильно и получил за это наказание, и это переключает человека на другие действия (приносящие положительные эмоции).

6. Коммуникативная (информирующая).

7. Регуляторная (включает в себя функции 1–5).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.