Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

D (design) – желание, намерение, план




A (action) – действие.

А схема рождения действия, направленного на удовлетворение проактивной потребности, выглядит так: Потребность → желание → интерес →действие.

Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, 3. Фрейд и У. МакДауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории 3. Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У. МакДауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У. Макдауголл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

Американский исследователь мотивации Г. Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У. МакДауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Эти потребности:

· агрессии,

· аффилиации (в дружеских связях),

· бережливости,

· в понимании,

· взаимопонимания,

· доминирования,

· достижения успехов,

· защиты,

· игры,

· избегания вредных воздействий (опасностей и наказаний),

· избегания неудач,

· неприятия,

· объяснения,

· осмысления,

· отклонения обвинений,

· познания,

· покровительства,

· помощи,

· порядка,

· потребности независимости,

· привлечения внимания,

· признания,

· приобретения,

· противодействия,

· сексуальных отношений,

· созидания,

· уважения,

· унижения,

· эгоизм и др.

Мак Дауголл:

Драчливость, размножение, самоуничижение, помощь, высмеивание.

 

Иная классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена А. Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей (рисунок):

1.Потребности физиологические (органические).

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в принадлежности и любви.

4. Потребности уважения (почитания).

5. Познавательные потребности.

6. Эстетические потребности.

7. Потребности в самоактуализации.

 

 


Рисунок – Пирамида человеческих потребностей Маслоу

 

 

Рисунок – Пирамида потребностей А. Маслоу

 

Кроме потребностей, перечисленных в пирамиде Маслоу, у человека есть и другие, например, потребности в новизне, справедливости, в непротиворечивой картине мира, в высокой самооценке, в подконтрольности ситуации, в своей территории (территоризм) и др.

Но окончательного списка пока нет, и многие учёные, в том числе А. Маслоу, считают, что составить его нереально, потому что потребностей можно насчитать миллион и даже больше.

Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. МакКлелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Ротера.

 

Интерес – особое внимание к чему-нибудь [Ожегов], эмоциональное проявление потребностей человека.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни — положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие – отрицательно, как мелкие, обывательские, стяжательские, эгоистичные, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей.

Различие по цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Первые вызываются непосредственной эмоциональной привлекательностью значимого объекта, вторые – имеют место тогда, когда интересует человека то, что нужно для реализации другого интереса, т. е. постольку поскольку.

Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного – двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов – содержательные интересы располагаются в двух (а иногда и в трех) не связанных друг с другом областях деятельности.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес – одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Интересы – это важная сторона мотивации деятельности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения – это система знаний личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения – это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.

Не следует забывать и о стремлениях. Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

Если отчетливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления принимают характер намерения.

Стремления могут приобретать различные психологические формы.

Конкретной формой стремлений человека является, наряду с намерениями, мечта, как созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека не только созерцать в законченной картине то, что еще предстоит совершить, создать и построить, но и поддерживающий и усиливающий энергию человека. К стремлениям следует отнести и страсти – мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человек всё, что не связано со значимым объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека. Неудовлетворенная страсть вызывает бурные эмоции. Стремления порождаются и идеалами, вызывающими потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения.

Разумеется, намерения, мечты, страсти, идеалы и другие мотивационные образования могут быть высокими и низкими, моральными и аморальным, и в зависимости от этого играть различную роль в деятельности людей и жизни общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.