Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксплуатация электрических сетей

Темы для повторения

1. Классификация распределительных щитов СЭэС.

2. Отличительные особенности фидерных и магистральных силовых электро­сетей СЭЭС.

3. Применение и отличительные особенности одно-, двух-, трех- и четырехпро-водных электросистем.

4. Требования по размещению и конструкции распределительных щитов и ка­бельных трасс.

5. Явления, которые сопровождают протекание тока по кабелю.

6. Определение рабочих токов генераторных кабелей, кабелей преобразовате­лей электроэнергии, приемников электроэнергии и кабелей между распределитель­ными щитами.

7. Выбор сечения кабелей по значению рабочего тока.

8. Определение расчетных токов для выбора сечений кабелей, проложенных в пучках.

9. Проверка компоновки кабельных пучков.

 

10. Определение потери напряжения на участке электрической сети постоянно­го тока.

11. Определение потери напряжения на участке электрической сети однофазно­го и трехфазного переменного тока.

12. Определение потери напряжения на соответствие требованиям Регистра
СССР.

13. Определение потери напряжения в магистрал11 равного сечения.

Исправное состояние судовых электрических сетей характери­зуется нормальным сопротивлением изоляции кабелей и проводов от корпуса и между собой. Сопротивление изоляции электриче­ских цепей кабельной сети и их участков в процессе эксплуатации не должно быть ниже 1 МОм. Установлены также минимально допустимые значения сопротивления изоляции, МОм:

Для электрических машин:

мощностью до 100 кВт.................................................. 5

» 100—1000 кВт.................................................. 3

Для трансформаторов............................. ■................................... 5

» распределительных щитов....................................................... 1

» аппаратов.................................................................................. 5

Сопротивление изоляции новых кабелей при выпуске их на заводе-изготовителе составляет не менее 100 МОм на 1 км длины. Однако уже во время монтажа сопротивление изоляции судовых электрических сетей становится заметно ниже указанного зна­чения. Это объясняется большой разветвленностью сетей с много­численными местами присоединения кабелей к распределительным устройствам и потребителям, что обусловливает появление токов утечки между токоведущими жилами или клеммами арматуры, а также на корпус судна. Суммарная величина токов утечки в сети определяется ее общим сопротивлением изоляции.

Токи утечки возрастают не только с увеличением числа мест подключения, но и при загрязнении и увлажнении кабелей, арматуры и потребителей. Таким образом, в процессе эксплуата­ции происходит дальнейшее уменьшение сопротивления изоляции сетей Rm, которое может привести к пробою изоляции и замыка­нию между проводами и между проводами и корпусом. В месте замыкания возникает электрическая дуга, которая легко может стать причиной пожара. Снижение Ra3 приводит, кроме того, к повышению опасности электротравм у экипажа. Поэтому экс­плуатировать - сети с низким сопротивлением изоляции запре­щается. Для повышения общего сопротивления изоляции необ­ходимо выявлять и устранять причины ее снижения. При правильно организованном на судне обслуживании сетей не допускают уменьшения сопротивления изоляции до нижнего предела, за которым следует фактически аварийное состояние фи­дера. Нужно, чтобы на каждом отдельном фидере поддерживалось 7?из не менее 3—5 МОм. Это достижимо при тщательном уходе за сетью.

Характерными участками сети, где обычно возникает поврежде­ние изоляции, вызывающее понижение RH3, являются места кон­цевой разделки кабелей, участки их прохождения через сальники и вырезы в металлических конструкциях, а также узлы крепления кабелей к корпусу судна.

Наиболее распространенной причиной понижения ^из сети на новых судах обычно является нарушение изоляции потребителей: увлажнение или повреждение обмоток двигателей, загрязнение аппаратов и т. п. В судовых сетях, эксплуатируемых 15—20 лет и более, причиной понижения Rm нередко бывает также ее ста­рение. Старение вызывается окисляющим действием кислорода на резину в условиях воздействия электрического поля, повышен­ной температуры окружающей среды и перегрузки кабелей.

Признак старения — постепенное понижение сопротивления изоляции кабелей в течение продолжительного времени без яв­ного их повреждения. Особенно быстро стареет мягкая резиновая оболочка жил кабеля, если удалена наружная шланговая изоля­ция, например, для ввода кабеля в арматуру. В результате ста­рения резина высыхает и покрывается мелкими трещинами, которые легко забиваются грязью и пылью, а также впитывают влагу и пары нефтепродуктов. Наружная наиритовая оболочка кабелей КНР, КНРП, КНРЭ, широко применяемых на судах, в значительно меньшей степени подвержена старению.

Участки кабелей с поврежденной изоляцией подлежат замене, так как поддерживать нужный уровень сопротивления их изоля­ции практически невозможно. Обычно в судовых условиях огра­ничиваются удалением концов жил кабелей на участках их раз­делки в местах ввода в арматуру. Такую операцию можно прово­дить несколько раз за период эксплуатации сети, поскольку при монтаже длина кабеля обычно выбирается с запасом и его избыток в виде петли располагается снаружи в непосредственной близости от места ввода кабеля.

В судовых сетях бывают различные электрические и механи­ческие повреждения кабелей: пробой изоляции между жилой и корпусом или между двумя жилами, обрыв жилы, заземление одной жилы в нескольких местах, одновременное заземление не­скольких жил, пробой изоляции между несколькими жилами, обрыв нескольких жил, обрыв с заземлением. Для отыскания подобных повреждений на судах применяют прибор, называемый искателем кабельных повреждений (ИКП). Он включает в себя преобразователь напряжения, реохорд со стрелочным указыва­ющим прибором, катушку индуктивности, телефон.

 

под напряжением, производят способом трех отсчетов вольт­метра или щитовым мегаомметром, а в сетях переменного тока тремя вольтметрами или также щитовым мегаомметром. В на­стоящее время суда оборудуют устройствами непрерывного контроля сопротивления изоляции.

На рис. 5.11 представлена схема включения прибора для непрерывного контроля сопротивления изоляции в сетях одно­фазного и трехфазного тока напряжением до 400 Вис частотами 50—500 Гц. По этой схеме можно измерять сопротивление изоля­ции при наличии и отсутствии напряжения в сети. Прибор имеет блок питания / и измерительный блок // на элементах электро­ники, и в случае недопустимого снижения Rm в сети (увеличения тока утечки /ут) произойдет срабатывание реле Р, включающего соответствующую световую и звуковую сигнализацию.

Наряду с систематическим контролем за состоянием изоляции на судах во время навигации производятся периодические осмотры электрических сетей. При этом проверяется состояние наружных оболочек кабеля, его крепление, наличие и качество изоляционных прокладок под скобами, состояние уплотнительного электриче­ского оконцевания кабелей, уплотнение переборочных сальников, отсутствие на кабельных трассах посторонних предметов и неф­тепродуктов, маркировка кабелей. Важной эксплуатационной мерой является проверка состояния защитного заземления элек­трооборудования, представляющего собой основную защитную меру предотвращения поражения человека током при прикосно­вении к корпусу электрооборудования с поврежденной изоляцией. Защитное заземление проверяется путем измерения сопротивле­ния между корпусами контролируемого устройства (изделия) и судна. При этом пользуются переносными приборами измерения сопротивления: тестером или мегаомметром. Если заземление в хорошем состоянии, то его сопротивление равно нулю.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проектирование сетей распределения электроэнергии | Переключение питания потребителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.