Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды кризисов в организации

Продажи, доходы и продуктивность компании быстро восстанавливаются либо вообще не изменяются.

Компания, хорошо справляющаяся с регулированием кризиса, обнаруживает, что его негативное влияние на продажи, доходы, продуктивность и биржевую цену акций не столь продолжительны, как ожидалось. Способность вернуться на первоначальный уровень после спада прямо связана с умением контролировать кризис. Если он испортил репутацию компании и поставил под сомнение ее надежность, то негативные последствия будут иметь большое влияние на продажи, доходы и продуктивность. Быстрое восстановление этих показателей или то, что они остались прежними,- показатель того, что менеджмент компании проделал отличную работу по устранению причин кризиса.

 

Опыт работы в различных организациях позволяет сформулировать следующие подходы к классификации кризисов.

а) непрерывный кризис, (локальный) связанный с решением ежедневных, еженедельных, ежемесячных проблем на всех организационных уровнях и рабочих местах предприятия – начиная с директора, кончая рядовым работником. Он может быть связан

- с невыполнением обязательств каким-либо партнером предприятия (кризисная ситуация на уровне директора)

- с несвоевременной сдачей цеховой бухгалтерской документации в центральную бухгалтерию (кризисная ситуация на уровне бухгалтерии и цеха)

- с отсутствием необходимого для обработки детали специального инструмента (кризис на уровне рабочего места исполнителя) ит.д.

Каждая ситуация требует незамедлительного принятия решений для того, чтобы устранить кризис и преодолев его последствия, в дальнейшем не допускать.

Этот вид кризиса наиболее характерен для растущих предприятий на этапах детства и юности организации, а поэтому можно говорить о его объективности и неизбежности на данных этапах. Однако беспрерывная цепь возникающих и прекращающихся кризисов существует и на остальных жизненных циклах организации, также как от них никуда не уйти и любому человеку в его повседневной жизни.

Этот повседневный кризис, могущий иметь очень большое значение в жизни отдельного индивидуума, в целом не представляет особой опасности для организации в целом. Отдельные его проявления, при всей их остроте обычно быстро устраняются и не имеют серьезных последствий для предприятия.

б) кризис одной из подсистем предприятия, в том числе:

- технико-технологический,

- сбытовой (маркетинговый) кризис,

- затратно-экономический кризис,

- финансовый кризис,

- организационно-управленческий кризис.

Кризис одной из подсистем начинает проявляться, когда череда непрерывных локальных кризисов становится неуправляемой, когда растет их количество в единицу времени, а подсистема не успевает их ликвидировать.

Физически устаревшее технологическое оборудование, постоянно допускающее брак, не может обеспечить необходимых параметров по качеству и требует кардинальной замены. Морально устаревшее техническое оснащение не позволяет достигнуть необходимой производительности труда и тех параметров выпускаемых изделий, которые котируются на рынке. Несвоевременное обновление основных фондов, и, в первую очередь, их активной части может привести к технико-технологическому кризису.

К нему же следует отнести кризис, связанный с изъянами продукции и проблемами качества, а также ошибки в технологии. Вирусы и технологические дефекты приводят к сбоям в компьютерной сети фирмы или даже являются поводом для прекращения ее работы. В результате предоставляется неправильная информация. Онлайновые коммуникации могут быть прерваны, нарушая связь с важными для работы фирмы клиентами. Уязвимость большинства компаний возрастает по мере усиления роли «высоких технологий» и увеличения масштаба их использования.

Сбытовой (маркетинговый) кризис связан с недостаточно продуманной, недостаточно активной, недостаточно агрессивной политикой продвижения товаров на рынок, в результате чего продажи могут стать ниже запланированных. Здесь сказываются недостатки в маркетинговых исследованиях рынка, в недостаточно эффективных рекламных компаниях.

Затратно-экономический кризис проявляет себя в том случае, когда в результате недостатков в организации учета затрат, организации труда всех категорий работающих, в контроле за расходованием средств, складывается положение, когда уровень фактических затрат превышает общественно необходимый уровень, а полная себестоимость продукции приближается или превышает цену реализации.

Финансовый кризис может выражаться в нехватке денежных средств для удовлетворения текущих нужд предприятия: своевременной оплате счетов поставщиков сырья и комплектующих, полной и своевременной оплате труда работающих, своевременных платежей в бюджеты всех уровней. Его причиной может стать как недостаточный размер собственных оборотных средств, так и несвоевременное привлечение кредитных ресурсов.

Компании сталкиваются с кризисами, когда финансовые результаты их деятельности не соответствуют ожиданиям собственников, акционеров, сотрудников, рыночных аналитиков или представителей СМИ. Если фирма неприятно удивила кого-либо из этих субъектов, то в результате снижения уровня доверия с их стороны будет страдать бизнес. Утрачивается надежность организации в глазах партнеров, негативному воздействию подвергается моральный дух сотрудников и падает рыночная цена компании. Ситуация становится кризисной, если возникает кризис доверия, резко снижается рыночная стоимость компании, происходят серьезные изменения в системе управления и компания на первый план в своей деятельности выдвигает цель вернуть прежнее положение и всячески этого добиваться.

Организационно-управленческий кризис связан с целями и амбициями высшего руководства, а также с целями и задачами внешних структур, которые имеют возможность влияния на организацию.

Кризис может быть вызван чрезмерным акцентированием топ-менеджеров предприятия на тот или иной стиль руководства: или только на демократический, или только на командно-бюрократический. Излишняя демократизация государственных предприятий (вплоть до выборов директора) в конце 80-х годов прошлого века ни к чему хорошему не привела. А провозглашение торжества демократии и свободы от всего в стране привело к командно-бюрократическим стилю руководства на подавляющем большинстве частных предприятий, который сопровождается демагогическими рассуждениями о повседневной заботе о нуждах каждого работника, его абсолютным бесправием в вопросах и оплаты труда и участия в управлении, что в свою очередь может спровоцировать кризис и не только в рамках одного предприятия.

Кризис может быть вызван искусственным созданием беспрерывного состояния кризисности на предприятии, когда руководитель не знает толком что надо делать и постоянно, ежедневно обвиняет всех своих подчиненных в неправильности их действий. Почти каждое увольнение, прием на работу, сокращение влияют на ожидания работников, снижают степень их лояльности и порождают чувства неопределенности в отношении будущего.

Любая организация может столкнуться с низким моральным духом персонала, которое происходит, в частности, из-за чрезмерной рабочей нагрузки сотрудников, ненадлежащего обращения с ними и т.п. При этом у всего персонала или отдельной его части складывается впечатление, что их работа должна оцениваться и оплачиваться лучше, люди испытывают чувство неудовлетворенности от работы, вследствие реальной или кажущейся недооценки их вклада в достижение организационных целей.

Кризис может быть вызван отсутствием информированности подчиненных о своих планах, отсутствием каких- либо прав при наличии множества обязанностей.

Кризис может быть создан самим руководителем организации в целях увода активов в другое предприятие или в целях ухода от ответственности за свои действия на действующем предприятии. В уголовном кодексе даже предусмотрены статьи за фиктивное банкротство и преднамеренное банкротство, хотя применение их крайне редко.

Кризис может быть вызван внешними структурами, которые в нем заинтересованы. Практикуются всевозможные законные и незаконные методы банкротства, захвата и самозахвата (рейдерства) предприятий.

Конкуренты, финансовые группы, другие юридические или физические лица могут начать скупку акций компании, одновременно предпринимая действия, объективно предпринимая действия, снижающие ее стоимость. В этом случае служащие, клиенты, акционеры испытывают беспокойство, часто предпринимают действия, объективно приносящие вред компании, снижающие эффективность управления.

Любой из перечисленных кризисов может быть локальным и касаться только одной подсистемы. В этом случае выход из него вероятен в гораздо большей степени, чем когда кризис затрагивает две или несколько подсистем.

Перечисленные причины кризисов редко выступают в чистом виде. Чаще всего одна причина порождает следующие, которые могут выходить на первый план, угрожая существованию организации. Так, например, технологические информационные сбои влекут за собой срыв поставок, потерю важных клиентов, снижение прибыли и, как следствие, недостаток средств для выплаты заработной платы или осуществления других форм поощрения, ожидаемых персоналом. Последнее, в свою очередь, может породить протесты, забастовки, пикеты. Они будут освещаться СМИ и отрицательно воздействовать на репутацию фирмы в долговременном плане. Однако существует возможность предвидеть развитее событий в подобной последовательности и принять соответствующие управленческие меры.

Когда кризис охватывает все подсистемы, он становится системным, и выход из него становится проблематичным. Все может закончиться ликвидацией предприятия через судебные процедуры или без них. Однако знание управленческих мер, противодействующих кризису и искусство воплотить его на практике, является важной составляющей АКУ.

Отдельно необходимо выделить системный кризис, вызванный катастрофами - природными, техногенными, социально-политическими. Однако предметом нашего изучения являются кризисы, вызванные социально-экономическими причинами. Последствия же указанных выше системных кризисов должны в первую очередь заботить подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям, хотя их вероятность их наступления должны учитывать в своих планах по антикризисному управлению и руководители организаций и предприятий

Как мы видим, в антикризисном управлении должен быть заинтересован первый руководитель. Методы, которые мы рассмотрим, разработаны именно для такого предприятия, причем оно должно находиться в стадии зрелости или начального упадка.

Кроме того, в последние годы в России стало появляться много иностранных предприятий, с иностранным менеджментом, с иностранным капиталом, с отработанной технологией, у которых период становления минимален, и руководители которых заинтересованы в АКУ.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компания демонстрирует полный контроль над ситуацией | Меры по предотвращению экономико-затратного кризиса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.