Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика межличностных отношений на основе , субъективных предпочтений




Традиционная методика этой группы - социометрический тест, предложенный Дж. Морено. Его суть - субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т.д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяют­ся индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отвер­женный, изолированный), структура межличностных отношений, спло­ченность группы и т.д. Так как эта методика обширно представлена в отечественной литературе, подробнее на ней останавливаться не будем.

Существует ряд модификаций социометрического теста. Отличи­тельными по своей структуре являются аутосоциометрические методи­ки, под которыми понимаются такие средства изучения взаимоотноше­ний и их осознания, в которых испытуемые сами «измеряют» взаим­ные отношения людей друг к другу и к себе.

Интересны варианты аутосоциометрии для детей разработанные Я. Л. Коломинским. В аутосоциограмме испытуемым предъявляют лист, на котором изображены четыре концентрических кольца. Им предлагается распо­ложить условные обозначения (или фотографии) товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, в центральный круг чертежа; тех, кому симпатизируют многие, во второе кольцо и т.д.

По дан­ным аутосоциограммы всех членов группы, возможно определение со­циального статуса каждого. При этом указанный показатель более до­стоверен по сравнению с обычным социометрическим статусом, так как в этой процедуре испытуемый показывает свое отношение не к части своих товарищей по группе, а ко всем ее членам. На основе самоопре­деления испытуемых методика выявляет предполагаемый, воображае­мый статус, а также показывает тенденцию индивида приписывать большинству членов группы определенный социометрический статус (социометрическую установку). Автором также предложены модифи­кации аутосоциограммы для детей младшего школьного и дошкольно­го возраста.

Я.Л. Коломинский для получения ряда количественных по­казателей осознания и переживания взаимоотношений со сверстниками предлагает применение аутосоциоматрицы. Ученикам раздаются мат­рицы, в которых для каждого ученика отведено по горизонтали два ряда клеток, а вертикальные столбики имеют порядковые обозначения каждого члена группы. Испытуемого просят сделать три выбора за себя (обозначая их на верхнем ряду клеток), а потом - по три выбора за каждого члена группы (обозначая их на нижнем ряду кле­ток).

К обсуждаемой категории методик можно отнести и средства пря­мой оценки группы в целом. Один из вариантов такой оценки может быть основан на вопросах, требующих от испытуемого общей оценки группы (например: «Насколько привлекательна для Вас эта группа?», «В какой степени Вы привязаны к членам данной группы?») или оцен­ки собственного членства в ней (например: «Хотите ли Вы остаться членом данной группы?»).

При оценке данного методического приема следует учитывать, что столь «лобовые» вопросы не позволяют надеяться на искренние отве­ты. Однако необходимо отметить важность интегративного показате­ля привлекательности для отдельного человека группы в целом, что до сих пор не получило достаточного внимания в исследованиях со­циальной психологии.

Главный недостаток методик диагностики межлич­ностных отношений посредством субъективных предпочтений, оценки отношений участниками интеракций - сам принцип такого подхода сталкивается со схожими методологическими проблемами, как и метод интроспекции в общей психологии. Кроме того, сознательная оценка вследствие со­циальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты может кардинально изме­ниться. В этом контексте встает также проблема отра­жения эмоционального отношения в сознании человека. Имея в виду сказанное, становится, вообще, неясным, какие именно психологические реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом инди­видуальном случае.

Указанные обстоятельства делают понятным устремление социаль­ных психологов к поиску косвенных средств оценки межличностных отношении, которые давали бы возможность количественно оценить позитивное - негативное отношение одного человека к другому.

Методики косвенной оценки межличностных отношений. Это, наверное, самая молодая и мало разработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. Они основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмо­ционального отношения главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры.

Наиболее известны методики, основанные на закономерностях проксемического поведения людей. Главная их предпосылка в том, что выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений - положи­тельное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близко­го расстояния.

Средства исследования, основанные на феноменах «личностного пространства», можно разделить на три категории: а) техники наблю­дения реальной ситуации; б) техники символического моделирования реальной ситуации; в) проективные средства.

Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях. Классическую, наиболее типичную процедуру представляет собой схема исследования, в кото­рой проксемическое поведение двух людей фиксируется наблюдателем или же, в более сложных схемах, проксе­мическое поведение членов группы записывается на видеопленку с по­следующим анализом поведения каждого.

Иллюстрацией элементарной процедуры может служить следующий вариант: в комнате находятся стол и два стула, расположенные на определенном, достаточно боль­шом расстоянии друг от друга. Экспериментатор, сидящий на одном из стульев при входе испытуемого, просит его сесть. Свободный выбор дистанции, проявляющийся в выборе места для расположения стула (расстояние между ним и экспериментатором впоследствии измеряет­ся), связывается с психологической ситуацией межличностных отноше­ний.

Методики символического моделирования межличностной ситуации достаточно разнообразны. В одной из них, используемой цитированны­ми выше авторами, испытуемому предлагается набор фотографий, в ко­торых зафиксированы разные расположения стола и стульев. Испы­туемого просят выбрать из них ту, в которой запечатлено наиболее комфортное для него расположение. Другие варианты моделирования предполагают большую активность испытуемого, в которых он сам должен полностью структурировать ситуацию, самостоятельно распо­лагая символы или игрушки, изображающие людей и объекты, опреде­ленным образом в пространстве. Согласно методике, описанной Дж. Кют, ребенок складывает вырезанные фигуры разных людей на бархатной доске. При сравнении данных о линей­ных расстояниях между расположенными фигурами с соответствующи­ми данными исследований по другим психологическим методикам ав­тор пришел к выводу, что эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации.

Проективные средства, основанные на обсуждаемом принципе, су­щественно не отличаются от методических приемов моделирования, однако своей процедурой и стимульным материалом они направлены на определенную сферу познания. Скажем, методика К. Петерсон направлена на изучение семейных отношений. В нее входят модель комнаты (пол комнаты маркирован поперечными линиями для удобства измерения расстояния), игрушечные фигуры членов семьи. Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным образом ее чле­нов, дает исследователю легко интерпретируемый материал. Валидность проективных средств в измерении межперсонального пространства подтверждается в работе Д. Эдвардса.

Кроме методических приемов, основанных на закономерностях проксемического поведения, делаются попытки создания процедур иссле­дования межличностных отношений на основе особенностей паралингвистических компонентов речииконтакта глаз. Было пока­зано, что именно контакт глаз позволяет судить о начале интеракции: увеличение времени обоюдного контакта глаз говорит о более теплых отношениях между партнерами общения.

Главный недостаток методик косвенной оценки межличностных от­ношений в их неразработанности, в том, что они дают сравнительно узкую информацию. Практически методы диагностики (например, ос­нованные на проксемических феноменах) очень близки к методическим приемам исследования самих феноменов. Однако такой принцип оцен­ки межличностных отношений нам кажется перспективным и удобным.

Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Ситуа­ционный тест. В социальной психологии достаточно часто используют­ся методики исследования межличностных отношений, в которых ак­цент делается на объективное и обширное описание интеракции, кото­рое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теорети­ческих воззрений.

В отличие от предыдущего класса методик здесь исследователь имеет дело с менее однозначным и менее контекстуаль­ным психологическим материалом; его интерпретация более зависима от психологической теории, на которую опи­рается исследователь. Содержание схемы наблюдения зависит от тео­ретической ориентации психолога и специфики решаемых прикладных задач. Все же в своем большинстве исходной точкой отсчета служат ситуативные детерминанты поведения, гештальты трансакций.

Формально процедуры регистрации поведения отличаются друг от друга по целому ряду параметров: «регистрирование дискретных реак­ций - регистрирование реакций определенных общих категорий»; «по­стоянное регистрирование поведения – выборочное»; регистрирование поведения «в изоляции - в контексте преды­дущих или последующих событий».

Одна из самых известных методик регистрации межличностных от-ношений принадлежит Р. Бейлсу, который разрабо­тал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель мо­жет кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие катего­рии: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные Уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодейст­вия и т. д. Например: человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области по­зитивных эмоций - как эмоциональный лидер.

Перспективным направлением в исследовании и диагностике меж­личностных отношений является наблюдение за игровым имитирова­нием определенной ситуации. Это так называемые ситуационные тесты, в которых человек ставится в ситуацию, наиболее выпукло пока­зывающую некоторые стороны реальной жизненной ситуации. Наблюде­ние за поведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать его межличностные отношения, предвидеть их развитие в реальной ситуации. Большинство ситуационных тестов возникли как отдельные методические приемы для исследования разных феноменов межличностных отношений. Они мало разработаны и стандартизирова­ны, здесь много пространства для изобретательства исследователя, по­этому здесь больше подходит термин «прием», чем «тест». Но благо­даря своей приближенности к жизни и хорошим прогностическим ре­зультатам ситуационные тесты являются перспективными для диагнос­тики межличностных отношений.

Одним из таких приемов является «Групповая дискуссия без лидера». Группе испытуемых дается задача или тема для обсуждения в течение определенного времени, но ни один из участников не назначается глав­ным и ни на кого не возлагается особая ответственность. Такая ситуа­ция позволяет оценить такие черты, как находчивость, инициативность, лидерство, способность к совместной работе, взаимодействию. Она поз­воляет предсказать успешность выполнения таких видов деятельности, которые требуют вербального общения для решения проблем, а также срабатываемости с равными себе.

Для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в диаде широко используются специально сконструированные настольные игры. Известна игра, предложенная М. Дойчем и Р. Краусом, где испытуемым предлагается с помощью ручек как можно быстрее провести свою фишку по определенному пути. При этом оказывается, что общий для каждого участника отрезок пути они могут пройти только по отдельности. В исследованиях отечественных пси­хологов широко используются приборы типа «гомеостат» Л.И. Уманского. Они моде­лируют простейшую деятельность группы, требующую согласования, координации, единства членов группы.

Для изучения диадного взаимодействия широко используется игра под названием «Дилемма узника». Наз­вание возникло от ситуации, которую предлагается представить игра­ющим. Она заключается в том, что двух заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в отдельные камеры. У каж­дого есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь по­лучить меньшее наказание. Если никто из них не сообщит о совершен­ном другим преступлении, оба получат незначительное наказание; если один скажет, а другой нет, то сообщивший будет отпущен на свободу, а другой получит суровое наказание; если они оба сообщат, то оба получат небольшое наказание, но оно будет больше, чем то, что они могли получить, если бы оба промолчали. Исход игры обычно пред­ставляют в виде матрице, с которой обычно знакомят участников перед игрой.

В ситуации «Дилемма узника» играющие должны сделать выбора между кооперативным (б) и конкурентным поведением (г), учитывая при этом мотивы выбора другого. С точки зрения индивидуального результата игрока А ему всегда выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что, если игрок Б будет исходить из той же позиции, они оба получат относительно мало очков. А исходя из максимума обоюдного результата, они оба должны выбрать молчание (б), но тогда каждый оставляет для другого возможность злоупотреблять доверием.

Игрокам нужно сделать выбор одновременно: в одних случаях не вступая в контакт, в других случаях разрешается общаться (изучается как раз воздействие коммуникации на выбор). Игра может проигры­ваться "многократно, и после каждого тура игрокам сообщаются ре­зультаты, за которые они получают призы или наказание. В роли игро­ка может выступить не один человек, а команда с лидером или без него.

С помощью игры «Дилемма узника», как и с помощью других, описанных выше приемов, можно создать ситуацию для диагностики стиля лидерства, стремления к конкуренции или к кооперации во взаи­моотношениях, совместимости людей и т.д. Важно еще раз подчерк­нуть, что ситуационные тесты и игры являются лишь методическими приемами для моделирования определенных межличностных отношений, а не точной стандартной измерительной процедурой. Но возмож­ность не только наблюдать, но и моделировать желаемое поведение, большая прогностическая возможность делают ситуационные тесты и игры перспективным приемом для диагностики межличностных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.