Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бухгалтерский баланс и его значение в юридической практике

 

Термин «баланс» (от лат. bilanx — две весовые чаши) означает равенство, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.

Бухгалтерский баланс один из основных элементов метода бухгалтерского учёта. Он представляет собой способ периодического обобщения и отражения состояния средств хозяйства и источников их образования в денежном выражении на определенную дату.

Обобщение, применяемое в балансе, означает переход на более высокую ступень учета. Балансовое обобщение широко применяется в учете, в экономическом и юридическом анализах хозяйственной деятельности экономического субъекта для принятия соответствующих управленческих решений.

Бухгалтерский баланс представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть которой называется активом, а правая — пассивом.

Основой построения баланса является классификация хозяйственных средств предприятия по двум направлениям. В активе баланса отражается в денежном выражении информация об имуществе предприятия по составу и размещению. В пассиве группируется информация об источниках формирования хозяйственных средств предприятия (собственных, привлеченных). То есть в активе и пассиве баланса представлены одни и те же средства юридического лица, но в различных разрезах. Отсюда вытекает важнейший вывод: итоги по активу и пассиву баланса должны быть всегда равны, так как независимо от группировки, общий размер средств остается одним и тем же.

Баланс является важнейшей формой отчетности (форма №1), обязательной для всех предприятий, и составляется, как правило, один раз в квартал, год на первое число, следующее за отчетным периодом. Однако он может быть составлен и на другие даты при реорганизации, ликвидации предприятия, смене руководителя и т.п.

По составу средства, отражённые в активе баланса, подразделяются на внеоборотные, оборотные.

Внеоборотные активы это здания, машины, оборудование и другое имущество, срок полезного использования которых превышает двенадцать месяцев. Они имеют высокую стоимость и длительный срок эксплуатации, а их стоимость постепенно погашается путём включения в себестоимость производимой продукции посредством начисления амортизации.

Оборотные средства участвуют в цикле производства и обращения, постоянно находятся в движении, видоизменяют свою форму. К ним относятся: сырье и материалы, полуфабрикаты, незавершённое производство, готовая продукция и задолженность дебиторов. В отличие от основных оборотные средства используются полностью только один раз. Так, сырье и материалы преобразуются в готовую продукцию, стоимость которой после реализации возмещается в денежной форме и т.д.

Актив баланса даёт ответы на вопросы:

1) Какова общая сумма средств, которыми располагает предприятие?

2) Каков состав этих средств?

3) В каких целях они фактически используются?

Пассив баланса позволяет узнать:

1) Кому принадлежат средства, перечисленные в активе, т.е. являются они собственными или заемными?

2) Каковы источники их формирования?

3) Каково целевое назначение средств, указанных в активе?

В пассиве баланса отражается структура ресурсов предприятия по источникам их образования. Пассив включает в себя:

собственный капитал — «Капитал и резервы» — уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль и др.;

заемный капитал — «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

Собственный капитал показывает составную часть финансовых ресурсов — экономических обязательств организации перед участниками, учредителями, собственниками в связи с предоставлением ей ценностей как на этапе образования организации, так и в результате реинвестирования заработанной прибыли в течение всего периода ее деятельности с момента учреждения.

Заемный капитал представляет собой часть привлеченных в хозяйственный оборот организации финансовых ресурсов в виде ценностей, которые принадлежат третьим лицам.

Разграничение в пассивной части баланса обязательств и капитала соответствует не только различному характеру обязательств организации перед собственником и третьими лицами, но также срочности и порядку их погашения,

Итоговая сумма остатков средств предприятия в активе и пассиве по строке «Баланс», носит название валюты баланса. Валюта баланса отражает в активной и пассивной частях бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов организации объему финансовых ресурсов, предоставленных собственниками и кредиторами.

При составлении бухгалтерского баланса как отчета об имущественном состоянии предприятия используется только часть содержащейся на счетах бухгалтерского учета информации в виде сальдо, поэтому бухгалтерский баланс именуют «сальдовым».

Критериями классификации баланса могут быть источники составления, сроки составления, объем включаемой информации, методы оценки статей, содержание, форма, характер деятельности, реформирование, способ очистки.

По источникам составления балансы делятся на инвентарные, книжные и генеральные.

Инвентарные составляются на основе инвентаря имущества, средств в расчетах и обязательств перед третьими лицами и должны быть подтверждены инвентаризацией.

Книжные балансы основаны на принципе регистрации фактов хозяйственной жизни и составляются по данным счетов Главной книги.

Генеральные балансы считаются самыми реальными, поскольку в их основу положены текущие учетные записи, подтвержденные фактическими сведениями путем проведения инвентаризации.

По срокам составления балансы классифицируются на вступительные, текущие, заключительные, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные.

Вступительные составляются в момент организации предприятия.

Текущие формируются периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (содержат данные на начало периода), промежуточные (составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода финансового года), конечные (формируются в конце финансового года и служат начальными на следующий отчетный период).

Заключительные составляются на дату завершения деятельности хозяйствующего субъекта при осуществлении реорганизации его формы (слияние нескольких организаций, присоединение организации к другой, ранее действующей, разделение организаций, изменение организационно-правовой формы).

Санируемые используются лишь в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо либо принять решение о ликвидации, либо убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежа. Санируемые балансы включают данные о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и возможности его покрытия в будущем, возможных сроках мероприятий по финансовому оздоровлению. Санируемые балансы существенно отличаются от отчетных в результате применения уценки элементов баланса, не соответствующих действительности.

Ликвидационные составляются при ликвидации предприятия и представляют информацию о имуществе организации, подлежащем распределению между ее кредиторами и собственниками с применением методов оценки статей по цене возможной реализации каждого актива. Они могут разрабатываться на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс), в ходе периода (промежуточный) и на конец периода ликвидации (заключительный).

Разделительные формируются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких или при передаче структурных единиц одного предприятия другому на основе данных заключительных балансов (при разделении) или текущих балансов (при выделении из одного предприятия другого).

Объединительные строятся при объединении нескольких предприятий в одно на основе данных заключительных балансов (при слиянии) или текущих и заключительных одновременно (при присоединении одной компании к другой, ранее действующей).

По объему включаемой информации балансы подразделяются на единичные, сводные и консолидированные.

Единичные характерны для деятельности только одного предприятия.

Сводные составляются в рамках одного собственника, объединяя данные подразделений предприятия или для статистического обобщения показателей по отрасли.

Консолидированные отражают положение группы юридически самостоятельных предприятий, связанных совместным контролем имущества.

По методу оценки статей выделяют коммерческие и налоговые балансы. Коммерческие основаны на модификации продажных цен активов, налоговые (или инвентарные) базируются на оценке по себестоимости.

По характеру деятельности балансы подразделяются на основной и неосновной деятельности. К основной относятся виды деятельности, зарегистрированные в уставе. Вся прочая деятельность, осуществляемая предприятием, рассматривается как неосновная.

По реформированию балансы классифицируются на реформированные и нереформированные. Реформированными считаются балансы, в которых прибыль отчетного года уже распределена и отдельной строкой не показывается. В нереформированных балансах отдельной строкой показана прибыль отчетного года.

По способу очистки разделяют нетто-баланс и брутто-баланс. В брутто-баланс включаются сальдо всех счетов, за исключением результатных, в том числе регулирующих, причем остатки регулирующих (как дополнительных, так и контрарных) счетов увеличивают валюту баланса. Баланс-нетто исключает регулятив, при этом сальдо дополнительных счетов присоединяются к сальдо основных счетов, а сальдо контрарных — уменьшают их.

Содержание и структура балансов организации определяются экономическим характером их деятельности и соответствующей формой собственности. Характеристика понятий актива и пассива баланса в основном отвечает условиям рыночной экономики и требованиям международных бухгалтерских стандартов.

Баланс содержит информацию о финансовом положении организации на определённый момент времени. Данные баланса позволяют изучить финансовое положение организации, определить её обеспеченность собственными оборотными средствами, и её платёжеспособность, под которой понимается способность организации в соответствующие сроки и в полной мере отвечать по своим обязательствам. Предприятие считается платёжеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам по банковским и другим счетам. В разных условиях на платёжеспособность организации оказывают значительное влияние такие факторы, как политическая и экономическая организация в стране, состояние денежного рынка, совершенство банковского и налогового законодательства, обеспеченность собственным капиталом и т.д.

Актив и пассив баланса подразделяются на разделы и статьи. Каждая статья баланса объединяет определенную группу средств: в активе основные средства, сырье, готовые изделия, в пассиве уставной капитал, ссуды, прибыль и т.д.

Хозяйственные операции вызывают изменения в объеме, составе, размещении и использовании хозяйственных средств и их источников. Все эти изменения, происходящие под влиянием хозяйственных операций, можно свести к четырем типам изменения баланса.

1. Изменения в активе баланса. Их вызывают операции, при которых уменьшается одна и увеличивается другая статья актива. Данный тип изменений можно выразить формулой:

А + С – С = П, (1)

где А — актив баланса, П — пассив баланса, С — сумма операции.

Рассмотрим первый тип изменений в балансе на примере:

Отпущены материалы в основное производство на 10000 рублей.

В результате данной хозяйственной операции у предприятия уменьшатся запасы материалов, и увеличатся затраты на производство, т.е. произошло перераспределение активов.

2. Изменения в пассиве баланса увеличение одной и уменьшение другой статьи.

Пример. Удержан подоходный налог с заработной платы работников 40 тыс. руб.

В результате изменения затрагивают лишь пассивные статьи баланса «Расчеты по оплате труда» и «Расчеты с бюджетом» и связаны с переходом источников из одних форм в другие путем уменьшения долга перед работниками по оплате труда и увеличения задолженности перед бюджетом.

Влияние операций второго типа можно записать в виде следующей формулы:

А = П + С – С. (2)

3. Изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. Их вызывают такие операции, при которых общая сумма средств организации увеличивается, соответственно меняется итог баланса в целом.

Пример. На расчетный счёт в банке зачислена краткосрочная ссуда 300000 рублей. Эта хозяйственная операция затрагивает две статьи баланса «Расчетный счёт» (счёт 51), который находится в активе баланса, и «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (счёт 66), записанная статья показывается в пассиве баланса. Выполнение этой хозяйственной операции вызывает увеличение статьи «Расчетный счёт» на сумму 300000 рублей и одновременно увеличение задолженности предприятия по полученной в банке краткосрочной ссуде, то есть статья «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» также увеличилась на сумму 300000 рублей. Итоги баланса и по активу и по пассиву увеличились на 300000 рублей.

Влияние хозяйственной операции третьего типа можно записать в виде следующей формулы:

А + С = П + С. (3)

4. Изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения. Такие изменения вызывают операции, связанные с выбытием собственных средств или с погашением предприятием различных форм кредиторской задолженности.

Пример. Из кассы работникам организации выдана заработная плата 500000 рублей. Данная хозяйственная операция затрагивает две статьи баланса «Касса» (счёт 50), которая находится в активе баланса, и «Расчеты с персоналом по оплате труда» (счёт 70), которая показывается в пассиве баланса. Выполнение этой хозяйственной операции означает, что по статье «Касса» сумма уменьшилась на 50000 рублей и одновременно на 50000 рублей уменьшилась сумма по статье «Расчеты с персоналом по оплате труда», так как при выплате заработной платы задолженность предприятия работникам уменьшается. Итог баланса и по активу и по пассиву уменьшился на 50000 рублей.

Влияние хозяйственной операции четвертого типа можно записать в виде следующей формулы:

А – С = П – С. (4)

Приведённые примеры показывают все случаи балансовых изменений, однако, равенство итогов актива и пассива баланса при влиянии любого типа хозяйственной операции сохраняется. Эти изменения имеют большое значение для организации бухгалтерского учёта и анализа хозяйственной деятельности организации, оценки её имущественно-финансового состояния.

Значение бухгалтерского баланса для юридической практики определяется тем, что данное понятие используется для характеристики основного элемента метода бухгалтерского учета и является важнейшим документом, отражающим финансово-хозяйственные операции.

В следственной и судебной практике данные баланса позволяют установить сохранность и бережность использования основных средств, товарно-материальных ценностей, наличие производственных запасов и разрешить другие вопросы, которые могут быть связаны с нарушениями финансово-расчётной дисциплины.

Следует отметить, что в целях сокрытия различных недостатков, а иногда и признаков прямых злоупотреблений, работники бухгалтерского аппарата могут прибегать к фальсификации баланса. Фальсифицированные балансы используются в качестве доказательств при расследовании преступлений. Но это не единственный случай обращения работников правоохранительных органов к балансам и отчетности. Ещё содержащаяся в балансе информация более широко используется для первичного поиска признаков преступлений, обнаружения новых доказательственных материалов в целях профилактики правонарушений.

Ввиду своей особой направленности изучение баланса работниками правоохранительных органов по своему содержанию отличается от аналогичных исследований, проводимых в целях хозяйственного управления.

При решении криминалистических задач производится первичный оперативный поиск, расширение системы доказательств в показателях баланса ищут определённые характерные изменения, которые с большой степенью вероятности могут объясняться совершённым преступлением. Особенность такого «экономико-криминалистического анализа» в том, что его объектом становятся лишь отдельные показатели баланса, реагирование на предполагаемый способ совершения преступления, но во всех случаях эти показатели изучаются в комплексе с конкретными показателями других форм периодической отчётности предприятия.

 

4. Счета бухгалтерского учета, их классификация, строение.
Сущность метода двойной записи

 

В содержании бухгалтерского баланса отражаются лишь обобщенные сведения на момент его составления. Для повседневного и эффективного руководства экономической деятельностью этого недостаточно. Поэтому для текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтерского учета, которая в течение месяца до составления баланса и отчётности сообщают сведения об изменениях в составе средств хозяйства и ходе важнейших хозяйственных процессов.

Как и баланс, счета бухгалтерского учёта являются важнейшим элементом метода бухгалтерского учёта, а накапливаемая в них информация необходимым источником составления баланса в конце отчётного периода.

Бухгалтерский счёт представляет собой способ группировки и текущего отражения однородных средств, их источников и хозяйственных процессов в целях оперативного контроля за ними.

На каждый элемент хозяйственной деятельности открывается отдельный счёт, который имеет название и кодовый номер. Перечень счетов, используемых для учёта финансово-хозяйственной деятельности, дан в плане счетов.

Счета делятся на активные и пассивные в зависимости от принадлежности их к активу или пассиву баланса. В учете применяются также активно-пассивные счета.

На активных счетах ведётся учёт имущества, его наличие, состав, движение. Например, счёт «Основные средства» — 01, счёт «Материалы» — 10, счёт и т.д. На пассивных счетах учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. Например, счёт 80 «Уставный капитал» и др.

Графически счет представляет собой двухстороннюю таблицу, левая часть которой называется «дебет» (от лат. debet он должен), а правая «кредит» (от лат. credit он верит).

Существует определенный порядок записи на счетах. В активных счетах запись в дебет означает увеличение (прибыло), а в кредит уменьшение (убыло) учитываемого объекта в денежном выражении. В пассивном счете, наоборот, дебет означает «убыло», а кредит «прибыло».

Схема активного счета

Д-т К-т
СН — остаток на начало месяца хозяйственных средств (активов)  
Хозяйственных операции, вызывающие увеличение хозяйственных средств в отчетном периоде Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение хозяйственных средств в отчетном периоде
Итог хозяйственных операций — оборот по дебету счета за отчетный период Итог хозяйственных операций — оборот по кредиту счета за месяц
ск — остаток на конец месяца  

 

Схема пассивного счета

Д-т К-т
  СН — остаток источников средств на начало месяца
Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение источников хозяйственных средств в отчетном периоде Хозяйственные операции, вызывающие увеличение источников средств в отчетном месяце
Итог хозяйственных операций — оборот по дебету счета за отчетный период Итог хозяйственных операций — оборот по кредиту счета за месяц
  ск — остаток на конец месяца

 

Итог сумм, записанных по дебету или кредиту за отчетный период без учета начального и конечного остатков, называется дебетовым или кредитовым оборотом. Остаток по счетам на конец или начало отчетного периода называется конечным или начальным сальдо.

В активных счетах сальдо записывается в дебет, а в пассивных, наоборот, — в кредит. Таким образом, в активных счетах сальдо может быть только дебетовое и нулевое, так как имущество не может выбывать в большем размере, чем оно имеется. В пассивных счетах сальдо может быть кредитовым или нулевым, поскольку уменьшение источника ограничено его размерами.

Изложенное правило имеет важное доказательственное значение при расследовании и рассмотрении уголовных дел о хищениях собственности или об экономических преступлениях.

Помимо счетов для учета имущества (активных счетов) и их источников (пассивных счетов), в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражаются одновременно и имущество, и обязательства, т.е. они имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. На активно-пассивных счетах может быть как дебетовое, так и кредитовое сальдо (развернутое сальдо). Такие счета называются активно-пассивными. Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На активно-пассивных счетах по кредиту отражается любая задолженность организации партнерам, бюджету, поставщикам, работникам на сумму начисленной заработной платы и т.п. (кредиторская задолженность), а по дебиту этого счета такая задолженность погашается. В этом случае если в результате хозяйственной операции у организации появляется должник (дебитор), то сумма долга должна отражаться по дебету соответствующего счета, а погашаться по кредиту того же счета.

 

 

Схема активно- пассивного счета

Д-т К-т
СН — дебиторская задолженность СН — кредиторская задолженность
Хозяйственные операции, вызывающие увеличение дебиторской задолженности и уменьшение кредиторской задолженности в отчетном периоде Хозяйственные операции, вызывающие увеличение кредиторской задолженности и уменьшение дебиторской задолженности в отчетном периоде
Итог хозяйственных операций — оборот по дебету счета за отчетный период Итог хозяйственных операций — оборот по кредиту счета за месяц
ск — дебиторская задолженность ск — кредиторская задолженность

 

Запись в счете бухгалтерского учета производится и с использованием метода двойной записи. Данное требование закреплено в п.4 ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете», где сказано: «Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи во взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета». Сущность двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одной и той же сумме по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Для ведения учета необходимо правильно определить счета, затрагиваемые каждой операцией. Сама запись на бухгалтерских счетах с указанием сумм называется бухгалтерской проводкой. Взаимосвязь счетов, на которых отражается операция, называется корреспонденцией счетов, а сами взаимосвязанные счета, на которых отражаются хозяйственные операции, называются корреспондирующими.

Если хозяйственная операция затрагивает два счета — это простая проводка, если три и более — то сложная.

На забалансовых счетах отражаются одинарные записи.

Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку обеспечивает не только равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов, но также сумм начальных и конечных остатков по активным и пассивным счетам. При этом проверка правильности оборотов и остатков на счетах не вызывает затруднений.

Метод двойной записи имеет основополагающее значение в бухгалтерском учете, так как благодаря ему обеспечивается выполнение всех задач бухгалтерского учета полнота и достоверность информации о хозяйственной деятельности организации, ее имущественном положении, контроль за наличием и движением этого имущества и обязательств, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов.

Счета бухгалтерского учета классифицируются по следующим признакам:

а) по отношению к балансу — балансовые и забалансовые счета. Балансовыми называются счета, отражающие состав, размещение имущества, средств хозяйства (активные счета) или обязательства, источники получения средств (пассивные счета). На забалансовых счетах учитываются средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании (арендованные основные средства, материальные ценности на ответственном хранении, в переработке);

б) по степени детализации — синтетические, аналитические и субсчета.

Синтетические счета наиболее высокий уровень обобщения в учете. На этих счетах учет ведется по видам средств или их источникам только в стоимостном (денежном) выражении. Это учет обобщенных данных о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, например, счета «Основные средства», «Материалы», «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Аналитические счета открываются в результате расчленения отдельных синтетических счетов. В аналитических счетах детализируются записи, сделанные на синтетических счетах. Например, на основании записей, сделанных по синтетическому счету 70 — «Расчеты с персоналом по оплате труда», получают обобщенные данные о сумме заработной платы, начисленной всем работникам предприятия, о сумме удержаний и выплат, произведенных в погашение задолженности всем работникам предприятия, а также об остатке задолженности.

Субсчета счета второго порядка, они являются промежуточной группировкой аналитических счетов. Например, синтетическому счету «Материалы» могут быть открыты такие субсчета, как «Сырье и материалы», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные части», «Строительные материалы» и т. п.;

в) по экономическому содержанию: на счета хозяйственных средств, хозяйственных процессов и источников средств;

г) в зависимости от назначения или структуры: основные; регулирующие; операционные.

Основные счета предназначены для учета и контроля за наличием и движением средств и их источников, т.е. основы хозяйственной деятельности предприятия, а также состояние расчетов с дебиторами и кредиторами. Основные счета могут быть активными, пассивными и активно-пассивными.

Основные активные счета принято называть инвентарными (материальные счета), т.к. они предназначены для учета средств труда, предметов труда, денежных ресурсов и т.п. Все инвентарные счета связаны с балансом и могут иметь только дебетовое сальдо, которое отражается в активе баланса и подтверждается в результате проведения инвентаризации.

К инвентарным счетам относятся: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» и др.

Основные пассивные счета принято называть фондовыми счетами. Они используются для наблюдения и контроля за состоянием и изменением источников формирования собственных средств предприятия.

К фондовым счётам относятся: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

К основным счетам относятся также счета расчетов. Они имеют структуру активных, пассивных и активно-пассивных счетов. Счета расчетов предназначены для обобщения информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия. Для правильного отражения в отчетности финансового состояния предприятия не допускается зачет между статьями его активов и пассивов, и информация о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности должна формироваться в бухгалтерском учете в развернутом виде с обособлением задолженности дебиторов и кредиторов.

Регулирующие счета применяются для характеристики объектов учета, корректирования (уточнения) оценки средств, показанных на основных счетах. Регулирующие счета могут иметь структуру как активных, так и пассивных счетов, в зависимости от регулируемого объекта: Регулирующий счет может либо увеличивать оценку средств, указанную на регулируемом счете либо уменьшать ее. В зависимости от этого они подразделяются на дополнительные, контрарные и контрарно-дополнительные.

Дополнительными называются счета, увеличивающие (дополняющие) оценку средств, указанную на регулируемом счете.

Контрарными называются счета уменьшающие оценку средств, указанную на регулируемом счете. Контрарные счета используются для регулирования активных и пассивных счетов и в соответствии с этим они могут быть контрактивными и контрпассивными счетами.

Например. Счет 02 «Амортизация основных средств» — пассивный. Он является контрактивным по отношению к счету 01 «Основные средства». Сальдо счета показывает сумму износа на конкретный момент, которая сопоставляется с сальдо по счету 01 «Основные средства», отражаемым всегда по первоначальной стоимости. Разница этих сумм покажет остаточную стоимость основных средств, т.е. фактическую оценку состояния основных фондов организации на данный момент.

Получение достоверной и точной информации об оценке учитываемых средств и используемых источников является основой контроля и средством сохранности собственности. Наличие регулирующих счетов создает условия для сопоставимости данных учета и определения действительной величины учитываемого объекта. С помощью регулирующих счетов текущая учетная оценка активов, отражаемых на основных счетах, регулируется до суммы их балансовой стоимости (оценки).

К регулирующим счетам относятся: 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 16 «Отклонение от стоимости материальных ценностей», 42 «Торговая наценка» и другие.

Операционные счета — группа счетов бухгалтерского учета объединяющая распределительные, калькуляционные и сопоставляющие счета.

Распределительные счета предназначены для отражения хозяйственных процессов путем предварительного учета затрат и контроля за их распределением между объектами калькуляции или отчетными периодами, с целью правильного определения себестоимости работ. На распределительных счетах обычно учитываются косвенные расходы, связанные с производством или реализацией продукции, а также расходов будущих периодов. Распределительные счета бывают двух видов.

Собирательно-распределительные счета используются в учете для отражения затрат в отчетном периоде по определенному хозяйственному процессу, которые нельзя отнести на конкретный объект, а подлежат распределению между отдельными объектами учета. Эти счета имеют структуру активного счета. На дебет собирательно-распределительных счетов записывают в денежной оценке используемые средства (расходы), подлежащие распределению между несколькими объектами учета для включения их в себестоимость выполненных работ или оказанных услуг. По кредиту собирательно-распределительных счетов отражается списание фактических затрат на соответствующие объекты.

Распределение (списание) расходов по конкретным объектам производится ежемесячно в порядке установленном инструкцией.

Например счет 26 «Общехозяйственные расчеты» в организациях используется для учета накладных расходов. По дебету данного счета отражаются расходы, связанные с затратами управленческого характера, которые распределяются с кредита этого счета и пропорционально включаются в себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг).

Аналитический учет по собирательно-распределительным счетам ведется по установленной номенклатуре затрат по статьям расходов, счета не имеют сальдо и не связаны с балансом. К этим счетам относятся: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расчеты», 28 «Брак в производстве».

Бюджетно-распределительные счета используются для учета доходов и расходов, которые сделаны за счет будущих отчетных периодов с целью их распределения между бюджетами соответствующих периодов и включения их в показатели хозяйственной деятельности того периода, к которому они относятся (независимо от времени их возникновения). В эту группу входят такие счета как: 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов».

Калькуляционные счета предназначены для учета фактических затрат и определения себестоимости произведенной продукции и выполненных работ. Калькуляционные счета по своей структуре относятся к активным счетам, по дебету которых собираются все затраты, из которых складывается себестоимость полученной продукции, выполненных работ, а по кредиту — списывается фактическая себестоимость работ. Сальдо в этих счетах может быть только дебетовое, означающее незавершенное производство. Аналитический учет по калькуляционным счетам ведут в разрезе объектов калькуляции и калькуляционных статей.

К этим счетам относятся: 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу».

Сопоставляющие (результатные) счета служат для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Результат хозяйственной деятельности определяется путем сопоставления сумм дебетовых и кредитовых оборотов по определенным счетам. По кредиту счета отражаются все доходы, по дебету — расходы и убытки. К доходам относят прибыль от реализации продукции, валовой доход, доходы, полученные от реализации финансовых операций (с ценными бумагами), прочие доходы. К расходам и убыткам — убытки от реализации продукции, издержки обращения, убытки от финансовых операций (с ценными бумагами), прочие убытки.

К сопоставляющим счетам относится счет 90 «Продажи» предназначенный для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.

Действующий в настоящее время План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержден приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н и введен в действие с 1 января 2001 года.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для единого подхода к применению Плана счетов в практической деятельности Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности разработана Инструкция по его применению.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета данной организацией.

Описание счетов бухгалтерского учета в инструкции приводится по разделам в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета состоит из восьми разделов:

Раздел 1. Внеоборотные активы.

Раздел 2. Производственные запасы.

Раздел 3. Затраты на производство.

Раздел 4. Готовая продукция и товары.

Раздел 5. Денежные средства.

Раздел 6. Расчеты.

Раздел 7. Капитал.

Раздел 8. Финансовые результаты.

Таким образом, действующий План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций раскрывает отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и приближает это отражение к мировым стандартам финансовой отчетности.

Для работников правоохранительных органов важное значение имеют четкие представления о бухгалтерской отчетности, потому что различные противоправные деяния, связанные с использованием бухгалтерского учета, искажения отчетности оставляют свои следы в учете. Поэтому в юридической практике необходимо усвоить порядок ведения учета и требования к составлению бухгалтерской отчетности с целью использования данных знаний для анализа интересующих правоприменителя финансовых показателей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы бухгалтерского учета | Учетная политика организации и ее юридическая оценка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.258 сек.