Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность потенциала предприятия

Тема 14. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Методика разработки финансового плана

Алгоритм составления финансового плана включает следую­щие этапы:

• анализ финансового положения предприятия;

• планирование доходов и поступлений;

• планирование расходов и отчислений;

• проверку финансового плана (баланс доходов и расходов). Рассмотрим содержание указанных этапов.


 

Важнейшая задача стратегического планирования в условиях рын­ка — обеспечить предприятию (фирме) возможности достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем ис­пользования самых эффективных средств. Те предприятия и компа­нии, которые планируют и поддерживают высокий потенциал своего развития, как показывает опыт зарубежных стран, устойчиво оказы­ваются сильными, прибыльными и уважаемыми в мировом деловом сообществе. Чтобы фирма могла установить собственный долгосрочный конкурентный цикл развития, она должна расти быс­трее, чем повышается потенциал ее основных конкурентов.

Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность пока­зателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возмож­ности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие произ­водственные резервы, которые могут быть использованы в экономичес­кой деятельности. Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты вся­кой его деятельности, но и на пределы экономического роста и струк­турного развития всей организации.

Однако ограничительное воздействие определенных пределов на целенаправленное развитие систем или индивидов, как показал в своих работах Р. Л. Акофф, может быть отодвинуто несколько дальше изменением желаний или технических возможностей, которые раз­двигают пределы необходимых усовершенствований. Ограниченные ресурсы ставят свои пределы только тогда, когда предстоит делать что-то такое, для чего требуется больше, чем доступно, этих ресурсов, а именно их и нет в достаточном количестве, а также нет подходящих заменителей. Ограниченный ресурс перестает быть таковым, если по­требность в нем уменьшается или если научиться его использовать с большей эффективностью. Из этого вытекает, что развиваться долж­ны прежде всего сами люди — основной потенциал любой системы. Чем больше развита личность или система, тем меньше они ограни­чены ресурсами, тем выше их совокупный потенциал. Ограничение роста потенциала предприятия (фирмы) обычно заложено в их окру­жении, но главные ограничения их долгосрочного экономического развития содержатся в них самих. Если выразиться иначе, то главные пределы роста экзогенные, или внешние, лежат вне системы, а глав­ные пределы развития — эндогенные, или внутренние, заложены в ней самой.

Выбор направления или стратегии развития потенциала предпри­ятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющих­ся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности произ­водимых работ и услуг, существующего положения на рынке и пред­стоящих целей, например, выйти в лидеры, закрепиться среди конку­рентов, избежать банкротства и т.п.

В современных рыночных отношениях все экономические ресур­сы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории — материальные и людские и четыре основных вида — земля, труд, капитал и предпринимательские способности.

Земля, или природные ресурсы, объединяет все вещественные фак­торы, которые природа предоставляет людям в виде полезных иско­паемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха, тепла и др. Природные ресурсы играют важную экономическую роль в Жизни людей, закладывают основы развития человека и производ­ства, способствуют росту личного и национального богатства.

Труд, или трудовые ресурсы, характеризует совокупность умствен­ных и физических способностей человека, необходимых для производства материальных благ. В общем виде любой труд или способ­ность к труду можно охарактеризовать количеством трудоспособных работников, уровнем их профессиональной подготовки и квалифика­ции, трудовой отдачей персонала и многими другими экономически­ми показателями. В конкретных условиях производства всякий про­цесс труда может быть определен величиной затрат и результатов, трудоемкостью продукции, интенсивностью труда, его продуктивно­стью, затратами на содержание персонала, заработной платой работ­ников и т.д.

Капитал, или инвестиционные ресурсы, определяет весь запас на­копленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая оснастка и инструменты, объем сырья и материалов, используемых в процессе изготовления товаров и выполнения услуг. Деньги в рыночной экономике не относятся к капитальным ресур­сам, так как сами по себе они не производят продукции, хотя и при­носят многим их обладателям большое богатство.

Предпринимательские, или творческие, способности человека про­являются в умении открыть свое дело (бизнес), организовать новые научные, технические, коммерческие либо иные инновационные про­екты, а также в рациональном использовании труда, земли, капитала и других экономических ресурсов. Способности человека к предпри­нимательской деятельности в реальной жизни еще больше ограниче­ны, чем все остальные экономические ресурсы в природе. Именно из-за большой редкости предпринимательских, творческих способ­ностей людей за их использование обществу приходится платить зна­чительно выше по сравнению с другими производственными ресур­сами. Однако в большинстве случаев проявление предприниматель­ских способностей человека вполне себя оправдывает получением того совокупного дохода, который они производят своей созидательной инициативой, новаторским подходом, организаторской деятельнос­тью, управленческими действиями и т.д. В то же время предпринима­тельство, как подтверждает мировой опыт рыночных отношений, все­гда связано с определенным риском. По заключению К. Р. Макконелла, в капиталистической или рыночной системе прибыль предприни­мателю не гарантирована. Вознаграждением за затраченные ресурсы, время, усилия и способности могут оказаться заманчивые доходы (прибыль) или непредвиденные убытки (потери) и в конце концов — банкротство. Предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами — свои­ми собственными и всех остальных акционеров.

К особым видам ресурсов, способствующим объединению в еди­ную систему разрозненных производственных факторов и повышающим эффективность их применения, многие экономисты относят такие основательные экономические категории, как организация производства и рабочее время. В известном экономическом смысле, по мнению А. Маршалла, существуют только два фактора производства: природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляе­мой его способностью предвидеть будущее и готовностью позаботить­ся о сохранении созданного товара. При данных свойствах и силах природы и потенциала человека рост богатства, знаний и организа­ции проистекает из них как следствие из причины. Но человек сам в значительной степени создается окружающей его средой, в которой большую роль играет природа. Следовательно, с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы по­требления, а также вытекающей отсюда проблемы планирования на­учно-технического и социально-экономического развития предприя­тия.

В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:

1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли или занимаемого положения на рынке;

2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенци­ала;

3) анализ имеющихся производственных резервов и потерь эконо­мических ресурсов на предприятии;

4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала пред­приятия;

5) планирование развития потенциала предприятия с учетом вы­бранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;

6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обес­печением экономического роста и развития потенциала предприятия.

Таким образом, повышение уровня развития потенциала сводится по существу к анализу его структуры, оценке и планированию влия­ния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятия и его место на действующем рынке. Рассмотрим в связи с этим основные виды или составляющие компоненты потенциала предприятия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расходы и отчисления | Компоненты трудового потенциала предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.