Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14 Конфликты в сфере управления

Одной из сложных сфер социальных отношений являются управлен­ческие отношения.

Они возникают в процессе осуществления функций управления в различных сферах социальной действительности — экономике, по­литике, социальной и духовной жизни. Управленческие отношения складываются в любой социальной группе и организации. Управле­ние как один из самых сложных видов социальных отношений сопря­жено с множеством проблем и противоречий, которые создают пред­посылки для конфликтов в этой сфере. Именно эти проблемы осве­щены в данной теме.

Материал для самостоятельного изучения

Понятие управления и управленческих конфликтов

В самом общем виде управление представляет собой целена­правленное регулирование социальных отношений в соответ­ствии с объективными законами.

Управление как сложный процесс включает в себя планирова­ние, организацию, мотивацию и контроль деятельности социальных субъектов.

Объективные предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления связаны с основной задачей управленческой деятельно­сти, которая сводится к обеспечению целенаправленной, скоорди­нированной работы как отдельных участников совместного труда, так и трудовых коллективов в целом. В процессе такой работы инте­ресы субъектов социального взаимодействия не всегда совпадают, часто бывают противоположными, что и приводит к конфликтам.

Под конфликтами в сфере управления мы будем понимать кон­фликты, которые возникают в системах социального взаимо­действия субъектов и объектов управления.

Источники конфликтов в сфере управления

Источником любого конфликта, в том числе и связанного с управле­нием, являются противоречия, которые при определенных условиях переходят в конфликт. Каждому виду и типу конфликта присущи свои противоречия, объективность которых обусловлена структурой и содержанием социального взаимодействия, его спецификой и усло­виями, в которых оно происходит.

Противоречия в сфере управленческих отношений весьма мно­гообразны и определяются некоторыми особенностями этих отно­шений. Среди множества управленческих противоречий, на наш взгляд, важно выделить основное, которое обусловливает другие противоречия, и так или иначе «присутствует» в них. Таким проти­воречием является противоречие между установленной системой групповых норм и административных правил в управленческой си­стеме с одной стороны, и потребностью всех субъектов управления иметь высокие статусы и выполнять такие роли, которые обеспечи­вали бы им свободу деятельности и реальную возможность для са­мовыражения — с другой.

Основным противоречием в сфере управления является про­тиворечие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий и самовыраже­нию субъектов управления.

Это основное противоречие позволяет выделить ряд других: про­тиворечия карьеры; противоречия подбора и расстановки кадров; противоречия делегирования полномочий; противоречия, связанные с нарушением функций объектов управления и т. п.

Классификация конфликтов в сфере управления

Классификацию управленческих конфликтов можно произвести по различным основаниям (см. табл. 14.1).

Специфика форм проявления управленческих конфликтов

Форм проявления конфликтов в сфере управления несколько. Все они связаны с объективным процессом дезорганизации в управлен­ческой деятельности.

Дезорганизация — это такое состояние управленческого взаи­модействия, при котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несо­ответствие с новыми условиями и факторами.

Состояние дезорганизации проявляется в различных формах борьбы между теми субъектами управления, которые отстаивают устаревшие формы управленческих отношений, и теми, кто выступа­ет за приведение их в соответствие с изменившимися условиями. В конечном итоге такая борьба переходит в конфликт, который мо­жет протекать в форме несогласия, напряженности и конфронтации.

Несогласие как форма управленческого конфликта характеризу­ется сознательным нарушением согласованных действий, связанных с выполнением функций управления.

Несогласие — это отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения. Это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, леги­тимность которых в изменившихся условиях подвергается со­мнению.

Классификация управленческих конфликтов Таблица 14.1

 

 

 

 

Основания классификации Тип конфликта Причины
Субъекты конфликтного взаимодействия Конфликт между субъектами и объектами управления (групповые конфликты) Нарушение принципов управления; нарушение коммуникаций; низкая профессиональная под­готовка кадров (другие причины см. в темах 10 и 12)
Конфликт между руководителем и подчиненным (межличностные конфликты) Весь спектр причин, обусловливающих межличностные конфликты (см. темы 9 и 12)
Источник конфликта (см. тему 12) Структурные конфликты; инновационные конфликты; позиционные конфликты; ценностные конфликты Причины конфликтов см. в теме 12
Динамика управленческой деятельности (функ­ции управления) Конфликты планирования Нарушение принципов планирования; нарушение конгруэнтности стратегического, тактического и оперативного планирования; субъективизм и волюнтаризм руководства
Конфликты организации Последствия неудачного планирования; наруше­ние принципов организации; нарушения постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями
Конфликт мотивации Нарушения принципов мотивации; просчеты в подборе и расстановке кадров
Конфликт контроля Неадекватность отражения в сознании субъектов и объектов управления функции контроля в управленческой деятельности; нарушение принципов и норм контроля; нечеткость критериев контроля; неадекватность стиля управления конкретным условиям и ситуациям

 

Напряженность как форма управленческого конфликта характе­ризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях со стороны различных субъектов управления.

Напряженность — это более острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.

Конфронтация — еще более глубокая форма управленческого кон­фликта, характеризуется жесткой конкуренцией на почве карьерных устремлений определенных субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства: организации групповых протестов, травли «инакомыслящих», подсиживаний, увольнения со­перников и т. п.

Конфронтация - это самая острая форма управленческого кон­фликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей сис­темы управления.

Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов

Непосредственными субъектами, деятельность которых связана с предупреждением и разрешением конфликтов в сфере управления, являются сами руководители. Причем главная роль в этом процессе отводится руководителю того звена управления, в котором зреет или возник конфликт, либо руководителю высшего звена. В этом состоит одна из особенностей процесса предупреждения и разрешения управ­ленческих конфликтов.

В целях предупреждения управленческих конфликтов руководи­телю любого ранга важно наладить обратную связь со всеми звенья­ми управления*, а также со всеми объектами управления. Это первое необходимое условие предотвращения конфликтов в управленческой деятельности. Вторым условием предупреждения конфликтов в сфе­ре управления является постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учетом конкретных условий. В частности,

* Процесс управления организацией или другими социальными объектами носит многоуровневый характер Как правило, в управлении выделяют высшее, среднее и низшее звенья. Каждое звено представлено своими субъектами управления.

Руководитель должен владеть различными формами воздействия на подчиненных:

• прямое воздействие (приказ, директива, указание, задание и т. п.);

• воздействие через мотивы (стимулирование потребностей и ин­тересов в целях желаемого поведения и деятельности);

• воздействие через систему ценностей (воспитание, образование, средства массовой информации);

• воздействие через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в организации, изменение системы взаи­модействия и т. п.).

Разрешение управленческих конфликтов в большинстве случаев зависит от высшего руководителя. Здесь часто срабатывает принцип «тот прав, у кого больше прав».

Но при этом важно знать, что существенную роль в обеспечении объективности принимаемых решений по управленческим конфликтам играют демократические механизмы (общественность, средства массо­вой информации и др.) и правовые гаранты (суды, прокуратура и др.).

Литература для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ,

1999. - Гл. 26.

2. ЗеркинД. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. - С. 322-352.

3. Кабаченко Т. С. Психология управления. — М.: Российское пе­дагогическое агентство, 1997.

4. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структура­ми: Преобразующее лидерство. — М.: УЦ «Перспектива», 1997.

5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и раз­витие организации. — М.: Инфра-М, 1996.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение управления и управленческого конфликта.

2. Сформулируйте основное противоречие в сфере управления.

3. Перечислите управленческие противоречия.

4. Перечислите управленческие конфликты, различающиеся по субъ­ектам конфликтного взаимодействия и назовите их причины.

5. Перечислите управленческие конфликты, различающиеся по функциям управления и назовите их причины.

6. В чем состоит суть процесса дезорганизации в управлении?

7. Перечислите формы управленческих конфликтов.

8. В чем состоит суть несогласия как формы конфликта в сфере управления?

9. В чем состоит суть напряженности как формы конфликта в сфе­ре управления?

10. В чем состоит суть конфронтации как формы конфликта в сфе­ре управления?

 

Занятие 14.1. Практическое занятие по теме: «Управленческие решения» (проводится методом анализа документов)

Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа рабочих до­кументов организации на предмет прогнозирования конфликтных си­туаций, обусловленных управленческими решениями и формирование у них умений выработки адекватных предложений по предупрежде­нию конфликтов.

Порядок проведения занятия

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия методом анализа рабочих докумен­тов организации. Им необходимо сообщить тему и цель занятия, ука­зать литературу для самостоятельного изучения и выдать задание.

Содержание задания. Для анализа рабочих документов в соответ­ствии с целью занятия студентам необходимо выдать образцы бизнес-плана; планов развития организации, города; приказы и распоряжения; директивы и указания и другие документы (пакет документов форми­руется преподавателем в зависимости от специализации студентов).

В ходе занятия. Организуется обсуждение выводов, полученных в результате анализа рабочих документов организации.

 

Занятие 14.2. Практическое занятие по теме: «Стиль управления» (проводится методом тестирования)

Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным сти­лям управления, развитие навыков наблюдения и оценки стиля управления в организации, формирование умений анализа деятель­ности руководителя по управлению организацией.

Порядок проведения занятия

Подготовительный период. За одну-две недели студенты получа­ют установку на проведение занятия методом тестирования. Необхо­димо сообщить им тему и цель занятия, дать указания для самостоя­тельного изучения литературы и уяснения основных вопросов: а) по­нятие стиля управления; б) характеристика основных стилей управления; в) стиль управления и конфликты.

В ходе занятия. Студенты работают с тестами. Преподаватель организует обсуждение результатов тестирования.

 

Тест 14.1. «Определение стиля управления трудовым коллективом»*

Инструкция. Опросник содержит 16 групп утверждений, характери­зующих деловые качества руководителей. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами «а», «б» и «в». Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать то, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опрос­ном листе знаком «+» под соответствующей буквой.

Текст опросника

а б в
п/п      
  Центральное Старается все решать Некоторые важные
  руководство требует, вместе с подчиненны дела решаются
  чтобы о всех делах ми, единолично фактически без
  докладывали именно решает только самые участия руководи-
  ему срочные теля, его функции
    и оперативные вопросы выполняют другие
  Всегда что-нибудь Приказывает так, что Приказывать
  приказывает, распоря- хочется выполнять не умеет
  жается, настаивает,    
  но никогда не просит    
  Старается, чтобы Ему безразлично, Добивается
  его заместители были кто работает у него от заместителей
  квалифицированными заместителем, и помощников
  специалистами помощником безотказного
      исполнения
      и подчинения

 

* См Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв ред А Ф. Кудряшов — Петрозаводск. Петроком, 1992 —С 159-162

 

Продолжение текста опросника

№ п/п а б в
  Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу В работе не заинтересован, подходит к делу формально Решая производственные задачи,старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе
  Наверно, он консервативен, так как боится нового Инициатива подчиненных руководителем не принимается Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно
  На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает
  Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность Ответственность распределяет между собой и подчиненными Руководитель единолично принимает решения или отменяет их
  Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали
  Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных
  Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым

 

Окончание текста опросника

№ п/п а б в
  В критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями В критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства Критические ситуации не изменяют способа его руководства
  Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим Он не может дей­ствовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны
  Пожалуй, он не очень требовательный человек Он требователен, но одновременно и справедлив О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым
  Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом Контролирует работу от случая к случаю
  Умеет поддерживать дисциплину и порядок Часто делает подчиненным замечания, выговоры Не может влиять на дисциплину
  В его присутствии подчиненным все время приходится работать в напряжении С ним работать интересно Подчиненные предоставлены сами себе

Опросный лист

1. а б в

2. а б в  
3. а б в  
4. а б в  
5. а б в  
6. а б в  
7. а б в  
8. а б в  
9. а б в
10. а б в
11. а б в
12. а б в
13. а б в
14. а б в
15. а б в
16. а б в
               

 

Интерпретация

Директивный компонент — Д.

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к влас­ти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисципли­не, большая дистанция по отношению к подчиненным, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент (пассивного невмешательства) — П.

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности, строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с под­чиненными. Склонность перекладывать на подчиненных ответствен­ность в принятии решений.

Коллегиальный компонент — К.

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и твор­ческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдени­ем дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.

Ключ к тесту

, а б в, а б в

п/п_______________________п/п________________

п/п а б в № п/п а б в
  Д К П   Д к п
  Д К п   К п д
  К п Д   П д к
  д п К   д к п
  п Д к   п к д
  к д п   к д п
  п к д   к д п
  к п д   д к п
                 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контрольный тест. Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов | Тест 14.2. Стиль руководства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.