Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональные конфликты




Под региональными конфликтами мы будем понимать такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, скла­дывающихся между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами соци­ального взаимодействия внутри государства, и охватывают большие географические и социальные пространства.

Под региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства мы будем понимать отдельные админи­стративно-территориальные образования со своими экономи­ческими, политическими, духовными и иными интересами и ценностями.

Особенности региональных конфликтов

1. Региональные конфликты непосредственно связаны с глобальными. С одной стороны, они выступают как одна из форм назревающих гло­бальных конфликтов, а с другой — могут ускорять процесс созревания таких конфликтов. Например, локальные войны как региональные конфликты несут угрозу возникновения мировой ракетно-ядерной войны, которая по своим масштабам явится глобальной катастрофой. Кроме того, локальные войны существенно обостряют экологическую ситуацию в районах боевых действий, они создают угрозу аварий и ка­тастроф на химических предприятиях, атомных электростанций и дру­гих объектах повышенной опасности.

2. В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии и идеологии, и они, как правило, про­текают в русле национально-этнических и религиозных столкнове­ний. Такие конфликты носят затяжной характер и оказывают непо­средственное воздействие на систему международных отношений.

3. Региональные конфликты отличаются составом субъектов, в ка­честве которых выступают административно-территориальные обра­зования или этнические группы внутри государства, а также государ­ства или коалиции государств. При этом важно иметь в виду, что ос­новную роль среди субъектов региональных конфликтов выполняют политические, экономические и национально-этнические элиты.

4. Региональные конфликты отличаются также зонами распро­странения и влияния. Территориально такие конфликты охватывают большие географические пространства (регионы) и вовлекают в свою орбиту большие массы людей, существенным образом влияя на судь­бы этих людей Как правило, такое влияние негативно.

5. Региональные конфликты отличаются и своей динамикой. Кор­ни конфликтных ситуаций часто уходят в далекое историческое про­шлое и связаны с традициями народов, их социально-экономическим и культурным развитием. Формирование образа конфликтной ситу­ации у народа направляется политической элитой с активным ис­пользованием в этом процессе СМИ, а также средств и методов ин­формационной войны.



Открытое конфликтное взаимодействие в региональных конфлик­тах может протекать в различных формах: идеологическом противо­борстве; экономических санкциях; войне и вооруженных конфликтах.

Региональные конфликты носят затяжной характер. Как правило, в своем развитии они проходят несколько циклов.

Разрешение подобных конфликтов протекает очень сложно и но­сит поэтапный характер. Нередко в их разрешении активно участву­ют международные организации (ООН, ОБСЕ и др.). Разрешение региональных конфликтов всегда сопровождается подписанием до­говоров, соглашений и других документов.

Классификация региональных конфликтов

О многообразии региональных конфликтов можно получить пред­ставление из табл. 15.2.

Особый интерес для нас представляют межнациональные конф­ликты, возникшие после распада СССР, которые по сути своей явля­ются региональными (Карапетян, 1996, с. 73-74). Это прежде всего конфликты:

• связанные с требованием воссоединения раздробленных в прош­лом единых кровнородственных этносов (Нагорный Карабах, Юж­ная Осетия, Северо-Восточные регионы, Южный Дагестан и др.);

• порожденные стремлением этнического меньшинства реализо­вать свое право на самоопределение и создание независимого государства (Абхазия, Приднестровье, Гагаузия);

• связанные с восстановлением территориальных прав депорти­рованных народов (между осетинами и ингушами; крымскими татарами и другими народами Крыма);

• связанные с притязанием того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Лат­вии присоединить ряд районов Псковской области);

• возникшие в результате произвольных территориальных изме­нений, произведенных в советский период (Закавказье, Сред­няя Азия и др.);

• порожденные многолетним пребыванием депортированных на­родов на территории других республик (турки-месхетинцы в Узбекистане; чеченцы в Казахстане и др.);

• вызванные дискриминацией русскоязычного населения в ряде стран, возникших на постсоветском пространстве (страны Бал­тии и др.).

Таблица 15.2 Типы региональных конфликтов

Основания классификации Типы региональных конфликтов Причины
Масштаб Конфликты между государствами, коалициями государств, охватывающие огромные регионы и целые континенты (Европа, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия и др.) Противоречия в различных сферах социальной действительности (экономика, политика и т. д.), часто территориальные претензии
  Конфликты между различными субъектами социального взаимодействия, охватывающие отдельные регионы страны, в том числе и конфликты между центром и регионом (Россия, Великобритания, Югославия и др.) Противоречия между притязаниями этнических групп или других субъектов конфликта и реальными возможностями государства по удовлетворению этих притязаний
Особенности географического положения, а также типа и уровня развития общества Конфликты в Азии, Африке, Латинской Америке и др. Конфликты на постсоциалистическом пространстве Противоречия в сфере национально-этнических традиций, а также противоречия, в основе которых лежат различия цивилизационных моделей развития
Сфера проявления Экономические Политические Духовно-идеологические Военные Противоречия в соответствующих сферах социальной действительности
Национально-этнические особенности Этнические конфликты Религиозные конфликты Этнополитические конфликты Межрегиональные противоречия Национализм Религиозный экспансионизм

 

Управление региональными конфликтами

Управление региональными конфликтами сводится к основным эта­пам управленческой деятельности такого рода — прогнозированию, предупреждению, регулированию и разрешению.

При этом важно отметить, что управление осуществляется на го­сударственном или международном уровне. Правовую базу управле­ния региональными конфликтами составляют конституционные нор­мы, а также нормы Международного права. Основное содержание управления региональными конфликтами представлено в табл. 15.3.

 

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ,

1999. - Гл. 30.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведе­ний: В 2-хч. - М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2.- Гл. XVIII.

3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс,

1996. - Разд. I, гл. 3; Разд. II, гл. 3; Разд. III, гл. 1; 5.

4. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. - С. 170-241, 276-327.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. — Гл. IX-XI.

6. Философия: Учебное пособие / Под ред. проф. В. М. Лавринен-ко. - М.: Юристъ, 1996. - Гл. V, VI.

 

Контрольные вопросы

1. Приведите определение глобального конфликта.

2. Перечислите особенности глобальных конфликтов.

3. Перечислите основные типы глобальных конфликтов.

4. Каковы предпосылки возникновения глобальных конфликтов.

5. Раскройте объективные основы прогнозирования глобальных конфликтов.

6. Перечислите пути предотвращения глобальных конфликтов.

7. Приведите определение региональных конфликтов.

8. Перечислите особенности региональных конфликтов.

9. Назовите наиболее острые современные региональные конф­ликты.

10. Раскройте содержание управления региональными конфлик­тами.

 

Таблица 15.3 Управление региональными конфликтами

Этапы управления Основное содержание управленческих действий
Прогнози­рование конфликта • Изучение и анализ правовых основ взаимоотношений между региональными субъектами социального взаимодействия. • Изучение и анализ заявлений политических лидеров, политических партий. • Изучение и анализ общественного мнения в регионах. • Изучение истории, культуры, традиций народов, входящих в состав региональных субъектов социального взаимодействия. • Анализ экономических, политических и других интересов самих региональных субъектов, а также тех государств, интересы которых проявляются в данном регионе
Предупреж­дение конфликта • Формирование компетентных органов на государственном или международном уровне по предупреждению назревающего конфликта. • На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта и принять меры по их нейтрализации. • Активизация встреч, консультаций с политическими лидерами, представляющими потенциальные противоборствующие стороны. • Заключение соглашений между потенциальными противоборствующими сторонами по смягчению назревающих противоречий. • Расширение информационных связей, исключение из информационного поля ложной информации. • Расширение мер доверия между субъектами социального взаимодействия. • Разработка средств и методов по регулированию назревающего конфликта
Регулирование конфликта • Создание компетентных органов по регулированию конфликта. • Достижение признания реальности конфликта конфликтующими сторонами. • Легитимизация конфликта. • Усиление информационного обмена между конфликтующими сторонами. • Обеспечение коммуникативного взаимодействия между политическими лидерами (переговоры, консультации и т. п.). • Использование организационных технологий по регулированию возникшего конфликта (военное присутствие, усиление пограничного режима, экономические и правовые санкции и др.)
Разрешение конфликта Региональные конфликты в зависимости от их содержания, условий и факторов могут быть разрешены в форме консенсуса, подавления одной из сторон, взаимного примирения или в форме перевода борьбы в русло сотрудничества. Чаще всего такие конфликты разрешаются достижением консенсуса или полным подавлением (уничтожением) одной из сторон. В первом случае консенсус оформляется в виде договора, протокола, соглашения или иного документа. Во втором случае подавляются непримиримая правящая элита и те силы, которые оказывают активное сопротивление. При этом следует иметь в виду, что такое подавление может быть справедливым, законным, а может быть и несправедливым, противоречащим закону (Конституции или Международному праву)

 

 

Занятие 15.1. Семинар-игра по теме: «Глобальные и региональные конфликты» (семинар проводится в форме защиты рефератов)

Цель игры. Углубление и закрепление знаний студентов по основ­ным проблемам глобальных и региональных конфликтов, развитие у них навыков и формирование умений по подготовке рефератов, ре­цензий и отзывов, а также по ведению теоретических дискуссий на обсуждаемую тему в игровой форме.

Игровая ситуация. На заседании «Экспертного совета» проходит защита реферата. Действующие лица: автор реферата, оппоненты, чле­ны «Экспертного совета», председатель «Экспертного совета». Члена­ми «Экспертного совета» являются все присутствующие на занятии, а его председателем может быть преподаватель или кто-то из студентов. На каждый реферат необходимо назначить двух-трех оппонентов. На двухчасовом занятии можно обсудить два реферата.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. За две-три недели студенты получают уста­новку на проведение семинара в форме защиты рефератов. Им должен быть выдан перечень вопросов для самостоятельного изучения и спи­сок литературы, а также темы рефератов, выносимых на защиту. Так­же необходимо распределить роли для игровой ситуации и провести инструктаж действующих лиц.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Понятие глобальных проблем современности, их философско-социологический смысл.

2. Глобальные конфликты и глобальные проблемы современности: соотношение и взаимосвязь.

3. Особенности глобальных конфликтов и их классификация.

4. Прогнозирование и предупреждение глобальных конфликтов.

5. Понятие региональных конфликтов и их особенности.

6. Соотношение глобальных и региональных конфликтов.

7. Классификация региональных конфликтов.

8. Управление региональными конфликтами.

 

Литература к семинару

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведе­ний: В 2-х ч. - М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2.- Гл. 18.

2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс,

1996. - Разд. I, гл. 3; Разд. II, гл. 3; Разд. III, гл. 1; 5.

3. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.-С. 170-241;276-327.

4. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. —

Гл. IX-XI.

5. Мир философии: Книга для чтения.— М., Политиздат, 1991. — Ч. 2: Человек. Общество. Культура. — С. 497-584 (Фрагменты работ В. И. Вернадского, С. Л. Франка, X. Ортеги-и-Гассета, П. Тейяра де Шардена, Б. Рассела, К. Ясперса).

6. Философия: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М.: Юристъ, 1996. - Гл. V, VI.

 

Примерные темы рефератов

1. Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов.

2. Экологическая катастрофа как глобальный конфликт и пути его предупреждения.

3. Региональные конфликты на постсоветском пространстве.

4. Проблема войны и мира в истории и современности.

5. Международное сотрудничество по проблеме предупреждения экологической катастрофы.

 

В ходе игры

Работа по игровому сценарию.

Председатель «Экспертного совета» открывает заседание и объяв­ляет порядок работы.

Автор реферата в течение 10 минут докладывает об основном со­держании реферата. После доклада члены «Экспертного совета» за­дают вопросы по теме реферата, на которые автор дает краткие и ис­черпывающие ответы (члены «Экспертного совета» вопросы готовят как заранее, на основе знакомства с темой реферата и соответствую­щей литературой, так и экспромтом — по ходу доклада).

Затем выступают оппоненты с отзывами на реферат (отзывы оп­понентов готовятся заранее на основе знакомства с текстом реферата и изучения соответствующей литературы). Наряду с оценкой поло­жительных сторон реферата, они должны содержать и конструктив­но-критические замечания, альтернативные варианты решения зада­чи, стоявшей перед автором реферата. Выступления оппонентов не должны превышать 7-10 минут.

После этого автор отвечает на замечания оппонентов. Ответы так­же готовятся заранее, на основе изучения отзывов. Ответы должны быть емкими, обстоятельными, конкретными и вместе с тем кратки­ми, не превышающими по времени 3-5 минут.

Обсуждение завершается краткими выступлениями членов «Экс­пертного совета» по содержанию реферата, доклада автора, его отве­тов и выступлений оппонентов.

Подведение итогов занятия

При подведении итогов защиты преподаватель оценивает работу авторов рефератов, оппонентов и всех членов «Экспертного сове­та».

Оценка авторов складывается из четырех позиций: оценки за со­держание реферата, за доклад по реферату, за ответы на вопросы членов «Экспертного совета», за ответы на замечания оппонентов.

Оценка оппонентам дается за содержание отзыва и выступление с ним.

Работа членов «Экспертного совета» оценивается по их участию в постановке вопросов, а также по выступлениям в ходе защиты.

 

Занятие 15.2. Тема: «Глобальные и региональные конфликты». Деловая игра «Международная координация»*

Цель игры. Показать участникам взаимосвязь промышленного производства с уровнем благосостояния населения и состоянием ок­ружающей среды; закрепить навыки коллективной деятельности и владения финансовой документацией в условиях ограниченного вре­мени.

Содержание игры

Подготовительный этап. Перед началом игры следует подгото­вить и размножить в необходимом количестве основную информа­цию для каждой группы участников. Если такой возможности нет, то основную информацию можно оформить на классной доске, чтобы она была доступна в любой момент игры всем ее участникам. Заранее готовится и деловая документация, которая требуется для осуществ­ления финансовых и других расчетов. Основной документ каждой группы — экологический бюллетень, в котором отражаются все изме­нения, происходящие в экологии страны.

Другим важным документом является ведомость учета продукции.

 

 

* См.: Прутченков А. С, Самков В. А Деловая игра «Международная координация». // Социально-политический журнал. — 1995. № 4 — С. 176-185

 

Поряд­ковый номер года Исход­ное экологическое состоя­ние Экологический ущерб (в %) Итоговое экологи­ческое состояние
           
        Черная металлургия Машино­строение Энергетическая пром. Химическая пром. Строительная пром. Деревообраба­тывающая пром Легкая пром. Пищевая пром    
Первый                    
Второй                    
Третий                    
И т. д.                    

 

Ведомость учета продукции

(наименование отрасли промышленности)

№ п/п Произведено (приобретено) Израсходовано для обмена (нужд населения) Остаток
     

 

 

Экологический бюллетень делается по одному экземпляру на группу, а ведомость учета продукции — по восемь (на каждый вид продукции).

Подготовительный этап. Педагог-координатор игры предлагает участникам объединиться в небольшие группы, каждая из которых представляет государство. Затем каждая группа решает организатор­ские вопросы: определяет название государства (можно любое вы­мышленное или реально существующее название), выбирает (назна­чает) премьер-министра, министров черной металлургии и машино­строения, энергетики и химической промышленности, строительства и деревообработки, легкой и пищевой промышленности.

Премьер-министр организует работу правительства, ведет заседа­ния, контролирует ситуацию и помогает министрам в их деятельности.

Министры следят за тем, чтобы предприятия возглавляемой ими от­расли обеспечивали страну производимой продукцией. Для этого каж­дый министр ведет ведомость учета продукции по своим отраслям про­мышленности. Остальные участники являются членами правительства, которые совместно с премьер-министром и министрами должны прини­мать решения о деятельности государства на предстоящий год.

Примечание. Если в группе меньше участников, чем требуется для назначения на все руководящие должности государства, то есть менее четырех человек, они могут совмещать две должности.

После решения организационных вопросов координатор предла­гает группам необходимую для игры информацию (информационный лист, который выдается каждой группе, приводится в приложении к игре), образцы деловой документации и сообщает основную инфор­мацию для всех групп.

«Ваши группы представляют собой правительства различных госу­дарств. Вы заинтересованы в повышении уровня благосостояния свое­го народа и в сохранении экологии страны. Всем странам необходима продукция названных выше отраслей промышленности, так как населе­нию необходимы продукты (пищевая промышленность), обувь и одежда (легкая промышленность), дома и школы (строительная промышлен­ность), электроэнергия (энергетика). Но ни дома, ни одежда, ни продук­ты не могут быть созданы без оборудования и машин (машиностроение), оборудование без металла (черная металлургия), строительные матери­алы без дерева (деревообрабатывающая промышленность). Многие ма­териалы и для одежды, и для машин, и для строительства изготавлива­ются из искусственных химических веществ (химическая промышлен­ность). Таким образом, все эти отрасли промышленности нужны и они должны функционировать. Но где их размещать? Где строить метал­лургические заводы и химические комбинаты, где сооружать гидро-и атомные электростанции, где строить фабрики и деревообрабатыва­ющие комплексы? Все эти вопросы должны решить сами страны — участницы международного сообщества. При этом нужно учитывать следующие экологические нормативы (см. табл. 15.4).

В течение очередного года (один год длится пять минут игрового времени) ваше правительство должно принять решение о том, каким образом оно будет поддерживать или повышать уровень благососто­яния граждан, как оно будет заниматься сохранением экологии, бу­дет ли оно размещать отрасли промышленности на своей территории или воспользуется существующими у соседей и т. д. При принятии решения нужно учитывать ежегодные потребности населения стра­ны (в условных единицах) (см. табл. 15.5).

Чтобы обеспечить определенный уровень благосостояния населе­ния страны, члены правительства должны принимать решения о раз­мещении на своей территории отраслей промышленности или заклю­чать международные соглашения с другими странами на поставку необходимой продукции.

 

Таблица 15.4

Степень экологической вредности

№ п/п Название отрасли промышленности Ущерб (в % за 1 год)
Черная металлургия
Машиностроение
Энергетическая промышленность
Химическая промышленность
Строительная промышленность
Деревообрабатывающая промышленность
Легкая промышленность
Пищевая промышленность
      Таблица 15.5 Ежегодные потребности населения страны (в условных единицах)
Уровень благо­состояния Продукция отраслей промышленности Итого
       
    Черная металлургия Машино­строение Энергетиче­ская пром Химическая пром Строительная пром Деревообраба­тывающая пром Легкая пром Пищевая пром    
Высокий з ,
Средний
Низкий
                       

Если страна решает разместить на своей территории какую-то от­расль промышленности, это означает, что она ежегодно выпускает продукции этой отрасли в три раза больше, чем необходимо для нужд населения по высшему уровню благосостояния.

Например, страна Муравия решила разместить на своей террито­рии черную металлургию и машиностроение. Это означает, что еже­годный выпуск продукции этих двух отраслей в Муравии составит по девять единиц. Министр черной металлургии и машиностроения дол­жен эти данные записать в своей ведомости учета продукции. Его за­пись должна выглядеть следующим образом:

 

Ведомость учета продукции

_________________Черная металлургия_________________

(наименование отрасли промышленности)

№ п/п Произведено (приобретено) Израсходовано для обмена (нужд населения) Остаток
9 единиц ----- 9 единиц

Ведомость учета продукции

_________Машиностроительная промышленность

(наименование отрасли промышленности)

№ п/п Произведено (приобретено) Израсходовано для обмена (нужд населения) Остаток
9 единиц ----- 9 единиц

 

В графе «Произведено (приобретено)» министр записывает то ко­личество продукции каждой отрасли промышленности (в условных единицах), которое страна сама производит (если эта отрасль промыш­ленности размещена по решению правительства на территории этого государства) или обменяла с другой страной на свою продукцию.

В графе «Израсходовано для обмена (нужд населения)» записы­вается то количество продукции этой отрасли промышленности, ко­торое потребовалось для обмена с другими странами на необходимую продукцию и пошло на нужды населения в соответствии с нормати­вом уровня благосостояния (этот уровень определяется решением правительства).

В графе «Остаток» записывается остаток продукции данной про­мышленности после каждого случая приобретения или расходования. Министру целесообразно вести две отдельные ведомости (по каждой отрасли промышленности, за которые он отвечает в правительстве).

Таким образом, Муравия полностью обеспечивает нужды своего населения продукцией черной металлургии и машиностроения, но ежегодно в соответствии с таблицей вредности экологическая обста­новка в этой стране ухудшается на 17 % (на 10 % ухудшает экологи­ческое состояние черная металлургия и на 7 % — машиностроение). Соответствующую запись в экологическом бюллетене делает лично премьер-министр.

Примечание. Возможно введение должности министра экологии, который будет вести экологический бюллетень, освободив премьер-министра для общего руководства делами государства.

Экологический бюллетень Муравии после размещения черной ме­таллургии и машиностроения будет выглядеть следующим образом.

В графе «Исходное экологическое состояние» записывается пер­вичный показатель — 0 (ноль), который обозначает нормальное эко­логическое состояние. В графе «Экологический ущерб» записывают­ся проценты ущерба, который приносит соответствующая отрасль промышленности, размещенная на территории. Затем эти проценты суммируются и определяется итоговое экологическое состояние. В случае с государством Муравия суммарный ущерб равен 17 % (10 % + 7 %). Результат записывается в графу «Итоговое экологиче­ское состояние» и затем переносится на следующий год в графу «Ис­ходное экологическое состояние», то есть он характеризует экологи­ческую обстановку в этом государстве в начале следующего года.

Государства могут улучшать экологическое состояние, остановив на год (или больший срок) выпуск продукции отраслей промышленности, расположенных на их территории. В этом случае прироста про­дукции не происходит, но население обеспечивается этой продукцией хотя бы по минимуму. Для этого предварительно делаются государ­ственные запасы (или продукция приобретается у других государств).

Остановка выпуска продукции на один год восстанавливает эко­логию на количество процентов, равное ущербу, который приносит эта отрасль промышленности. Например, остановка выпуска продук­ции черной металлургии на год восстанавливает экологическую си­туацию на 10 %, а машиностроения — на 7 % и т. д. (см. табл. 15.6). Государство может закрыть (ликвидировать) уже имеющуюся от­расль промышленности, если сделан достаточный государственный запас. В этом случае происходит разовое улучшение экологической обстановки в государстве в двойном размере от нормативного (напри­мер, сразу на 20 %, если ликвидирована черная металлургия).

Любое государство может обратиться в международный £рбитраж с иском к другому государству, которое нарушает экологические нор­мы, ухудшая тем самым общую экологическую обстановку на плане­те. Координатор вправе оштрафовать государство, население которо­го бедствует, то есть уровень благосостояния постоянно (более трех лет) находится на самом низком уровне.

В ходе игры. Игра заключается в том, что участники, работая в группах, принимают решения, ведут переговоры, подписывают контракты и т. д. Страны могут обмениваться имеющейся продукцией, но только той, которая производится соответствующими отраслями промышленности, расположенными на их территории. Каждый год они принимают ре­шения, ведут ведомости учета продукции и экологический бюллетень.

 

 

Таблица 15.6

Порядковый номер года Исходное экологи­ческое состояние Экологический ущерб (в %) Итоговое экологи­ческое состояние
           
        Черная металлургия Машино­строение Энергетическая пром Химическая пром. Строительная пром Деревообраба­тывающая пром Легкая пром. Пищевая пром.    
Первый             -17
Второй -17                  

 

Возможны два варианта проведения игры.

1. С четко обозначенным количеством календарных лет. Эта цифра оговаривается с участниками, чтобы они могли рассчитать свои дей­ствия по увеличению благосостояния населения и сохранить экологию.

2. С определенным количеством лет. В этом случае координатор ориентируется на имеющееся в его распоряжении время. Но перед последним периодом следует предупредить участников об этом, что­бы они смогли сделать оптимальный окончательный расчет своих экономических показателей и экологической обстановки.

Если правительство в течение года не сможет обеспечить свое на­селение всеми видами продукции хотя бы на самом низком уровне, то оно может попросить беспроцентный заем в Международном фонде поддержки слаборазвитых государств (с обязательством вернуть на следующий год) или подать в отставку (группа выходит из игры). Во второй раз заем выдается под 100 % годовых, то есть с обязательством вернуть в два раза больше, чем взято. В третий раз правительство дол­жно подать в отставку (группа выходит из игры). Если в стране со­стояние экологии ухудшается до 100 %, все население этой страны гибнет, и группа выходит из игры.

Примечание. Один из оптимальных вариантов игры — проведе­ние в течение первых же лет международного совещания для раздела всех отраслей промышленности по странам с учетом потребностей всех государств. Естественно, что страны, где коэффициент вреднос­ти выше, чем у других, должны получать компенсацию. К этой мысли участники игры должны прийти самостоятельно. Если этого не про­изойдет, то координатор игры при подведении итогов может подска­зать такую возможность.

 

Итоги игры

Итоги деятельности каждого государства подводятся по экологи­ческому бюллетеню и экономическому потенциалу. Экономический потенциал складывается из имеющихся государственных запасов и объема удовлетворения потребностей населения за последние два года. Государственный запас составляет вся продукция, произведен­ная за все время предприятиями тех отраслей промышленности, ко­торые размещены на территории государства, за вычетом продукции, которую государство обменяло на продукцию других государств и расходовало на удовлетворение нужд населения.

Объем удовлетворения потребностей населения определяется (см. табл. 15.5) за последние два года деятельности государства. Затем нахо­дится итоговая сумма экономического потенциала данного государства.

Если суммарный ущерб, нанесенный природе планеты в резуль­тате деятельности всех государств, превысит ПДК (предельно до­пустимую концентрацию) на 200 %, то это означает глобальную эколо­гическую катастрофу, и игра прекращается. В этом случае координато­ру целесообразно разобрать вместе с участниками игры возможные варианты согласованных действий государств, направленных на повы­шение благосостояния населения без ущерба для экологии.

Если игра заканчивается успешно, то есть экологии планеты не был нанесен серьезный ущерб (ПДК в пределах 50-75 %), то коорди­натор должен обязательно показать это участникам, похвалив их за продуманные, взвешенные решения. Такое обсуждение хода и резуль­татов игры целесообразно после каждой игровой процедуры.

Окончательный итог определяется с учетом экономического по­тенциала государства и доли каждого из государств в ухудшении эко­логии или в ее улучшении. Сначала находится доля государства в об­щем ухудшении экологии планеты. Для этого берется суммарный ущерб, который нанесен планете всеми государствами, и «вклад» от­дельного государства в ухудшение экологической обстановки за все время. Затем находится доля этого «вклада». Например, суммарное ухудшение составило 150 %, а вклад государства равен 30 %, тогда его доля в ухудшении экологии составит:

— хЮ0 = 20% или 0,2. 150

Именно на этот показатель умножается экономический потенци­ал государства. Затем из экономического потенциала вычитается по­лученное число (и качестве штрафа за нанесение ущерба экологии планеты). Таким же образом находится доля каждого из государств в улучшении экологического состояния планеты и полученное число умножается на первоначальный показатель экономического потенци­ала государства. Результат добавляется к экономическому потенциа­лу (в качестве премии за вклад в улучшение экологии планеты).

По полученным итогам определяется государство, которое побе­дило в этой игре. Координатору игры целесообразно вести на класс­ной доске итоговую ведомость учета деятельности государств.

В строке «Население» записывается то количество продукции, ко­торое пошло на обеспечение населения данного государства, а в строке «Государственный запас» — продукция, которая осталась после обес­печения своего населения и обмена с другими государствами. В строке «Экология — ухудшение» записывается ежегодный показатель ухудшения экологической обстановки данного государства, а в строке «Эко­логия — улучшение» — соответственно ежегодное улучшение. Эти по­казатели обновляются после каждого игрового цикла.

       
Итоговая ведомость
Наименование   Название государств Итого
Продукция Население    
    Гос. запас    
Экология Ухудшение    
    Улучшение    
           

 

Контрольный тест

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

1. Под глобальными конфликтами понимают:

а) конфликты между регионами;

б) конфликты, обусловленные глобальными проблемами совре­менности, затрагивающие интересы всего человечества и не­сущие угрозу существованию цивилизации;

в) конфликты, обусловленные глобальными проблемами совре­менности и возникающие между мировыми сообществами;

г) конфликты, связанные с природными катастрофами;

д) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилиза­ции.

2. Какие из перечисленных ниже конфликтов являются глобаль­ными:

а) Первая и вторая мировая войны; «холодная война» между Востоком и Западом в 1950-1980-е годы; экологический кри­зис; энергетический кризис; демографический кризис.

б) конфликт между развивающимися и развитыми странами; конфликт между Россией и США в космосе; экологический кризис; вторая мировая война; демографический кризис.

в) конфликт между развивающими и развитыми странами; ми­ровая термоядерная война; демографический кризис; эколо­гический кризис; энергетический кризис.

г) первая и вторая мировая войны; холодная война между Вос­током и Западом в 1950-1980-е годы; Мировая термоядер­ная война; нефтяная война между Ближним Востоком и Евро-Американским союзом; война между Японией и США в области информационных технологий.

д) экологический кризис; энергетический кризис; демографи­ческий кризис; кризис в политических отношениях между Востоком и Западом; религиозный кризис между мусульман­ским и немусульманским миром.

3. Реальная возможность возникновения глобальных конфликтов появилась:

а) в конце 19 века;

б) в начале 20 века;

в) в конце 20 века;

г) в середине 20 века;

д) ожидается в первой половине 21 века.

4. Благодаря деятельности, какой международной организации глобальные проблемы современности получили активное изу­чение и широкую известность:

а) ООН;

б) Римского клуба;

в) Европейского Союза;

г) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);

д) Международного союза охраны природы и природных ресур­сов (МСОП).

5. Кто из отечественных ученых один из первых обратился в сво­их исследованиях к глобальным проблемам в начале 20 века:

а) Бердяев Н. А.;

б) Вернадский В. И.;

в) Вавилов Н. И.;

г) Бехтерев В. М.;

д) Циолковский Э. К.

6. Под региональными конфликтами понимают:

а) конфликты между регионами внутри государства;

б) конфликты между государствами, связанные с их интереса­ми в том или ином регионе.

в) конфликты между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами со­циального взаимодействия внутри государства, с охватом больших географических и социальных пространств;

г) конфликты, которые возникают между субъектами социаль­ного взаимодействия на основе противоречий регионального значения;

д)конфликты, разрешение которых возможно только с привле­чением международных организаций.

7. Формами разрешения региональных конфликтов являются:

а) консенсус, взаимное примирение, угроза применения силы, присутствие третей стороны;

б) консенсус, взаимное примирение, присутствие третьей сторо­ны, угроза применения силы третьей стороной;

в) присутствие третьей стороны, угроза применения силы тре­тьей стороной, ультиматум, консенсус;

г) консенсус, подавление одной из сторон, взаимное примире­ние, перевод борьбы в русло сотрудничества;

д) консенсус, ультиматум, угроза применения силы, вмешатель­ство ООН.

8. Правовую базу управления региональными конфликтами со­ставляют:

а) нормы международного права;

б) конституционные нормы и правовые акты государственного уровня;

в) региональные и муниципальные законы;

г) только нормы международного права, конституционные нор­мы и правовые акты государственного уровня;

д)все правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов социального взаимодействия.

9. Назовите главный фактор, определяющий характер региональ­ных конфликтов:

а) национально-этнические и религиозные интересы и традиции;

б) международные отношения;

в) глобальные проблемы современности;

г) географический фактор;

д) экономический фактор.

10. Какое основание положено в выделение такого типа региональ­ных конфликтов как конфликты между коалициями государств:

а) особенности географического положения субъектов конф­ликтного взаимодействия;

б) масштаб;

в) сфера проявления;

г) национально-этнические особенности;

д) уровень общественного развития.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Программа курса «Конфликтология»





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.196.5.163
Генерация страницы за: 2.554 сек.