Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции




ЛЕКЦИЯ 1

1.Введение в теорию и методику физического воспитания.

2.Основные понятия.

 

Теория и методика физического воспитания есть наука об общих закономерностях, определяющих содержание и формы построения физического воспитания как педагогически организованного процесса, органически включенного в общую систему воспитания человека.

В отличие от других педагогических наук, теория и методика физического воспитания познаёт общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование (включая целенаправленную передачу и усвоение им жизненно необходимого фонда двигательных умений и навыков). Это и определяет специфику предмета теории физвоспитания. Вместе с тем она изучает закономерные связи физического воспитания с интеллектуальным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием, что объединяет её с другими педагогическими науками.

1. Учебная дисциплина «Физическая культура». Основная форма физического воспитания. В процессе ее изучения учащиеся и студенты присваивают ценности физической культуры, необходимые для физического, интеллектуального и психического развития личности. Основным результатом изучения этой учебной дисциплины является физическая культура личности.

Теория и методика физического воспитания имеет ряд крупных разделов и подразделов:

1. Общие основы теории и методики физического воспитания. Этот раздел включает в себя наиболее обобщенные теоретико-методические положения, которые распространяются на всю многообразную практику физвоспитания.

2. Раздел теория и методика основных направлений имеет ряд подразделов, определяющих особенности физического воспитания в пределах его типичных направлений – общеподготовительного и специализированных (спортивная тренировка, ПШШ, военно-прикладная физическая подготовка).

3. Раздел теории и методики физического воспитания основных возрастных контингентов – физическое воспитание на различных возрастных этапах развития человека (в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте).

В качестве учебной дисциплины теория физического воспитания является основным общетеоретически-профилирующим предметом профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту. Она создает необходимый для специалиста теоретический запас конкретных знаний, позволяет осмыслить свою профессиональную деятельность, видеть за частными явлениями их общую суть, верно ориентироваться во всей совокупности сложнейших связей и отношений, действующих в сфере физического воспитания.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ в теории и методики физического воспитания:

1. Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область, направленная на укрепление здоровья и повышения его уровня, всестороннее развитие физических способностей и их использование в общественной практике, в повседневной жизни людей.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни, в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха, физическая культура проявляет своё воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, то есть совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

2. Физическое воспитание является компонентом физической культуры. Это есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека.

Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, то есть системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

По мнению П.ФЛесгафта (1837-1909), физическое образование состоит в том, чтобы научиться "...изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу".

Воспитание физических качеств – другая не менее существенная сторона физического воспитания – целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека (сила, быстрота, выносливость, ловкость и непосредственно связанные с ними морфофункциональные свойства организма), стимулирование и регулирование их развития посредством нормирования функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды.

Физическая подготовка – это прикладная направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности. Физическая подготовленность есть результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных навыках, необходимых в определенной деятельности либо способствующих её освоению. Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка – это разновидность физического воспитания, специализированная применительно к особенностям какой-либо деятельности, избранной в качестве объекта углубленной специализации.

Результат общей физической подготовки – "общая физическая подготовленность".

Результат специальной физической подготовки – "специальная физическая подготовленность".

Физическим развитием называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств всего организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Термин "физическое развитие" в антропометрической трактовке означает совокупность некоторых морфо-функциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и поддаются относительно простому измерению (показателя роста, веса, окружности тела, спирометрии, динамометрии и др.). Это сугубо специальное толкование "физического развития", нужно отличать от сформированного выше определения, относящегося к процессу изменения форм и функций организма. Когда же говорят не о процессе, а о признаках, характеризующих физическое состояние организма на том или ином этапе его физического развития, пользуются термином "Показатели физического развития".

Физическое развитие – это естественный процесс, поскольку он развертывается на природной основе, передаваемой по наследству, и подчиняется естественным законам. К ним относятся: закон взаимодействия наследственных тенденций развития и тенденций, определяемых условиями жизни; законы взаимообусловленности функциональных и структурных изменений (их единство и ведущая роль функциональных изменений по отношению к морфологическим); постепенность и возрастная сменяемость периодов развития (периоды поступательного развития сменяются периодами относительной стабилизации форм и функций, затем наступают периоды инволюционных изменений) и др.

Однако действие этих естественных законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности человека, в силу чего его физическое развитие обусловлено социально, причем в решающей мере.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер – быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным.

Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.

Известно, что здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем основных физиологических показателей. Поэтому одним из основных направлений в работе по укреплению здоровья средствами физкультуры является врачебное наблюдение за влиянием физкультуры и спорта на физическое состояние человека.

Согласно программе, разработанной Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определение работоспособности должно проходить по четырем направлениям:

1) медицинский осмотр;

2) определение физиологических реакций разных систем организма на физическую нагрузку;

3) определение телосложения и состава тела в корреляции с физической работоспособностью;

4)определение способности к выполнению физических нагрузок и движений в комплексе упражнений, совершение которых зависит от разных систем организма.

Краткий терминологический словарь

Культура. Совокупность специфически человеческих способов и результатов жизнедеятельности. Представлена материальными, интеллектуальными и духовными ценностями, созданными человеком, видами деятельности по созданию этих ценностей, использованию и передаче последующим поколениям, совокупностью отношений людей к природе, друг к другу и к самим себе.

Культура личности. Часть культуры, присвоенная индивидом.

Физическая культура. Один из аспектов культуры. Совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического, связанного с ним интеллектуального, психического и духовного развития. Включает виды деятельности по созданию, использованию и передаче этих ценностей последующим поколениям, а также специфические отношения людей к природе, друг к другу и к самим себе, обеспечивающие физическое и связанное с ним психическое, интеллектуальное развитие, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Физическая культура личности. Часть физической культуры, присвоенная индивидом. Представляет собой органическое единство мотивации физкультурных или спортивных занятий, необходимых для её удовлетворения знаний, двигательных и методических умений, навыков, уровня функциональных возможностей организма, активной физкультурной или спортивной деятельности.

Предметная область системы образования «Физическая культура» — область существования содержания физической культуры, востребованного системой образования и воспитания для обучения, воспитания и развития с целью поддержания жизнедеятельности и подготовки детей и учащейся молодежи к жизни.

Образовательная область «Физическая культура» – структурная единица образовательного стандарта, которая включает в себя содержание физкультурного образования.

Физическое воспитание – процесс изучения физических упражнений, развития (или поддержания) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирования связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности. Основная форма использования физической культуры личностью и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшего, самостоятельного и специального образования, культурного досуга, и в других. Осуществляется в соответствии с присущими педагогическому процессу закономерностями, принципами и требованиями.

Здоровье. Ценность, к которой необходимо стремиться. Благодаря ей индивид или группа людей более полно реализуют свои ожидания и удовлетворяют личные потребности, сами становятся более значимой общественной ценностью. Характеризуется отсутствием болезней, физическим, психическим, социальным благополучием.

Оздоровление. Процесс, направленный на достижение, сохранение и укрепление здоровья.

Физическое развитие (1). Процесс изменения форм и функций организма человека в онтогенезе под влиянием комплекса факторов, одними из которых являются физическое воспитание и физическое самовоспитание.

Физическое развитие (2). Результат процесса изменения форм и функций организма человека в онтогенезе. Оценивается комплексом морфологических и функциональных показателей.

Физическая подготовка. Процесс развития и поддержания двигательных возможностей средствами физической культуры.

Физическая подготовленность. Результат физической подготовки, измеряемый уровнем достижений в специальных упражнениях — тестов.

Физическое совершенство. Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья, обеспечивающий оптимальное приспособление человека к условиям жизни.

Физическая рекреация. Процесс направленного использования физической культуры и спорта для отдыха, развлечения, получения удовольствия.

Физическая реабилитация (1). Процесс направленного использования средств физической культуры и спорта с целью восстановления физической, умственной работоспособности, восстановления или компенсации временно утраченных или снизившихся вследствие заболевания психических и психомоторных (двигательных) функций.

Физическая реабилитация (2). Результат направленного использования средств физической культуры и спорта, проявляющийся в восстановлении физической, умственной работоспособности, восстановлении или компенсации временно утраченных или снизившихся вследствие заболевания психических и психомоторных (двигательных) функций.

Гуманизация физической культуры. Процесс трансформации физической культуры в соответствии с требованиями гуманизма.

Наряду с понятием "физическая культура" существует понятие оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и др. причин. Её разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная – ходьба, бег и др. упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства её используются в таких режимах, как "щадящий", "тонизирующий", "тренирующий" и другие, а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы - процедуры, занятия урочного типа и так далее.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального "фона" жизнедеятельности. Её следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и, прежде всего, с базовой.

 

СПОРТ

 

Слово спорт пришло в русский язык из английского и в переводе означает – "игра, развлечение". Это вносит разночтение (различное толкование) термина "спорт". Иногда физическая культура и спорт отождествляются. Однако, в специальной литературе понятия физической культуры и спорта имеют четкие определения и трактуются как различные аспекты деятельности.

Спорт – обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Иначе понимание "спорт" можно сформулировать по Л.П.Матвееву и А.Д.Новикову как собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты, взятые в целом.

Социальная ценность спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а, наряду с этим, и одно из важных средств эстетического и этического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочнения и расширения интернациональных связей, способствует взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.

Особая действенность спорта как средства и метода физического воспитания обусловлена соревновательным характером спортивной деятельности, присущей ей направленности к возможно высоким результатам и объективными закономерностями их достижения в процессе специальной подготовки (необходимая, углубленный, специальная, связанная с использованием функциональных нагрузок, возрастающих вплоть до предела и др.), а также особенностями организации и стимулирования спорта в обществе (специфическая система поощрений за спортивные достижения). В силу этого спорт, по сравнению с другими средствами и методами физического воспитания, позволяет обеспечить наивысшую степень специализированного развития определенных способностей, умений и навыков.

Кроме обобщающего понятия "спорт" пользуются термином "вид спорта", означающем вид соревновательной деятельности, который характеризуется определенным предметом состязания, особым составом действий и способов ведения спортивной борьбы (спортивной техникой и тактикой). Так, например, говорят о существовании многих видов спорта, о классификации видов спорта и т.д.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Массовый спорт ставит своей целью укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

Цель спорта высших достижений, или большого спорта, принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Сегодня спорт высших достижений – пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения обшей работоспособности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.