Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №4. Общекультурные и специфические функции физической культуры




Трудовое воспитание в физическом воспитании.

Отношение к труду является одним из важнейших критериев воспитанности личности. Это отношение к труду характеризуется устойчивостью выполнения требований дисциплины, выполнением производственных заданий, проявлением инициативы в труде, личным вкладом в Достижение коллективного труда.

Взаимосвязь физического и трудового воспитания выражается в том, что физическое воспитание оказывает непосредственное содействие трудовому, повышая трудоспособность людей, а трудовое воспитание, в свою очередь, придает физическому воспитанию конкретную направленность на подготовку людей к жизни и труду.

В процессе занятий физическими упражнениями содержанием трудового воспитания является сам учебный труд, элементарные трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими упражнениями, общественно полезный труд физкультурников и спортсменов в порядке шефства над каким-либо учреждением, предприятием и т.д.

Перед трудовым воспитанием в процессе физического воспитания ставятся следующие задачи:

—воспитание трудолюбия;

—формирование сознательного отношения к труду;

—овладение элементарными трудовыми умениями и навыками.

К средствам трудового воспитания относят: учебный труд (в процессе академических занятий по физическому воспитанию, напряженных спортивных тренировочных занятий, соревнований, выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.), общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.).

К специфическим методам трудового воспитания в процессе физического воспитания относятся:

—практическое приучение к труду;

—беседа;

—оценка результатов труда;

—пример образцового труда (например, исключительно добросовестное отношение спортсмена к тренировке и выполнение учебно-тренировочных заданий с полной отдачей сил и высоким спортивно-техническим результатом).

 

Вступление Республики Беларусь в третье тысячелетие связано с трудно прогнозируемыми изменениями в жизни грядущих поколений. Развитие науки и техники, внедрение новых технологий в сферы производства, военного дела, обучения, воспитания, быта и отдыха коренным образом изменят условия жизни населения. Влияние быстро изменяющихся условий жизни крайне многогранно. Наряду с положительными результатами оно приводит к дезадаптации, изменениям физического состояния и ухудшению здоровья населения. В Беларуси эти процессы усугубляются влиянием неблагоприятных экологических условий.

От здоровья зависит не только продолжительность жизни и численность населения, но также экономический и оборонный потенциал государства. Это значит, что проблема здоровья населения затрагивает национальные интересы страны. От того, как она будет решаться, прямо зависит национальная безопасность Беларуси. Физическое воспитание является одним из факторов, способных противостоять этим процессам и способствовать укреплению национальной безопасности. В будущем на физическое воспитание и другие социальные институты ляжет еще большая ответственность за физическое и духовное оздоровление населения".

Современное физическое воспитание востребовано системой образования для создания оптимальных условий обучения и профессиональной подготовки молодого поколения. Оно традиционно ответственно в системе образования за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, воинской службы, быта. Физическое воспитание в системе образования является фактором физического и духовного оздоровления подрастающих поколений и молодежи.

В Республике Беларусь физическое воспитание развивается на основе опыта и традиций системы физического воспитания, сложившейся в советский период. Белорусская система физического воспитания дошкольников и учащейся молодежи занимает одно из ведущих мест в развитии советской системы физического воспитания.

Однако в последние годы наблюдается снижение результативности физического воспитания. Оно проявляется в тенденции к увеличению контингента специальной и подготовительной медицинских групп, снижению физической подготовленности молодежи призывного возраста к службе в армии, в расхождении между вербальными показателями отношения к физической культуре и реальной физкультурной деятельностью. Рассмотренные и другие негативные тенденции обусловлены объективными трудностями, которые переживает постсоветское общество.

К ним следует отнести: резкое ухудшение материально-технической базы физического воспитания, падение престижа труда педагогов, отток наиболее квалифицированных спортсменов за рубеж.

Физическое воспитание включает в себя мотивационный, информационный, операциональный компоненты. Осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса.

Основной формой физического воспитания в дошкольном, общем, профессиональном, высшем образовании являются обязательные учебные занятия. В процессе таких занятий усваивается учебная дисциплина «Физическая культура» - дидактическая структурная единица системы образования. Физическое воспитание осуществляется также в процессе специального, 'семейного, внешкольного, дополнительного образования и в процессе самовоспитания.

Основными социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К результатам физического воспитания относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и рекреация.

В процессе физического воспитания создаются условия для нравственного, эстетического воспитания, приобщения занимающихся к здоровому образу жизни. В результате физического воспитания занимающиеся получают обязательное общее физкультурноеобразование. Оно должно обеспечивать их подготовку к трудовой и служебной деятельности, семейной жизни, физическому самовоспитанию, формированию здорового образа жизни, использованию физической культуры после окончания обязательных занятий.

Вместе с тем многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются лишь частично. Специфика физического воспитания наиболее наглядно проявляется в физической подготовке - воздействии на телесность человека. Поэтому одним из таких результатов, отражающих родовую функцию физического воспитания, является физическая подготовленность юношей и мужчин к выполнению конституционного долга — службе в армии, девушек и женщин — к труду и семейной жизни.

Уровень физической подготовленности, отвечающий требованиям армии, обеспечивает успешную адаптацию молодых людей к условиям всех видов профессиональной деятельности. Однако он оказывается недоступным значительной части выпускников средних и высших учебных заведений. Как недостаточный может быть оценен уровень физической подготовленности девушек и женщин.

Функция физического воспитания не ограничивается только физической подготовкой. Её результат - физическая подготовленность быстро утрачивается после завершения обязательного физического воспитания, если человек не занимается самостоятельно. Поэтому в процессе физического воспитания должны быть заложены основы пожизненных занятий физической культурой. Одной из основных задач физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Вместе с тем с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Самостоятельно после окончания учебного заведения продолжают заниматься единицы. Это свидетельствует о проблеме формирования мотивации физкультурных или спортивных занятий.

Физическое воспитание должно обеспечить формирование разносторонне развитой личности, способной успешно адаптироваться физически к быстро изменяющимся условиям жизни. Несмотря на это возможности его разностороннего воздействия используются, как правило, только частично. Это является следствием исторически сложившегося узко утилитарного подхода к физическому воспитанию, только как к средству физической подготовки молодежи. Необходимость решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и других задач при этом, как правило, признается. Однако норматив, отражающий уровень физической подготовленности, остается основным критерием эффективности физического воспитания.

Абсолютизация одного из многих критериев эффективности физического воспитания явилась источником проблемы, так называемого, «нормативного подхода». Её суть заключается в том, что выполнение норматива становится приоритетной целью физического воспитания. Цель физического воспитания при нормативном подходе смещается с личности учащегося на норматив. Содержание физического воспитания формируется с учетом приоритетной цели. Круг средств, необходимых для её выполнения, ограничивается. Возможность разностороннего воздействия физического воспитания на личность занимающегося соответственно снижается.

В результате учащиеся и студенты не получают знаний, двигательных и методических умений и навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни средствами физической культуры. Они оказываются неподготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры с целью поддержания физических кондиций, самооздоровления, саморазвития, самоформирования нравственного сознания и нравственного поведения средствами физической культуры т. д. «Физическая культура» выпадает в этом случае, как учебная дисциплина, из образовательного и воспитательного пространства средних и высших учебных заведений.

В то же время физическое воспитание должно иметь систему ориентиров сформированности физической культуры личности. В их числе нормативы физической подготовленности должны быть одним из основных факторов, мотивирующих физическое воспитание и самовоспитание. Все это порождает целый ряд проблем, требующих своего решения вначале на уровне концептуальных подходов, а затем в практике.

Одной из главных проблем, которую в комплексе с другими социально-экономическими факторами призвано решать физическое воспитание, является укрепление здоровья дошкольников, учащихся и студентов. В настоящее время эта проблема решается недостаточно эффективно. С возрастом, число абсолютно здоровых детей снижается. В высших учебных заведениях здоровье студентов ухудшается, увеличивается процент хронически больных. В результате сохраняется тенденция увеличения контингента учащихся и студентов, отнесенных к специальной и подготовительной медицинским группам. Для решения этой проблемы необходимо активное включение учащихся и студентов в процесс здравоохранения и здравосозидания. Для этого необходимо решение ряда социальных проблем, выходящих за рамки данной Концепции. Педагогическое решение данной проблемы заключается в том, что в процессе физического воспитания учащемуся и студенту необходимо помочь сделать правильный выбор в пользу здравосозидания и здравосохранения и научить самостоятельно реализовать его.

Практическими проблемами, лежащими за пределами концептуальных подходов, но существенно осложняющими их реализацию являются проблемы ресурсного обеспечения физического воспитания. К ним относятся проблемы кадрового, материально-технического и информационного обеспечения, врачебного контроля за здоровьем детей и учебным процессом по физическому воспитанию, научное обеспечение и разработка современного учебно-методического комплекса для физического воспитания. На здоровье более полумиллиона учащихся и студентов, проживающих в неблагоприятных экологических условиях и особенно, на территориях, загрязненных радионуклидами, все в большей мере сказываются разрушительнее генетические последствия этих условий. Они приводят к росту числа учащихся и студентов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Однако для этой группы дошкольников, учащихся и студентов нет дифференцированных программ и учебных требований, учитывающих состояние их здоровья и условия проживания.

 

 

Теоретико-методические положения Концепции

 

Физическое воспитание является открытой системой. Поэтому под влиянием изменения политических ориентации, социокультурной ситуации и экономических условий продолжаются процессы его трансформации. В результате этих процессов физическое воспитание, и особенно его основная форма - учебная дисциплина «Физическая культура», должно стать действенным фактором физического и духовного оздоровления, формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, учащихся и студентов. Но для этого в основу Концепции должна быть положена система взглядов, определяющая гуманистические приоритеты физического воспитания.

Важнейшим в этой системе взглядов является гуманистическое отношение к человеку. В соответствии с ним человек должен рассматриваться как высшая ценность общества и государства. Эта норма заложена в Конституции Республики Беларусь. Физическое воспитание должно способствовать, возможно, полной её реализации. Но для этого необходимо привести его в соответствие с системой гуманистических ценностей.

Конкретным механизмом гуманизации физического воспитания является сохранение традиционных гуманистических приоритетов отечественной системы физического воспитания, не потерявших актуальности в наше время. К ним относятся всестороннее гармоническое развитие личности, оздоровительная направленность, прикладность физического воспитания и другие. Но они должны быть наполнены современным содержанием. Одновременно необходимо формировать новые приоритеты, учитывающие современную социокультурную ситуацию и перспективы её развития.

Одним из важных традиционных приоритетов физического воспитания является учет физкультурных и спортивных интересов личности. Обычно под этим понимают предоставление учащемуся возможности заниматься любимым видом спорта или изучать интересную для него систему физического воспитания и т.д. В современных условиях подразумевается необходимость соответствия физического воспитания основным компонентам физкультурного интереса. Физическое воспитание должно быть эмоционально насыщенным (эмоциональный компонент), приносить полезные для занимающегося результаты (рациональный компонент), удовлетворять его потребность в самопознании (гностический компонент), вызывать чувство естественного удовольствия от двигательной деятельности (гедонический компонент).

Важным условием эффективности физического воспитания является его соответствие индивидуально-возрастным особенностям занимающихся. Согласно традиционным подходам, учитывались возрастные особенности физического развития и физической подготовленности. В контексте современных представлений о личности их необходимо учитывать в единстве с духовными и физическими особенностями развивающегося индивида.

В недалеком прошлом были разрушены существовавшие многие годы социальные гарантии, обеспечивавшие какой-то уровень защиты личности, в том числе, и в сфере физической культуры. Процесс их восстановления зависит от многих социально-экономических факторов и поэтому потребует длительного времени. Единственной гарантией поддержания своего физического состояния, укрепления здоровья средствами физической культуры. продления творческого долголетия на этот период является способность человека сделать это самостоятельно. Поэтому, не умаляя значимости рассмотренных приоритетов, центральной идеей и главным приоритетом физического воспитания является его ориентация на физкультурное образование.

Становление саморазвивающейся личности является очередным приоритетом физического воспитания. Оно должно осуществляться на основе полноценного, физкультурного образования и усвоения гуманистических ценностей, мотивирующих физическое самосовершенствование.

Следующий приоритет — оздоровительная направленность физического воспитания - тесно связан с тремя предыдущими, является их следствием. Активное и методически обоснованное отношение человека к своему физическому саморазвитию и поддержанию своих физических кондиций является одним из основных условий оздоровительного эффекта физического воспитания.

Физического воспитания как сторона физической культуры, востребованная обществом и составная часть системы образования относится к явлениям культуры. Система образования призвана ввести человека в мир культуры, понимаемой в широком смысле как совокупность ценностей, видов деятельности и специфически человеческих отношений, возникающих в процессе их создания, потребления и передачи другим людям.

Вхождение в мир культуры не может быть результатом простого перемещения человека в культурную среду. Оно является результатом интериоризации культурных ценностей и формирования на этой основе культуры личности. Таким образом, культура личности является результатом перехода культурных ценностей из сферы общественных представлений на уровень индивидуального сознания и деятельности. Принятая таким образом культурная ценность становилась регулятивом поведения личностью.

В соответствии с этими представлениями процесс вхождения человека в мир физической культуры является не просто процессом его «привлечения» к различным формам физкультурной деятельности или усвоения культуры в символически вербальной форме (имеется ввиду усвоение определенных правил, запоминание алгоритмов деятельности и т.д.). Существовавшая многие годы практика показала несостоятельность такого подхода. Физическая культура личности является результатом принятия физкультурных ценностей личностью, признания их полезности и последующего использования в предметно-творческой деятельности.

Только после освоения индивидом способов применения культурных ценностей, формирования определенных ценностных ориентации, социальных установок, установления их связи с другими (базовыми) ценностями можно считать, что они стали элементом его физической культуры личности. Поэтому физическое воспитание, как основной социально организованный канал трансляции физической культуры на личность и общество, должно развиваться в соответствии с этими представлениями и конкретизирующими их положениями, которые рассматриваются далее.

Обязательным условием формирования физической культуры личности является активная творческая деятельность учащегося или студента как ее субъекта. Но деятельность может быть активной только при наличии положительной мотивации. Она должна формироваться на основании совпадения цели и результатов деятельности с интересами личности, ее потребностями. Поэтому мотивационный блок является обязательным' элементом содержания физического воспитания.

В зависимости от конкретных условий и субъекта физкультурной деятельности он может включать определенные идеалы, стандарты физического развития, физической подготовленности и поведения, ценностные ориентации, отношения между учащимися или студентами, их отношения с родителями, преподавателями, спортивными судьями, болельщиками и другие. Но основным фактором мотивации являются содержание физического воспитания и способ его реализации.

Содержание физического воспитания должно быть актуальным для личности. Это значит, что оно должно формироваться с учетом возрастно-половых особенностей, профилироваться на доминантные в данном возрасте потребности. В системе профессионального и высшего образования должны учитываться требования к физической культуре личности, приобретаемой субъектом профессии.

Вхождение личности в мир физической культуры предполагает, кроме мотивации, овладение соответствующими культурными ценностями. К ним относятся интеллектуальные ценности (знания), духовные ценности (смыслы), двигательные и методические умения и навыки (средства). В процессе их использования человек формирует себя как общественную ценность.

Одним из основных результатов этого формирования выступает его отношение к своему телу, которое также является компонентом и характеристикой физической культуры личности. Критерием отношения является не уровень показателей физической подготовленности и физического развития, а их изменение в результате физкультурной деятельности и под ее воздействием. Односторонность содержания физического воспитания, ограниченность его содержания обучением движениям и развитием физических качеств не позволяет сформировать полноценную физическую культуру личности.

Формирование физической культуры личности связано с гуманистическими ценностями, обеспечивающими укрепление здоровья, сохранение и продление жизни человека. В основе этого утверждения лежит представление о том, что для внутреннего мира человека характерна постоянная духовно-интеллектуальная активность, которая является побудительной причиной его деятельности. Одним из необходимых, существенных и неотъемлемых свойств такой активности являются жизненные смыслы - значения, обозначающие базовые ценности, на овладение которыми направлена та или иная деятельность. Жизненные смыслы отвечают на вопрос во имя чего совершается та или иная деятельность. Одновременно они являются мотивами-целями, выполняющими функцию конечного выбора целостной деятельности.

Гуманистические базовые ценности, как жизненные смыслы, имеют основания как в нашем сознании и подсознании, так и в окружающей нас природной и социальной среде. Они являются системообразующими началами деятельности не только для себя, но и для семьи, общества, Родины. При условии направленности цели деятельности на овладение гуманистическими базовыми жизненно-важными для индивида ценностями, она становится не только системообразующим, но и смыслообразующим фактором, мотивирующим деятельность.

Физическая культура личности, как одна из сторон культуры и фактор, влияющий на поведение, связана со здоровым образом жизни. Она включает в себя систему мотивов, ценностных ориентации, знаний, умений и навыков, видов деятельности, определяющих отношение человека к здоровью, как ценности. Как фактор, влияющий на поведение человека, физическая культура личности отражается по-разному на отношение человека к различным сторонам своей жизнедеятельности. В зависимости от степени сформированности физической культуры личности и ориентации на здоровье её влияние на здоровый образ жизни может быть выражено в большой или меньшей мере. Существенно важным фактором в этом случае является система актуальных потребностей личности.

Будучи включенным в систему образования, как основной канал использования физической культуры, физическое воспитание является важным фактором подготовки человека к жизни. Такая подготовка предполагает учет возрастных особенностей биологического и социального компонентов личности и их соотношения на различных этапах онтогенеза. В основу Концепции положена периодизация биологического развития, основанная на комплексном подходе, учитывающем такие его показатели как тотальные размеры тела, процессы окостенения скелета, формирование зубов, степень полового созревания, развитие двигательных возможностей.

Понятие «деятельность» является одним из ключевых в Концепции. Физическое воспитание представляет собой исторически сложившийся определенный тип деятельности, основу содержания которого составляет активность, направленная на использование физической культуры личностью и обществом для удовлетворения разнообразных личных и общественных потребностей. Эта деятельность направлена на перепрограммирование и совершенствование не только окружающего субъект деятельности мира, но и самого субъекта в процессе его преобразовательной активности. Таким образом, физкультурная деятельность, как любая другая, тесно связана с развитием личности. В соответствии с этим созидание личности достигается не только в процессе созидательной деятельности, но и в процессе потребления.

Культурная деятельность, как специфически человеческая форма активности, направлена на целесообразное преобразование окружающего человека мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. В процессе культурной деятельности, индивид интериоризирует и создает культурные ценности, в результате чего достигается формирование культуры личности. Она состоит в том, что человек не просто адаптируется к окружающему его миру, изменяясь сам, а изменяет мир в соответствии со своими интересами и потребностями. В процессе этого освоения человек выступает как субъект деятельности.

Человек в процессе деятельности выступает как целеполагающий ее субъект. Вместе с тем цель деятельности может быть задана человеку внешними и даже чуждыми ему субъектами. Такая цель обязательна для выполнения. Поэтому он может не принимать её, но заданную вместе с целью деятельность он обязан выполнить и добиться требуемого результата. В этом случае цель деятельности, не совпадает с целями субъекта деятельности, и он выступает в роли субъекта-исполнителя. Выполняя ограниченную функциональную роль человек не является активным субъектом деятельности. Поэтому он становится средством достижения результата, а не деятельной целеполагающей личностью.

Изложенные проблемы и теоретико-методические положения позволяют определить цель, задачи и содержание физического воспитания.

 

Практические подходы к реализации теоретико-методических положений Концепции

Одним из ключевых моментов реализации теоретико-методических положений концепции является определение цели и задач физического воспитания. От них зависит содержание, технологии реализации и критерии эффективности физического воспитания. С учетом теоретико-методических положений концепции, определяя цель физического воспитания необходимо исходить из того, что она должна быть гуманистической, конкретной, оптимистической, реальной. Она должна ориентировать на физическое самосовершенствование, быть достаточной для удовлетворения запросов личности и общества в разностороннем развитии, укреплении здоровья, профилактике заболевания, формировании здорового образа жизни с помощью физической культуры.

Цель должна ориентировать физическое воспитание на формирование у дошкольников, учащихся и студентов положительных мотивов физкультурных или спортивных занятий, способностей к организации здорового образа жизни. Включаясь в учебную деятельность, дети, учащиеся, студенты изучают физкультурные знания, усваивают методические и двигательные умения и навыки, повышают уровень функциональных возможностей. В результате у них формируется физическая культура личности — органическое единство мотивов физкультурных или спортивных занятий, необходимых для них знаний, методических и двигательных умений, навыков, физической подготовленности. Обязательным условием физической культуры личности является включенность человека в активную физкультурную или спортивную деятельности.

Уровень физической культуры личности определяет отношение занимающихся к физическому воспитанию и самовоспитанию. От уровня сформированности физической культуры личности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования и поддержания здорового образа жизни. Поэтому целью физического воспитания является формирование у занимающихся физической культуры личности.

Формирование физической культуры личности достигается в результате решения воспитательно-образовательных, оздоровительных и прикладных задач физического воспитания.

Воспитательно-образовательные задачи направлены на формирование устойчивых мотивов физического воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим и двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств, формирование личностно и социально значимых черт характера творческого отношения к физическому воспитанию и самовоспитанию.

Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособность, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся обусловленного напряженным режимом обучения.

Прикладные задачи направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту, в экологически неблагоприятных условиях. К прикладным задачам относится формирование (у учащихся старших классов и студентов) мотивов повышения общей физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, подготовка юношей (учащихся старших классов и студентов) физически и психологически к службе в вооруженных формированиях, созданных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, подготовка организма к трудовой, деятельности, семейной жизни, материнству. Важными прикладными задачами физического воспитания являются обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности учащихся ПТУ, средних и высших учебных заведений к будущей профессиональной деятельности.

Цель физического воспитания конкретизируется задачами, сформулированными с учетом этапов онтогенеза и функций различных структурных элементов образования. В соответствии с целью и задачами формируется содержание физического воспитания. Нормативной и программной основой его содержания является Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс (далее «Комплекс»), разработанный в соответствии с изложенными Концептуальными основами физического воспитания для всех половозрастных групп населения от 7 до 60 лет. Современный социальный заказ физическому воспитанию находит отражение в Комплексе с учетом возрастно-половых особенностей этноса.

В Комплексе отражены задачи физического воспитания, обусловленные его родовыми функциями, как компонента физической культуры. Система задач физического воспитания, уровни оценки физической подготовленности и шкалы оценки гармоничности физического развития являются программной и нормативной основой преемственности содержания физического воспитания в онтогенезе.

Содержание образовательных стандартов конкретизирует социальный заказ с учетом функций и целевых установок структурных элементов системы образования. Государственные программы физического воспитания дают его содержательную развертку.

Поэтапная реализация Концепции осуществляется в соответствии с Основными направлениями развития национальной системы образования, одобренной Советом Министров Республики Беларусь.

 

Ресурсное обеспечение реализации Концепции

физического воспитания.

Основным механизмом реализации Концепции является совершенствование сложившейся системы физического воспитания в соответствии с современными методологическими подходами. Основным условием реализации Концепции является ресурсное обеспечение. Его приоритетами являются кадровое, материально-техническое, научное, методическое обеспечение, врачебно-педагогический контроль, управление физическим воспитанием. Основополагающим принципом реализации Концепции физического воспитания является кооперация заинтересованных в решении его проблем.

Для реализации современной концепции физического воспитания необходим современный специалист. Ему необходимо освоить современный цикл социально-культурологических дисциплин, получить широкую общепрофессиональную теоретико-методическую, естественнонаучную, практическую и разностороннюю, углубленную специальную подготовку. В современных условиях целесообразна специализация подготовки специалистов по отдельным профессиям в тех учебных учреждениях, где для этого имеются наилучшие условия.

Важным условием совершенствования кадрового обеспечения является система переподготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре. В Республике Беларусь целесообразна трехуровневая система повышения квалификации, позволяющая полноценно использовать кадровый потенциал головных и региональных институтов, на основе взаимовыгодной их кооперации и координации

Специалист, получивший право преподавания физической культуры, должен быть примером нравственного отношения к своему физическому и моральному облику, поддерживать свою физическую форму, соблюдать профессиональную этику, повышать свой профессиональный уровень.

Научное и методическое обеспечение физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов является важным фактором, влияющим на эффективность национальной системы физического воспитания. Развитие прикладных и фундаментальных исследований в условиях ограниченных финансовых возможностей требует определения приоритетных направлений, специализации исполнителей, координации, тщательного планирования тематики и экспертизы её выполнения. С этой целью целесообразно создать Межведомственный Совет координации и экспертизы НИР по физической культуре, включающий ведущих ученых страны.

С целью более эффективного использования научного потенциала страны целесообразно в установленном порядке создать специализированные научные лаборатории при Академии физического воспитания, на всех факультетах физического воспитания Министерства образования, а также на тех кафедрах физического воспитания вузов, которые имеют в своем составе научные кадры, способные эффективно вести научные исследования.

С целью повышения эффективности программного и методического обеспечения физического воспитания авторские, региональные и другие программы, разрабатываемые в Республике Беларусь, должны создаваться с учетом базисных программ, разработанных с учетом образовательных стандартов. Для этого на всех этапах обучения они должны включать в себя содержание Государственного стандарта учебной дисциплины «Физическая культура».

Учебники и методические разработки, дидактические материалы, наглядные пособия и технические средства обучения, инвентарь и оборудование должны разрабатываться в соответствии с содержанием государственных учебных программ, обеспечивать их безусловное выполнение. Выделение средств для их разработки и издания должно осуществляться после экспертизы их соответствия государственным программам, с привлечением головных разработчиков этих программ.

В современных условиях необходимо все спортивные сооружения, имеющиеся в населенных пунктах, представлять в дневное время учебным заведениям, отдавая предпочтение детям дошкольного и младшего школьного возраста. Одновременно целесообразно вести строительство межшкольных физкультурно-оздоровительных комплексов, в больших городах создавать региональные физкультурно-оздоровительные центры для детей, требующих реабилитации средствами физической культуры. Строительство учебной базы должно вестись экономно и эффективно. Основными критериями должны быть соответствие требованию полного выполнения программ физического воспитания, соблюдение санитарно-гигиенических требований, представление необходимых удобств для учащихся.

На предприятиях, работающих не на полную мощность, целесообразно развернуть производство учебного оборудования и спортивного инвентаря, способного составить конкуренцию мелким отечественным, а со временем и крупным зарубежным производителям. Необходима разработка социального механизма, поощряющего инвестирование проектов, связанных с развитием материально-технической базы физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста, учащихся и студентов средствами физической и спорта.

Физическое воспитание детей, учащихся и студентов требует высокоэффективного медицинского обслуживания. Его осуществляют органы здравоохранения, лечебно-профилактические учреждения и система врачебно-физкультурных диспансеров. Их специалисты обеспечивают постоянный врачебный контроль за эффективностью физического воспитания, ведут врачебно-педагогические наблюдения, организуют диспансеризацию и распределение детей дошкольного возраста, учащихся и студентов в медицинские группы в зависимости от состояния здоровья.

В процессе врачебного контроля организуются и проводятся лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия, принимается квалифицированное решение о соответствии физических нагрузок во время физического воспитания функциональным возможностям здоровых лиц и лиц с отклонениями здоровья, выявляются ранние признаки заболеваний и повреждений, возникающих при нерациональных занятиях. Специалисты по врачебному контролю осуществляют санитарно-гигиеническое и медицинское обеспечение всех форм физкультурных и спортивных занятий детей дошкольного возраста, учащихся и студентов.

На основании результатов обследований все учащиеся подразделяются специалистами лечебно-профилактических учреждений на три медицинские группы с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья. Учебные программы физического воспитания для специальных медицинских групп согласовывается с Министерством здравоохранения.

Для эффективного врачебного контроля за физическим воспитанием необходимы высококвалифицированные компетентные специалисты. Решение этой проблемы в ближайшие годы может быть достигнуто путем введения специализации по врачебному контролю за физическим воспитанием населения и спортивной медицине. Частичное её решение может быть достигнуто на основе расширения циклов подготовки студентов по врачебному контролю за физическим воспитанием населения и спортивной медицине, а также на основе повышения квалификации врачей, работающих в учебных заведениях.

Законодательной основой совершенствования системы управления физическим воспитанием являются Законы Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», «О физической культуре и спорте» и другие.

Методологической основой повышения эффективности управления физическим воспитанием являются принципы: взаимной ответственности, четкого распределения функций и задач управления по горизонтали; строгой иерархии, взаимодействия органов управления на различных её уровнях, дифференцирования функций управления на каждом уровне, устранение избыточной информации, повышение её объективности, взаимодействия государственных и общественных органов.

С целью совершенствования системы управления необходимо внедрение в управление физическим воспитанием новых технологий автоматизации информационных потоков, создания распределенных банков статистической отчетности, данных физического развития и физической подготовленности, другой педагогической и социологической информации.

Необходимо создать в стране единую систему критериев оценки физического воспитания на различных уровнях управления и осуществлять периодический мониторинг его эффективности. Показатели физического воспитания необходимо включить в систему аттестации и аккредитации ДДУ. средних и высших учебных заведений. Система оценки эффективности физического воспитания должна быть ориентирована на государственные стандарты и влиять на статус учебных заведений, местных и региональных органов управления ними. Необходимо объединить усилия министерств, ведомств, местных органов власти, ответственных за физическое воспитание дошкольников, учащихся и студентов на основе их ответственности за конечные результаты физического воспитания по отдельным параметрам, уровень которых зависит от их вклада.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.