Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение и обучение двигательным действиям




 

Раскроем в самом общем виде содержание понятия "обучение двигательным действиям". Этому важному явлению в жизни человека свои работы посвятили многие отечественные и зарубежные ученые, методисты, учителя, одно перечисление которых заняло бы несколько страниц данной статьи. В будущих публикациях мы попытаемся рассказать, кто из них и какой вклад внес в разработку вышеназванной фундаментальнейшей проблемы.

Обучение имеет место тогда, когда из социального окружения выделяется человеком (учитель), решающий "специальные задачи" обучения. Можно сказать, что ученик учится, а учитель помогает ему учиться.

В самом широком смысле обучение - это организованный процесс учения других людей. Обучение в физическом воспитании - это организованный процесс передачи и усвоения системы специальных знаний, формирования основного фонда двигательных умений и навыков, направленных на физическое и психическое развитие человека. Обучение двигательным действиям - это "тот же самый педагогический процесс, но осуществляемый для решения более узких задач " (Б.А.Ашмарин, 1990). В нашем случае речь идет об овладении материалом школьной программы в целом или одного из ее разделов. Используется термин " обучение двигательному действию ", когда имеется в виду только одно действие. Как равнозначный ему применяют и термин " обучение движениям ", поскольку логическая структура и связь последних образует это самое действие.

Насколько значительна помощь учителя в обучении двигательным действиям? Это зависит от многих различных факторов: компетентности, авторитета, значения учителя в обществе, признания учителя учеником.

В школьной системе физического воспитания функции учителя всегда были значимы. Ныне он не только выбирает и передает ученикам соответствующее тому или иному занятию содержание, но и определяет цели (задачи) обучения, а также осуществляет оценку обучения - учения. В первую очередь должен помочь ученику уточнить цель (задачи) учения хотя бы потому, что у него больше знаний и опыта, чем у школьника.

Лучше понять процесс обучения нам поможет схема рисунок на с. 6. Из представленной на рисунке модели вытекает, что система взаимоотношений между учителем и учеником имеет демократический характер. Это значит, что не только учитель передает информацию ученику, но и ученик одновременно информирует учителя. Такая "дидактическая система коммуникации" приводит к определенным изменениям двигательном поведении ученика. Она также влияет на поведение учителя, который может в ходе обучения изменить способы воздействия и методы обучения в зависимости от поведения ученика во время попытки выполнения им двигательного действия.

Итак, в обучении существенная роль принадлежит информационному каналу. С точки зрения успешности деятельности данного канала рассмотрим, что представляют собой носители информации. Наибольшую ценность в контактах между учителем и учеником имеет слово. С его помощью учитель объясняет, инструктирует, поправляет и усиливает результаты обучения. Вторым носителем информации является образ выполняемого действия. Некоторые психологи утверждают даже, что он более эффективным носителем информации, чем слово, поскольку глаз в одну секунду воспринимает значительно больше информации, чем ухо.

В физическом воспитании большое значение придается демонстрации двигательных действий. Однако нужно помнить, что сознательное восприятие зрительной информации является весьма сложным процессом. Это зависит, прежде всего, от личного опыта, знаний, организации демонстрации (личный показ, рисунок, фотография, видео, фильм и т.д.).

Существенную роль в обучении играет также кинетическая информация: точные сведения о пространственных и временных перемещениях конечностей, напряжении или расслаблении участвующих в движении мышц.

В обучении, однако, наибольшее значение придают концентрации внимания ученика.

Словесная, зрительная и кинетическая информация служит формированию представления осваиваемого двигательного действия. Но представление будет полнее в том случае, если ученик будет опираться на все источники информации. При этом нет смысла рассуждать, какой носитель информации в обучении является более важным: слово, показ и т.д. Здесь важно точнее применять слова, которые мы используем в обучении, сообразить как лучше организовать показ и какие подобрать подготовительные и подводящие упражнения, чтобы в сумме добиться лучшего эффекта.

В системе "дидактической коммуникации" важное значение принадлежит также информации, исходящей от ученика. На основе наблюдения за его двигательным поведением учитель модифицирует собственную деятельность. В этих целях полезно задавать ученику вопросы, выслушивать ответы, совместно искать понимание предмета обучения. В некоторых случаях можно попросить ученика нарисовать отдельные фазы совершаемого им двигательного действия.

Итак, в процессе совместной "дидактической коммуникации" ученик должен попытаться понять, проанализировать, осуществить синтез и оценить качество выполняемого им двигательного действия. В ходе обучения важно, чтобы ученик постигал причины эффективных и неэффективных движений, а на основании самооценки переходил бы к совершенствованию осуществляемого им двигательного действия.

Успешность обучения, по мнению известных специалистов (А. Нотц, Б. Чабаньски), во многом зависит от эмоционального состояния и даже отдельных чувств, существующих между учителем и учеником. Ученик, который любит учителя, охотнее прислушается к его советам и информации. Учитель, который в свою очередь любит ученика, старательнее подбирает подводящие и подготовительные упражнения, и способы воздействия на последнего. Положительные отношения учителя и ученика являются основанием быстрого и устойчивого учения. Как отмечает Б. Чабаньски (1998), эмоциональное состояние - это своеобразный фильтр, который или пропускает наплывающую информацию, или способствует ее удержанию в памяти. Известно ведь из практики, что мы видим прежде всего то, что хотим видеть, а слышим то, что хотим услышать. И если, например, информацию передает нам "несимпатичная особа", то мы можем даже полностью "выключиться".

Эффективность обучения тем выше, чем больше знает учитель о процессе учения и умеет воздействовать на его основные элементы. Это относится к выбору соответствующих методов содержания обучения с учетом возрастных, половых и индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей развития ребенка, подбору подводящих и подготовительных упражнений, использованию соответствующих носителей информации одновременно или последовательно. Так, учитывая, что ученик имеет только ограниченные возможности в восприятии информации, ему не следует подавать более 3 - 5 сведений одновременно.

Выполняя в системе дидактической коммуникации функцию передатчика, учитель, чтобы действовать успешно, должен обстоятельно выяснить качества ученика как своеобразного приемника информации.

Эффективность процесса обучения во многом зависит от цели, задач обучения и их связей с методами обучения. Разработка целей и задач обучения в системе физического воспитания, по мнению М.М.Богена (1985), "представляется крайне важной проблемой, окончательно не решенной и по сей день". Это зачастую делает процесс обучения в физическом воспитании рыхлым, разбросанным, хаотичным, который в итоге расхолаживает учителя и ученика. Педагоги далеко не всегда представляют и четко планируют цели и задачи изучения как всего предмета в целом, так и задачи изучения раздела, темы. Отдельного урока. Вместе с тем насколько четкими, конкретными и "напряженными" будут поставленные цели и задачи, зависят успех обучения и интенсификация учебной деятельности школьников, успешное ее планирование и организация.

Цели в физическом воспитании по их функциям делятся на образовательные, воспитательные, оздоровительные и цели развития - развивающие. Цели могут быть главными и дополнительными, основными и сопутствующими. Эти виды целей учитель физической культуры должен держать в уме и прежде всего четко представлять цель предмета физической культуры в школе, а затем цели освоения конкретного раздела учебной программы (например, подвижных игр в начальной школе, гимнастики в средних классах и т.д.), цели конкретной темы (урока или серии уроков). Данные виды целей учитель согласовывает с условиями работы в конкретном классе и с конкретными учениками по восполнению у них пробелов в обучении определенным двигательным действиям и в развитии физических способностей.

Любая цель подразделяется на более конкретные задачи. Однако в практике физического воспитания цели и задачи употребляются как идентичные понятия, синонимы. Из всего спектра целей и задач - образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных - в дальнейшем рассмотрим только образовательные задачи.

По мнению одного из известных специалистов в области дидактики нашего учебного предмета Г.Н.Сатирова, который посвятил проблемам обучения и физкультурного образования детей школьного возраста многие свои работы, частные дидактические задачи на каждом уроке в ходе школьного обучения сводятся к разучиванию элементов, входящих в состав двигательного действия (например, разбега, отталкивания в прыжках), а также к развитию необходимых для этого двигательных (физических) способностей.

Дидактическая задача, реализуемая в учебной четверти - научить умению управлять отдельными двигательными действиями, предусмотренными программой (к примеру, метанию малого мяча на дальность с разбега определенным способом).

Дидактическая задача на год обучения - вооружить учеников данного класса умением управлять запрограммированным для них набором двигательных действий. Наконец, основная задача физкультурного образования - добиться, чтобы к моменту окончания школьного учебного курса у выпускников в основном сформировалось прочное и вместе с тем лабильное (гибкое) комплексное умение (искусство) управлять положенным набором жизненно необходимых двигательных действий.

В другой статье Г.Н.Сатиров, вероятно, под впечатлением идей П.Ф.Лесгафта, цель физкультурного образования определил как формирование у школьников интегральной способности управлять телом и всеми его двигательными проявлениями.

Уместно привести еще один взгляд на основную задачу обучения двигательным действиям, который выразил известный специалист, профессор В.В.Белинович в своей капитальной монографии "Обучение в физическом воспитании" (М.: "Физкультура и спорт", 1958). По его мнению, "задача обучения двигательным действиям может считаться выполненной лишь тогда, когда преподаватель научит своих учеников двигательным навыкам, умению различать обстановку и умению выбирать соответствующие данной обстановке действия".

Попутно замечу, что с таким пониманием целей (задач) физкультурного образования согласно подавляющее большинство специалистов.

Сказанное выше вполне согласуется с пониманием системы целей и задач обучения двигательным действиям в физическом воспитании, развиваемым профессором М.М.Богеном. Задачи обучения он определяет путем одновременно-последовательного решения частных задач обучения, распределенных по трем группам:

частные задачи 1 группы определяют последовательность изучения: от целого к деталям (дедуктивный путь) или от деталей к целому (индуктивный путь); порядок изучения операций, входящих в состав действия, и т.д.;

частные задачи 2 группы определяют последовательность обучения в связи с закономерностями поэтапного формирования действий, от знаний и представлений к умениям и навыкам;

частные задачи 3 группы определяют пути реализации дидактических принципов и требований в процессе обучения. "Решение частных задач 2 группы подготавливает успех решения частных задач 1 группы; решение частных задач 3 группы - необходимое условие успешного решения частных задач 1 и 2 групп и обобщенных задач обучения" (М.М.Боген,1985).

К общеобразовательным задачам обучения в физическом воспитании относят не только формирование специальных знаний, двигательных умений и навыков. Учителю важно научить учеников применять теоретические и методические знания, двигательные умения в процессе самостоятельных занятий, во время досуга, при осуществлении оздоровительных процедур. В образовательные задачи предмета должно входить формирование навыков работы с учебником, другой методической литературой, умений планировать содержание самостоятельных занятий, организовывать их, осуществлять самоконтроль. Учитель должен также знакомить учеников с новыми видами спорта, системами физического воспитания и тренировки, применяемыми в разных странах (при решении этих вопросов помощь журнала "Физическая культура в школе" неоценима).

Проблема целей и задач обучения неотъемлемо связана с понятием "необходимый уровень овладения" двигательным действием. По этому поводу профессор М.М.Боген справедливо замечает: "Как правило, в программах цель обучения описывает формулу изучаемого двигательного действия, например, "обучить кувырку вперед в группировке", но не указывает на необходимый уровень овладения " (1985).

Ссылаясь на В.П.Беспалько (1968), М.М.Боген отмечает, что изучаемый материал (двигательное действие) может быть освоен на четырех уровнях. На 1-м уровне формируются умения и навыки распознавания и классифицирования двигательных действий. Обучаемый усваивает смысл и характерные признаки действия, овладевает умениями и навыками узнавания действия, но он еще не пробовал выполнить его практически. На 2-м уровне обучаемый усваивает изучаемый вариант действия и способен выполнить действия в стандартных условиях. На 3-м уровне обучаемый способен выделить в действии закономерности решения задач данного класса, что позволяет решать двигательную задачу не только в стандартных, но и в вариативно изменяющихся условиях, включая экстремальные (соревнования, экзамен, жизненно опасная ситуация), а также самостоятельно обнаруживать и исправлять ошибки. На 4-м уровне формируется способность ориентироваться в ситуациях и разрабатывать новые программы принятия решений и действий, т.е. самостоятельно формировать двигательные задачи (на предыдущих уровнях ученик решал задачи, сформулированные учителем). Легко увидеть, что овладение двигательным действием на 4-м уровне - это и есть обобщенная цель и конечная задача физкультурного образования, о чем мы писали выше.

Успешное решение дидактических целей и задач напрямую зависит от правильно выбранных методов обучения и их сочетания.

Обобщая наши рассуждения о процессе обучения двигательным действиям, подчеркнем, что он включает в себя:

1) определение учителем и уточнение с учеником целей и задач обучения;

2) формирование и актуализация соответствующих установок и мотивов учения;

1) налаживание "дидактической системы коммуникации" учителя с учеником;

2) учет сведений, поступающих от окружающей общественной и материальной среды;

3) выбор адекватных методов обучения, в соответствии с которыми осуществляются попытки практического выполнения изучаемых двигательных действий и их корректировка;

4) оценка и самооценка результатов обучения - учения.

Подчеркнем здесь только важность оценки и самооценки результатов обучения. Именно на их основе может происходить совершенствование двигательного действия на очередном этапе или следующей "спирали учения", уточняются "информационный канал" общения между учителем и учеником, общественная и материальная среда, сочетание методов обучения при дальнейших попытках выполнения учеником двигательного действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 9961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.