Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №13. Скоростные способности и основы методики их воспитания




Воспитание быстроты. Под быстротой как физическим качеством понимают возможности человека, преимущественно определяющие скорость движения. Можно выделить три основных формы проявления быстроты:

а) латентное время двигательной реакции;

б) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

в) частота движений;

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов:

- уровня динамической силы;

- гибкости;

- владение техникой и др.

Поэтому воспитание быстроты движений тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.

Основы методики воспитания быстроты. В методике, направленной на повышение скорости произвольных движений, выделяются два направления:

1) целостное воспроизведение быстроты в определенном движении;

2) избирательное совершенствование факторов, определяющих максимальную скорость движения (например, совершенствование в технике движений).

В качестве воспитания быстроты используются упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять по меньшей мере трем требованиям:

1) освоение техники упражнений должно обеспечиваться возможностью выполнения их на предельных скоростях;

2) упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

3) продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость существенно не снижалась вследствие утомления.

Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которых у квалифицированных спортсменов 20-22 сек. (у малоквалифицированных еще меньше).

При воспитании быстроты ведущим обычно является метод повторного упражнения с максимальным скоростным характером. Основная тенденция в данном случае - стремление повысить в занятиях свою максимальную скорость. Этой задаче подчиняются все характеристики метода (длина дистанции, интенсивность выполнения, интервалы отдыха, число повторений). Продолжительность упражнения (например, длина дистанции) выбирается такая, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу упражнения, движения выполнялись с максимальной скоростью; занимающиеся в каждой попытке стремятся показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление, скорость движений не должна заметно снижаться к повторению.

Продолжительность интервалов отдыха в первую очередь определяется двумя физиологическими процессами: изменением возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанным с погашением кислородного долга. Возбудимость центральной нервной системы непосредственно после выполнения скоростного упражнения оказывается повышенной, а затем постепенно снижается. Если ориентироваться лишь на этот показатель, то следовало бы использовать относительно небольшие интервалы отдыха, чтобы во время них возбудимость не успевала бы существенно снижаться. Тогда каждое последующее повторение приходилось бы на фазу повышенной возбудимости центральной нервной системы, что способствовало бы достижению наивысшей скорости.

Однако выполнение скоростных упражнений связано с образованием более или менее значительного кислородного долга, для его ликвидации требуется время, исчисляемое иногда не одним десятком минут. Еще больше может затягиваться восстановление ряда других физиологических показателей (содержание СО2 в крови, легочная вентиляция и пр.). Поэтому попытки тренирующихся, делая небольшие интервалы отдыха между повторными выполнениями упражнения, очень быстро ведут к появлению утомления и снижению скорости. Следовательно, интервалы отдыха должны быть, с одной стороны настолько короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, а с другой - настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться. Это вполне возможно, так как восстановительные процессы в послерабочем периоде протекают неравномерно: сразу после работы восстановление идет быстро, а потом замедляется. На первую треть восстановительного периода приходится приблизительно 65% всего восстановления, на вторую треть - 30%, на третью - всего лишь 5%. Поэтому, например, если восстановление после бега на 200м занимает 1?, мин., то уже через 8 минут работоспособность восстанавливается на 95%, что дает возможность начинать следующую попытку практически без снижения скорости.

При воспитании быстроты важным условием является оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы, которое может быть достигнуто лишь в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому занятия скоростными упражнениями следует проводить ближе к его началу. В тренировочном микроцикле воспитание быстроты лучше планировать на первый или второй день после дня отдыха, когда нет накопившихся следов неполного восстановления от предшествующих занятий.

О стабилизации скорости движений и путях борьбы с ней описания литературы имеют существенный недостаток, так как многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации движения. При этом стабилизируется не только пространственные характеристики движения, но и временные - скорость и частота. Образуется так называемый "скоростной барьер". В этом заключается внутренняя противоречивость описанной методики воспитания быстроты. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, надо его многократно повторять, с другой стороны, чем больше движение повторяется, тем прочнее динамический стереотип, тем стабильней предельная скорость движения. При этом увеличение объема тренировочной работы не только не дает положительных сдвигов, но, наоборот, еще больше упрочивает определенную скорость выполнения.

Стабилизация скорости - главная причина, мешающая значительно повысить скоростные возможности. В практике стараются строить занятия так, чтобы избежать стабилизации скорости. Пути, предупреждающие возникновения "скоростного барьера", несколько различны у начинающих и хорошо подготовленных атлетов. В случае, если стабилизация скорости все-таки наступила, применяются специальные приемы, которые делятся на 2 группы.

При 1-ой группе приемов стремятся поставить спортсмена в такие условия, чтобы он повысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большей скорости. Для этого используют, например, бег вниз по наклонной дорожке, бег за лидером и т.д.

Другая группа приемов основана на том, что при прекращении тренировки скорость угасания тех или иных черт динамического стереотипа различна. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторый период не выполнять основные упражнения, то временные связи, характерные для "скоростного барьера", могут исчезнуть, пространственные же компоненты техники движений сохранятся. Если в этот период с помощью нестандартных упражнений повысить уровень скоростно-силовых качеств, то после перерыва можно ожидать роста результатов.

Воспитание быстроты. Под быстротой как физическим качеством понимают возможности человека, преимущественно определяющие скорость движения. Можно выделить три основных формы проявления быстроты:

а) латентное время двигательной реакции;

б) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

в) частота движений;

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов:

1) уровня динамической силы;

2) гибкости;

3) владение техникой и др.

Поэтому воспитание быстроты движений тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.

Основы методики воспитания быстроты. В методике, направленной на повышение скорости произвольных движений, выделяются два направления:

· целостное воспроизведение быстроты в определенном движении;

· избирательное совершенствование факторов, определяющих максимальную скорость движения (например, совершенствование в технике движений).

В качестве воспитания быстроты используются упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять по меньшей мере трем требованиям:

1) освоение техники упражнений должно обеспечиваться возможностью выполнения их на предельных скоростях;

2) упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость существенно не снижалась вследствие утомления.

Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которых у квалифицированных спортсменов 20-22 сек. (у малоквалифицированных еще меньше).

При воспитании быстроты ведущим обычно является метод повторного упражнения с максимальным скоростным характером. Основная тенденция в данном случае - стремление повысить в занятиях свою максимальную скорость. Этой задаче подчиняются все характеристики метода (длина дистанции, интенсивность выполнения, интервалы отдыха, число повторений). Продолжительность упражнения (например, длина дистанции) выбирается такая, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу упражнения, движения выполнялись с максимальной скоростью; занимающиеся в каждой попытке стремятся показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление, скорость движений не должна заметно снижаться к повторению.

Продолжительность интервалов отдыха в первую очередь определяется двумя физиологическими процессами: изменением возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанным с погашением кислородного долга. Возбудимость центральной нервной системы непосредственно после выполнения скоростного упражнения оказывается повышенной, а затем постепенно снижается. Если ориентироваться лишь на этот показатель, то следовало бы использовать относительно небольшие интервалы отдыха, чтобы во время них возбудимость не успевала бы существенно снижаться. Тогда каждое последующее повторение приходилось бы на фазу повышенной возбудимости центральной нервной системы, что способствовало бы достижению наивысшей скорости.

Однако выполнение скоростных упражнений связано с образованием более или менее значительного кислородного долга, для его ликвидации требуется время, исчисляемое иногда не одним десятком минут. Еще больше может затягиваться восстановление ряда других физиологических показателей (содержание СО2 в крови, легочная вентиляция и пр.). Поэтому попытки тренирующихся, делая небольшие интервалы отдыха между повторными выполнениями упражнения, очень быстро ведут к появлению утомления и снижению скорости. Следовательно, интервалы отдыха должны быть, с одной стороны настолько короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, а с другой - настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться. Это вполне возможно, так как восстановительные процессы в послерабочем периоде протекают неравномерно: сразу после работы восстановление идет быстро, а потом замедляется. На первую треть восстановительного периода приходится приблизительно 65% всего восстановления, на вторую треть - 30%, на третью - всего лишь 5%. Поэтому, например, если восстановление после бега на 200м занимает 1?, мин., то уже через 8 минут работоспособность восстанавливается на 95%, что дает возможность начинать следующую попытку практически без снижения скорости.

При воспитании быстроты важным условием является оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы, которое может быть достигнуто лишь в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому занятия скоростными упражнениями следует проводить ближе к его началу. В тренировочном микроцикле воспитание быстроты лучше планировать на первый или второй день после дня отдыха, когда нет накопившихся следов неполного восстановления от предшествующих занятий.

О стабилизации скорости движений и путях борьбы с ней описания литературы имеют существенный недостаток, так как многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации движения. При этом стабилизируется не только пространственные характеристики движения, но и временные - скорость и частота. Образуется так называемый "скоростной барьер". В этом заключается внутренняя противоречивость описанной методики воспитания быстроты. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, надо его многократно повторять, с другой стороны, чем больше движение повторяется, тем прочнее динамический стереотип, тем стабильней предельная скорость движения. При этом увеличение объема тренировочной работы не только не дает положительных сдвигов, но, наоборот, еще больше упрочивает определенную скорость выполнения.

Стабилизация скорости - главная причина, мешающая значительно повысить скоростные возможности. В практике стараются строить занятия так, чтобы избежать стабилизации скорости. Пути, предупреждающие возникновения "скоростного барьера", несколько различны у начинающих и хорошо подготовленных атлетов. В случае, если стабилизация скорости все-таки наступила, применяются специальные приемы, которые делятся на 2 группы.

При 1-ой группе приемов стремятся поставить спортсмена в такие условия, чтобы он повысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большей скорости. Для этого используют, например, бег вниз по наклонной дорожке, бег за лидером и т.д.

Другая группа приемов основана на том, что при прекращении тренировки скорость угасания тех или иных черт динамического стереотипа различна. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторый период не выполнять основные упражнения, то временные связи, характерные для "скоростного барьера", могут исчезнуть, пространственные же компоненты техники движений сохранятся. Если в этот период с помощью нестандартных упражнений повысить уровень скоростно-силовых качеств, то после перерыва можно ожидать роста результатов.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на дне группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением На заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении. Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст — сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача — максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача — совершенствование скоростных способности, от которых зависит успех в определенных видах трудовой Деятельности (например, в летном деле, при выполнении функции оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем — через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.