Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика развития координационных способностей




Основными особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их сложность, не традиционность, новизна, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач. При определении состава средств повышения координационных способностей следует помнить, что они связаны с накоплением большого количества разнообразных двигательных навыков и отработкой путей их оперативного объединения в комплексные двигательные действия.

Относительно ограниченный и стандартный состав двигатель­ных действий, свойственных видам спорта циклического и скоростно-силового характера, создает трудности для полноценного развития координационных способностей преимущественно за счет выполнения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Поэтому в подготовке спортсменов, специализирующихся в этих видах спорта, широко используются сложные в координационном отношении общеподготовительные упражнения. Это прежде всего бег и ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, скоростной спуск, слалом, воднолыжный спорт, баскетбол, гандбол и другие спортивные игры, различные гимнастические упражнения, элементы акробатики.

Учитывая, что специальных средств совершенствования коор­динационных способностей в видах спорта циклического и скоростно-силового характера очень мало, основной методической линией в этом направлении по мере углубления спортивной специализации становится использование фактора разнообразия при выполнении привычных - действий с тем, чтобы обеспечить возрастающие требования к координации движений. Это может быть постигнуто введением необычных исходных положений; вариативностью динамических, временных и пространственных характеристик движений; созданием неожиданных ситуаций за счет изменения места занятий и условий их проведения; использованием различных тренажерных устройств и специального оборудования для расширения диапазона вариативности двигательных навыков (Л. П. Матвеев, 1977). Дело в том, что при совершенствовании координационных способностей заученные движения практически перестают оказывать тренирующее воздействие и в лучшем случае позволяют удержать достигнутый уровень.

Что же касаемся сложно координационных видов спорта, спортивных игр и единоборств, то исключительное многообразие характерных для них специально-подготовительных и соревновательных упражнений позволяет успешно решать задачи повышения координационных способностей параллельно с развитием физических качеств и технико-тактической подготовкой.

В тренировке спортсменов, как правило, не планируется от­дельных занятий, развивающих координационные способности. Комплексы упражнений, способствующие их совершенствованию, должны выполняться практически ежедневно и органически входить в программы тренировочных занятий, утреннюю зарядку.

Известно, что для спортсменов высокого класса характерна высокая вариативность динамических, пространственных и временных характеристик движений в процессе соревновательной деятельности. Естественно, что способность спортсмена к эффективному варьированию основными характеристиками движений в зависимости от ситуации, сложившейся в соревновании, и функционального состояния в значительной мере обусловливается уровнем совершенства координационных способностей и умением проявлять их в условиях прогрессирующего утомления. Это определяет одно из существенных требований к методике совершенствования координационных способностей: планировать работу в этом направлении следует не только в условиях устойчивого состояния, но и в состоянии скрытого и явного утомления.

Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий (чувства пространства, чувства времени, чувства развиваемых усилий, чувства воды и т. п.), так как именно от их уровня развития во многом зависит умение спортсмена эффективно управлять своими движениями.

Совершенствование специализированных восприятий осуществляется в процессе выполнения разнообразных тренировочных упражнений (табл. 1). При этом необходимо постоянно контролировать темп и ритм движений, их динамические и пространственно-временные параметры, сопоставлять результаты двигательных действий с заданными величинами и на этой основе корректировать основные параметры двигательных действий.

 

Таблица 1

Упражнения для совершенствования некоторых специализированных восприятий и методические указания по их выполнению (на материале видов спорта циклического характера)

 

Специализированные мероприятия Упражнения Методические указания
     
Чувство времени   Чувство темпа Преодоление отрезков соревновательной дистанции в интервальном режиме Преодоление соревновательной дистанции по графику   Преодоление отрезков дистанции с произвольным изменением скорости Преодоление дистанций разной длины в постоянном темпе Преодоление отдельных отрезков и дистанции с применением темпа движений выше среднесоревновательного   Преодоление 3-4 отрезков с увеличением темпа при сохранении результата Показать результат, максимально близкий к планируемому. Проходить отрезки со скоростью 95,90,85,80,75,70 % от максимальной Применять два варианта: 1) равномерное прохождение дистанции; 2) с возрастанием скорости от отрезка к отрезку Строго контролировать скорость, сопоставляя субъективные восприятия с фактическими данными Обеспечивать постоянный темп движений на каждом отрезке дистанции   Определить средний темп преодоления соревновательной дистанции. При преодолении отрезков освоить темп на 2,4,6 движений в 1 мин выше или ниже соревновательного Первый отрезок преодолевать в среднесоревновательном темпе. На последующих отрезках темп увеличивать на один цикл по отношению к предыдущему  
Чувство развиваемых усилий Упражнения со штангой, блочными устройствами и др. отягощениями, выполняемые при комплексном (зрительном и двигательном) и при двигательном контроле Имитация рабочих движений на различных силовых тренажерах Упражнения на силовых тренажерах с дозированным сопротивлением Измерять величину отягощений и добиваться точности контроля за величиной развиваемых усилий.     Измерять величину усилий в диапазоне 50-100 % от максимальной.   Определить величину сопротивления при его изменении.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.