Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выполнение упражнений в обстановке, близкой к условиям труда и более усложненной, является одной из характерных черт методики профессионально-прикладной физической подготовки

Объективные факторы труда - характер двигательных действий и особые внешние условия деятельности - обусловливают специфические воздействия на организм человека. Эти факторы в их конкретном виде определяют и специфические требования той или иной профессии к физической подготовленности работников.

В этом отношении среди распространенных профессий можно выделить, в частности, следующие группы.

 

I. Профессии, включающие «дозировочные» движения и, как правило,

не осложненные экстраординарными условиями

 

Группы Некоторые характерные признаки
1. Механизаторы в строительстве, сельском хозяйстве и отдельных отраслях промышленности Строго соразмерные движения руками и ногами, согласованные с процессами восприятия, при управлении самоходными машинами и рабочими агрегатами в условиях малой подвижности
2. Сборщики механизмов точных приборов и аппаратов (часовой, электроламповой и радиоэлектронной промышленности), операторы, наладчики. Быстрые, точные дозированные движения руками, кистями пальцев при работе с мелкими деталями и операциях на пультах управления.
3. Водители (вождение наземного транспорта) Строго дозированные движения руками и ногами (часто в условиях дефицита времени), согласованные с процессами восприятия дорожной ситуации при управлении наземным транспортом.

 

II. Профессии, специфически осложненные внешними условиями

 

Группы Некоторые характерные признаки
1. Водники (плавсостав и водолазы) Особенности, определяемые служебными функциями в условиях длительного плавания на морских и речных судах или работы под водой.
2. Полевые и экспедиционные работники Особенности, определяемые полевыми и экспедиционными условиями работы.
3. Производственные профессии, связанные с работой в условиях жаркого микроклимата (горячих цехов металлургических и др. предприятий) Значительные температурные воздействия на организм, трудовые действия сопряжены с большими мышечными усилиями
4. Монтажники-высотники различного профиля Работа на высоте и ограниченной опоре, трудовые действия сопряжены со значительными мышечными усилиями
5. Горняки (угольной, горнорудной и горно-химической промышленности) Подземные условия работы, трудовые действия сопряжены с большими мышечными усилиями.

 

III. Профессии, требующие постоянного максимального и субпредельного проявления определенных физических способностей.

 

Группы Некоторые характерные признаки
1. Испытатели новой транспортной и некоторой другой техники (летчики-испытатели и др.) Предельно точные двигательные действия по управлению самолетом, аппаратом и т.д. в условиях острого дефицита времени, максимально загруженного сенсорного поля и воздействия других экстремальных факторов (перегрузки при ускорениях, внезапно возникающие ситуации и др.).
2. Артисты цирка, эстрады, театра и кино, специализирующие в "трюковом амплуа" или включающие его элементы (цирковые гимнасты, акробаты, эквилибристы, силовые жонглеры, наездники и т.п.). Демонстрация "предельных" возможностей в искусстве движений; существенная общность с аналогичными видами спорта.

 

Для всех профессий, отнесенных к первой и аналогичным группам, важное значение имеют такие качества, как совершенная сенсомоторная координация, способность к широкому распределению и быстрому переключению внимания, быстрота реакции и быстрота микро действий. Когда же профессиональная деятельность такого рода протекает в усложненных условиях (на значительной высоте, например у машинистов-крановщиков башенных кранов; в горячем цеху.металлургического предприятия у машинистов завалочных машин, разливочных кранов и др.), то дополнительно требуются адекватные этим условиям качества первом примере - вестибулярная устойчивость, во втором - закаленность по отношению к высокой температуре воздуха).

В приведенной группировке выделен ряд видов профессиональной деятельности, протекающей в особых внешних условиях. Например, труд экспедиционных и полевых работников сопряжен с длительным пребыванием на местности, большими переходами, неблагоприятными воздействиями метеорологических факторов и т.п.

Полеводам (работникам полеводческих бригад и др.) приходится ежедневно проходить в среднем 8—12 км по бездорожью, выполнять в течение дня на открытом воздухе и в любую погоду однообразную работу, нередко с локальной нагрузкой и в неудобных позах. В совокупности это вызывает общее утомление наряду с относительно локальным утомлением мышц ног и спины. Геологи, геодезисты и другие работники экспедиций испытывают еще большие трудности - трудности походной жизни (ночлег в палатках, многокилометровые переходы пешком с грузом, на лошади, в лодке, работа в труднодоступной местности - тайге, горах и т. п.). Важное значение для этих видов профессиональной деятельности имеют такие качества, как общая и локальная выносливость, сила (особенно мышц ног и спины), ловкость, устойчивость организма по отношению к неблагоприятному воздействию метеорологических факторов, а также умение ориентироваться на местности, пользоваться средствами передвижения (на лошади, мотоцикле и пр.). Особенно сложными условиями труда объясняется необходимость значительного развития ряда физических способностей работников экспедиций.

Высокие требования к физическим способностям, а отсюда и к специальной физической подготовленности предъявляет профессия монтажников-высотников, работающих на сборке и наладке строительных конструкций, линий электропередач, контактных электрических сетей на железных дорогах и т. д. Эффективность такой трудовой деятельности зависит от высокой вестибулярной устойчивости в специфических условиях, устойчивости внимания, развитой силы и силовой выносливости, смелости и других волевых качеств, а также от закаленности по отношению к резким колебаниям атмосферных факторов.

Есть и профессии, требующие предельно возможного развития определенных физических способностей. Одна из таких профессий - профессия летчика-испытателя. Полет на самолете со сверхзвуковой скоростью, изменения траектории его движения (виражи, развороты) сопряжены с чрезвычайными воздействиями на организм. Например, при выводе самолета из пикирования летчику приходится переносить семи-восьмикратные перегрузки (вес его тела «возрастает» примерно в 7-- 8 раз). Под действием перегрузок происходит перераспределение крови в организме, затрудняются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Создаются условия кислородной недостаточности для мозга и сетчатки глаз и т. д. Не только летчик-испытатель, но и просто пилот современного самолета должен обладать полноценным здоровьем и комплексом высокоразвитых психических и физических качеств, получивших в специальной литературе название летных.

Наконец, деятельность людей артистических профессий аналогична в некотором отношении спортивной деятельности с ее постоянным стремлением к выявлению, развитию и демонстрации определенных человеческих способностей. Правда, здесь есть и отличия, состоящие, в частности, в том, что цирковой или иной профессиональный «трюк» при достаточно частой демонстрации перестает быть формой действительно предельного выявления соответствующих возможностей человека. Но в общем достижения в названных артистических профессиях закономерно зависят от максимального развития тех или иных двигательных способностей и поэтому предполагают особенно тщательную специальную физическую подготовку.

Таким образом, целый ряд современных профессий, в том числе и массовых, предъявляет высокие требования к физическим и связанным с ними способностями человека. В некоторых сложных видах профессиональной деятельности эти требования максимальны. Техника завтрашнего дня и задачи дальнейшего освоения природы (освоение космоса, проникновение в глубины океана и т. п.), очевидно, потребуют от представителей немалой части новых профессий еще более высокого развития способностей.

Сказанное свидетельствует также о том, что профессии имеют свою двигательную специфику. Они различаются по психофизиологическим характеристикам и условиям труда, а, следовательно, предъявляют и разные требования к физической подготовленности человека. Это объективно обусловливает профилирование процесса физического воспитания - делает необходимым осуществление профессионально-прикладной физической подготовки. Социальная значимость дальнейшего усиления прикладной направленности советской системы физического воспитания очевидна; в свете указаний нашей партии и правительства об укреплении связи всей системы обучения и воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства.

 

Общие и специальные задачи в процессе физической подготовки к профессиональной деятельности

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка имеет непосредственной целью содействовать повышению эффективности профессионального обучения и достижению высокой и устойчивой работоспособности при выполнении профессиональных функций.

Профессионально необходимые качества, навыки и умения, как известно, приобретаются и совершенствуются прежде всего в процессе обучения избранной специальности, а также в процессе самого труда. Однако овладение рабочими операциями происходит гораздо быстрее, если сочетать процесс профессионального обучения со специальной физической подготовкой. Недостаточно развитые физические способности нередко тормозят овладение профессиональным мастерством. Ряд же видов профессиональной деятельности вообще недоступен без предварительной физической подготовки (например, в авиации, на флоте). Направленная физическая подготовка повышает качество профессионального обучения и одновременно дает значительный экономический эффект, поскольку сокращается учебное время и уменьшаются материальные.затраты на подготовку кадров.

В одном из экспериментов (В. Л. Марищук) курсанты, обучаемые летному делу, проходили специальный курс физической подготовки (24 занятия по 35-60 мин. на протяжении 2 месяцев). В результате для освоения техники пилотирования им потребовалось в два раза меньше времени, чем тем, кто не прошел такой подготовки. То же самое выявилось и в экспериментах по использованию направленной физической подготовки при обучении водителей наземного транспорта (Н. В. Сысоев, И. И. Петрушевский и др.).

Направленное применение специализированных физических упражнений способствует решению ряда задач непосредственно прикладной подготовки к труду и оборонной деятельности: содействует развитию профессионально важных физических и психических качеств, приобретению прикладных умений и навыков, позволяет повысить устойчивость организма по отношению к, неблагоприятным воздействиям внешней среды (перегреванию, охлаждению тела, пониженному атмосферному давлению и др.) Однако специальная профессионально-прикладная физическая подготовка при всей ее значимости не может заменить общую физическую подготовку, которая составляет фундаментальную основу системы физического воспитания людей, в том числе и основу профессионально-прикладной физической подготовки. Важнейшим фактором обеспечения всесторонней физической подготовленности к производственному труду является широкая общая физическая подготовка, программно-нормативный стержень которой в советской системе физического воспитания составляет, как известно, комплекс ГТО. Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности. По отношению же к ряду профессий это и является эквивалентом широкой прикладной физической подготовки. Специальные задачи профессионально-прикладной физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить:

5) развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной профессиональной деятельности (т. е. способностей, входящих
в структуру «профессиональных качеств»);

6) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, которые находят применение в избранной профессии либо способствуют ее освоению;

3) повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности;

4) развитие средствами физической подготовки волевых и других психических качеств, требующихся в избранной профессии.

Эти задачи решаются в единстве с общевоспитательными и профессионально-образовательными задачами. Все они конкретизируются с учетом особенностей профессии.

 

Средства и основы методики

Средства. В общем комплексе средств прикладной физической подготовки используются как общеподготовительные, так и специально-подготовительные упражнения. Состав этих средств специализируется в зависимости от особенностей профессии.

Состав общеподготовительных упражнений может быть довольно широк. Основной критерий их выбора - возможность эффективно содействовать повышению уровня общей работоспособности организма, увеличению его «рабочих потенциалов» и устойчивости по отношению к факторам, нарушающим здоровье, и тем самым создавать широкие предпосылки успешной профессиональной деятельности. Для этого могут быть использованы многие из уже рассмотренных средств физического воспитания (т. I, гл. IV, VIII—X), особенно упражнения, направленные на развитие общей и других видов выносливости, координационных способностей и всестороннее укрепление опорно-двигательного аппарата.

Специально-подготовительные упражнения в профессионально-прикладной физической подготовке, как и в других специализированных видах физического воспитания, включают элементы двигательного состава избранной деятельности (когда это возможно и целесообразно; например, прикладные упражнения пожарника, оперативных работников милиции, военно-прикладные многоборья) либо моделируются по аналогии с избранной деятельностью так, чтобы воспроизвести характерные для нее требования к физическим и психическим способностям человека (например, специально-подготовительные упражнения на тренажерах для летчика). В тех случаях, когда создать таким путем достаточно эффективные средства не представляется возможным, подбираются упражнения по принципу значительного переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на профессиональную деятельность.

В целом комплекс средств профессионально-прикладной физической подготовки должен быть достаточным для реализации всей совокупности ее задач.

Для воспитания профессионально важных физических способностей широко применяют, в зависимости от особенностей профессии, упражнения, направленно воздействующие на отдельные физические качества, из распространенных видов спорта, основной и вспомогательной гимнастики и специальные средства. К последним относятся, в частности, профессионально-прикладные виды спорта (пожарно-прикладное спортивное многоборье, самбо - для оперативных работников и др.), а также упражнения на специальных тренажерах и других снарядах. Например, для направленного воздействия на вестибулярные функции и воспитания способности поддерживать равновесие в усложненных условиях применяют упражнения на повышенной опоре, малоустойчивой платформе, батуте, допинге и пр.; для воспитания выносливости и совершенствования прикладных навыков тренируются в преодолении специализированных полос препятствий.

Применяя подготовительные упражнения в указанных целях, стремятся обеспечить перенос тренированности прежде всего в отношении тех функциональных возможностей, недостаточная степень развития которых лимитирует овладение избранной профессией. Например, для легководолазов первостепенное значение имеет устойчивость к гипоксии. Учитывая это, в их подготовке используют упражнения циклического характера - «на выносливость», поскольку известно, что они эффективно повышают аэробные и анаэробные возможности организма.

Для формирования и совершенствования двигательных навыков при подготовке к ряду профессий довольно широко применяются так называемые естественные движения (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание, плавание, гребля, передвижение на лыжах и т. д.). Это обусловлено тем,: что в некоторых видах трудовой деятельности (работа геолога, монтажника, моряка и др.) совершенные навыки в естественных движениях имеют непосредственно прикладное значение. Углубленное овладение ими является непременным условием эффективной трудовой деятельности и действенной мерой, обеспечивающей безопасность труда.

При воспитании волевых, сенсомоторных и связанных с ними качеств (быстроты восприятия и реакции на чувственную информацию, точность оценки пространственных и временных параметров, эмоциональной устойчивости и т. д.), необходимых в избранной профессии, могут быть полезны многие из спортивных и профессионально-прикладных упражнений. Особую ценность, как и в других разделах профессиональной подготовки, представляют средства, позволяющие предъявлять повышенные требования к профессионально важным качествам. В одних случаях это спортивные игры типа настольного тенниса, волейбола, баскетбола (когда необходимо усовершенствовать способность ориентироваться во внезапно меняющихся ситуациях и целесообразно реагировать на них), в других - гимнастические и акробатические упражнения на уменьшенной или повышенной опоре и иные упражнения, связанные с риском (для монтажников-высотников) и т. д.

Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (перегреванию, охлаждению, вибрации, действию токсических веществ, укачиванию, недостатку кислорода и др.) достигается с помощью упражнений, которые не только совершенствуют отдельные двигательные способности, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект.

Исследованиями физиологов выявлено, что систематически применяемые физические упражнения помимо специфического влияния на организм оказывают и неспецифическое влияние (Г. Селье, Н. В. Зимкин, А. В. Коробков и др.). Так, высокоинтенсивные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, улучшая определенные, двигательные качества, одновременно повышают устойчивость организма к недостатку кислорода. Последнее объясняется тем, что при выполнении этих упражнений образуется кислородный долг, т. е. создаются условия, аналогичные искусственной гипоксемии. Тренировка значительно увеличивает гипоксемическую устойчивость организма. Подобный эффект дает и пребывание в горах.

Вот некоторые группы средств, применяемых для повышения устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешних условий:

- к кислородному голоданию - серийные скоростные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, ныряние, специальные упражнения с задержкой дыхания, альпинизм, горный туризм, тренировка в высокогорных условиях, тренировка в барокамере;

- к перегреванию - упражнения, сопровождающиеся значительным теплообразованием (продолжительный бег в плотной одежде или в жаркую погоду, интенсивные спортивные игры, марш-броски и т. п.);

- к укачиванию - упражнения, характеризующиеся быстрой сменой положений головы и всего тела в пространстве: повороты, наклоны и вращения головой, выполняемые в высоком темпе (не менее 2 движений в 1 сек.), на месте, в сочетании с ходьбой, бегом, наклонами и вращениями туловища, с закрытыми и открытыми глазами; упражнения на гимнастических кольцах, перекладине, брусьях н специальных тренировочных снарядах (подкидной сетке, вращающихся качелях - допинге, гимнастическом колесе), акробатические кувырки, повороты, сальто, прыжки в воду, слалом;

- к перегрузкам - упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног, стойки на голове и кистях (до 20 сек. и более), быстрые вращения на гимнастическом ко­лесе, допинге, центрифуге.

В некоторых видах профессионально-прикладной физической подготовки помимо основных средств - физических упражнений - необходимо широко использовать природные факторы (воздействия воды, воздуха, солнечных лучей) для повышения устойчивости организма к охлаждению и перегреванию. Это особенно важно при организации занятий с людьми, которые выполняют работу на открытом воздухе или в горячих цехах, т. е. в условиях воздействия низких или высоких температур.

Занятия по физической подготовке, проводимые в условиях высокой (+25° и выше) и низкой (—15—20°) внешней температуры, при правильной организации являются эффективным средством повышения устойчивости организма к перегреванию и охлаждению. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями дает наибольший закаливающий эффект. При закаливании организма против действия низких температур холодовые раздражители можно рассматривать как сигнал, а мышечную деятельность - как подкрепление, ведущее к усиленному теплообразованию. Чем ниже температура раздражителя, тем интенсивнее должны выполняться движения (М. И. Богачев). При высокой внешней температуре степень нарушения терморегуляции во время физической работы зависит от адаптации человека к данным услови­ям и степени его тренированности к мышечной деятельности. Причем выполнение упражнений в условиях высокой температуры окружающей среды усиливает эффект закаливания (Н. А. Матюшкина).

Кроме указанных средств программой профессионально-прикладной подготовки по любому ее виду предусматривается учебный теоретический материал по следующим основным вопросам:

- сущность профессионально-прикладной физической подготовки и ее задачи;

- особенности профессии и требования, предъявляемые ею к психическими физическим качествам и к двигательным навыкам человека;

- характеристика специальных прикладных упражнений и видов спорта, используемых в процессе данного вида подготовки;

- основы организации и методики профессионально-прикладной физической подготовки;

- учебные нормативы.

 

Методические основы и формы организации

Некоторые отправные положения. Профессионально-прикладная физическая подготовка строится в единстве с общей физической подготовкой. Необходимость органического сочетания их обусловлена объективными закономерностями функционирования и совершенствования организма человека. В науке и практике физического воспитания накоплено много фактов, указывающих на то, что разносторонняя физическая подготовленность создает положительные предпосылки для специализированного развития организма. При достаточно высокой степени развития всех основных физических качеств можно достигнуть более глубокого совершенствования отдельных качеств и навыков, имеющих особенно важное Назначение в избранной профессиональной деятельности. Приобретаемые в процессе общей физической подготовки многообразные двигательные навыки и умения являются тем фондом, благодаря которому легче и быстрее образуются новые формы движений. Исследованиями подтверждена закономерная положительная связь между общей физической подготовленностью и специфической работоспособностью в процессе труда.

Отсюда следует, что общая и специальная прикладная физическая подготовка должны, составлять единую систему мер по физическому воспитанию с профессиональной направленностью.

Одним из самых существенных моментов в построении такой системы является правильный подбор средств (исходя из разрешаемых задач и с учетом закономерностей переноса тренированности). В полной мере учесть эти закономерности - значит обеспечить наибольшее положительное влияние упражнений на развитие профессиональных качеств и навыков, а следовательно, и на профессиональную работоспособность. Степенью положительного переноса сформированных навыков и развитых качеств в конечном счете определяется практическая эффективность физического воспитания с профессиональной направленностью.

Физическая подготовка, организуемая вне связи со спецификой труда, далеко не всегда способствует овладению профессиональным мастерством и, более того, может затруднить - в силу отрицательного переноса - формирование профессиональных качеств и навыков, что показано в ряде исследований (Л. А. Вейднер-Дубровин, Н. К. Меньшиков и др.). Конкретными причинами в таких случаях; обычно бывают: выраженный недостаток в степени развития профессионально важных качеств или чрезмерное развитие качеств, плохо совместимых с особенностями профессиональной деятельности. По данным указанных исследований, недостатки в координации движений, даже при относительно высоком развитии силы,; быстроты и выносливости, значительно затрудняют формирование навыков вождения автомобиля, пилотирования самолета. Несоразмерное развитие силовых качеств может отрицательно отразиться на овладении тонкими двигательными навыками, вызвать скованность, напряженность в действиях. Показательно также, что некоторые боксеры и футболисты, отличающиеся большой резкостью движений, испытывают затруднения при выполнении плавных и тонко координированных (дозировочных) движений. Особенно это проявляется на начальном этапе профессионального обучения.

Для практики профессионально-прикладной подготовки особенно существенное значение имеет использование следующих видов переноса эффекта упражнений:

а) так называемого однонаправленного (однородного) переноса качеств (например, выносливости, приобретенной в подготовительных упражнениях, на выносливость в процессе трудовой деятельности);

б) переноса качеств, приобретенных при работе мышц одной стороны тела, на работоспособность симметричных мышц противоположной стороны тела;

в) разнородного переноса качеств (например, силы на быстроту);

г) переноса эффекта тренировки в каких-либо упражнениях на устойчивость организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды;

д) переноса двигательных навыков.

Однонаправленный перенос наблюдается в пределах однотипных функциональных возможностей (Л. П. Матвеев). Например, у учащихся ПТУ, занимающихся баскетболом, волейболом и настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов (С. А. Полиевский, 1969).

Степень переноса качеств, приобретенных при работе мышц одной стороны тела, на работоспособность симметричных мышц может достигать 70—80 % прироста показателей локальной силы, быстроты движений и выносливости мышц, которые подвергались тренировке (Н. В. Зимкин). Подобный перенос происходит и в отношении мышечного тонуса и координации движений. Использование механизма такого переноса, например, для развития тонкой координации рабочих действий представляется одним из важных методических путей в совершенствовании профессиональных качеств.

При использовании неспецифического эффекта переноса важно учитывать, что повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям с помощью физических упражнений может быть обеспечено лишь в результате систематических занятий на протяжении длительного времени, измеряемого месяцами (Н. В. Зимкин).

Перенос сформированных навыков характеризуется, в частности, способностью применить их в иных, изменившихся условиях. Речь здесь идет о прикладных навыках, которыми овладевают занимающиеся в процессе физического воспитания с целью использования их как «фоновых» в трудовой деятельности (например, навыки лазания у рабочих-строителей). С увеличением прочности навыков' уменьшается опасность отрицательного переноса. Положительный перенос также находится в прямой зависимости от стабильности и вместе с тем гибкости (приспособительной вариативности) выработанных двигательных навыков,

Все это должно приниматься в расчет при конкретизации состава и методики использования средств прикладной физической подготовки, определяемых в общих чертах существующими программами.

В специально-подготовительных упражнениях важно, как уже говорилось, возможно полно смоделировать рабочие нагрузки, элементы структуры движений и условия, присущие конкретной профессиональной деятельности. Такой методический подход получает все более глубокое практическое воплощение в подготовке к сложным видам профессиональной деятельности (в области космонавтики - Н. Н. Туровский, М. Д. Емельянов, Е.А.Карпов; летного труда - Н. К. Меньшиков и др.). Однако это не означает простой имитации трудовых операций (такой путь приводил в свое время к вульгаризации самой идеи прикладной подготовки). Речь идет о разработке средств и методов избирательно направленного воздействия, которые позволили бы более эффективно влиять на развитие профессионально важных качеств и навыков, чем это возможно в процессе самой трудовой деятельности (поскольку она протекает по законам труда, а не по законам подготовки).

В целом профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется в соответствии с общими методическими положениями, утвердившимися в советской системе физического воспитания, в том числе согласно общим ме­тодическим принципам обучения и воспитания. Особенности конкретизации этих положений частично раскрыты выше. Следует подчеркнуть также, что специфика ряда видов трудовой деятельности требует организации занятий в усложненных условиях: зачастую на открытом воздухе, при разной погоде, в обстановке, максимально приближенной к реально складывающейся в процессе профессионального труда, и т. п.

Наряду с общими принципами для отдельных видов и разделав профессионально-прикладной подготовки устанавливаются частные методические правила, выражающие специфику данного вида подготовки. Соответствующая проблематика находится сейчас в стадии начальной разработки. Но есть уже и определенные результаты.

Например, разработан ряд основных положений вестибулярной тренировки как одного из разделов профессиональной подготовки (А. И. Яроцкий и др.). Соблюдение этих положений позволяет достигать высокой функциональной устойчивости вестибулярного аппарата за сравнительно короткие сроки. Своеобразно организуется профессионально-прикладная физическая подготовка к условиям работы в горячих цехах промышленных предприятий (специальность «горячая обработка металлов»). Тренировка терморегуляторного аппарата строится по принципу контрастного варьирования условий занятий в зимний период времени: «воздух—зал» или «зал—воздух» (В. Н. Варванин). Создаваемая при этом в каждом занятии контрастность действия термических раздражителей (холода и тепла) позволяет получить повышенный эффект в устойчивости организма при резкой смене температур окружающей среды.

 

Формы занятий

Профессионально-прикладная физическая подготовка строится чаще всего в форме комплексных и специализированных уроков, выполнения физических упражнений типа зарядки, а также соревнований и других массовых самодеятельных занятий неурочного характера (однодневные и многодневные туристские походы, лыжные переходы, проплывы и пр.).

Комплексный урок может включать:

а) общеподготовительные и специально-подготовительные (непосредственно профессионально-прикладные) упражнения;

б) материал из различных разделов специальной прикладной физической подготовки.

Непосредственно профессионально-прикладные упражнения, включаемые в занятия по общей физической подготовке, должны быть тесно связаны с основным содержанием комплексного урока. Обучение, например, прикладным навыкам лазания по вертикальной и горизонтальной лестнице, передвижения на повышенной опоре целесообразно включать в занятия по гимнастике, а обучение способам преодоления естественных препятствий - занятия по легкой атлетике на местности.

Специализированный урок (учебный или тренировочный) имеет более узкую и четкую направленность (например, обучение отдельным прикладным действиям, совершенствование их избирательно направленное воздействие на развитие отдельных физических способностей). Специализированные занятия проводятся чаще всего тогда, когда организационно трудно или методически нецелесообразно совмещать различные разделы подготовки. Относительная однонаправленность таких занятий позволяет обеспечить значительные воздействия на отдельные функциональные системы, с тем чтобы получить наибольший эффект в их развитии. В занятиях, отличающихся предельной интенсивностью нагрузки, предусматривают расширенную подготовительную и заключительную части (А.Б. Гандельсман, К. М. Смирнов).

В процессе плановых занятий перед выполнением прикладных упражнений необходимо сообщать теоретические сведения по изучаемому виду профессионально-прикладной физической подготовки. Часть вопросов может быть рассмотрена на специальном теоретическом занятии (лекции).

Утренние физические упражнения (зарядка) как форма профессионально-прикладной подготовки - это обычно не только гигиеническое мероприятие, но и вид дополнительной ежедневной тренировки. Проводимые на открытом воздухе, они имеют и большое закаливающее значение.

Исключительно большое значение в физической подготовке к профессиональной деятельности может иметь целенаправленное физическое совершенствование, обеспечиваемое в процессе спортивной тренировки, хотя последняя и не является специфической формой профессионально-прикладной подготовки.

В содержание зарядки включают общеразвивающие упражнения гигиенического характера, средства поддержания разносторонней физической подготовленности, а также отдельные специально-подготовительные упражнения, которые предварительно достаточно хорошо изучены. Чтобы придать утренним физическим упражнениям плановый характер, каждый вариант зарядки разрабатывается с определенной направленностью, отражающей по возможности требования профессии. Комплексы упражнений через определенный промежуток времени обновляются. Их содержание зависит от сезонно-климатических условий, содержания учебных занятий и ряда других обстоятельств. На утренние физические упражнения обычно отводится от 20 до 30 мин.

Соревнования при известных условиях - чрезвычайно действенная форма прикладной физической подготовки, особенно когда предметом являются действия, типичные для избранной профессии (авторалли у шоферов, состязания-конкурсы сельских механизаторов, соревнования по прикладному многоборью у пожарников, состязания на побитие рекордов у авиаторов и т. д.). Такого рода соревнования выявляют профессиональное мастерство и профессиональные качества в предельно напряженных (стрессовых) ситуациях. В процессе подготовки к профессионально-прикладным состязаниям и участия в них достигается высокая степень совершенства необходимых специалисту качеств, умений и навыков. Определенное профессионально-прикладное значение могут иметь соревнования и по общераспространенным видам спорта, тем более, если они выявляют способности, близкие к необходимым в профессиональной деятельности. Планируя процесс профессионально-прикладной физической подготовки во всех его формах на тот или иной, период, руководствуются принципами систематичности, постепенного повышения требований и другими краеугольными положениями методики физического воспитания. Планирование занятий, как это принято во всех других случаях, соотносится с конкретными условиями подготовки (построение профессиональной подготовки в целом, ее периоды, материальная база и т. д.).

Контроль

На первоначальном этапе профессионально-прикладной подготовки выявляется исходный уровень показателей, характеризующих развитие профессионально важных качеств и навыков у обучаемых. Он является отправным моментом для планирования, организации и практического ведения учебного процесса. С учетом имеющихся данных разрабатывают документы планирования, комплектуют подгруппы, устанавливают индивидуальные задания, нормы нагрузки и др. В дальнейшем систематическая проверка и оценка физической подготовленности в процессе занятий должны давать объективную информацию, которая позволяла бы судить о том, насколько эффективно решаются поставленные задачи, и в необходимых случаях вносить соответствующие коррективы в содержание и методику подготовки.

Проверка и оценка результатов профессионально-прикладной подготовки проводятся на основе установленных специальных нормативов. В ряде случаев они имеют пока преимущественно эмпирическую основу. Сейчас ведется разработка нормативов и тестов, которые достаточно точно отражали бы требования различных видов профессиональной деятельности к структуре и уровню физической подготовленности человека.

В научном обосновании нормативов по профессионально-прикладной физической подготовке возможно несколько подходов. Один из них состоит в сопоставлении показателей профессиональной работоспособности с результатами физической подготовленности (Л. А. Вейднер-Дубровин). При другом подходе отправной идеей является положение о специфическом тренирующем воздействии различных видов труда на организм человека. Выявленные особенности в физическом развитии (например, профессиональные особенности топографии мышечной силы) и физической подготовленности лиц тех или иных специальностей могут служить одним из критериев при определении качеств, наиболее важных для соответствующих профессий (Б. И. Загорский).

Лекция №5 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОЖИЛОМ И СТАРШЕМ ВОЗРАСТЕ

15Л. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте

К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается стар­ший, или старческий, возраст (75—90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями.

В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением.

Старение организма характеризуется следующими функциональными

изменениями (рис. 21, 22, 23, 24).

 

Рис. 21. Ослабление функций организма с возрастом

 

30 40 50 60 70 80 90 30 40 50 60 70 80 90 30 40 50 60 70 80 90 30 40 50 60 70 80 90 Возраст, лет Возраст, лет Возраст, лет Возраст, лет


 

Постепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасываемой сердцем в сосудистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего повышается артериальное давление (в среднем оно составляет в покое 150/90 мм ртутного столба).

Возрастные изменения в дыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиляции. Максимальное потребление кислорода после 25—30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет (П.О.Астранд, 1969).

Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате выражаются в:

—ухудшении эластических свойств мышц и связок, что при неправильном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок;

—уменьшении величины проявляемой силы;

—замедленном переходе мышц из состояния расслабления в напряженное состояние и наоборот;

Мужчины

уменьшении объема мышц (мышцы становятся
дряблыми).

1,0
0,5
 
 
60 70 Возраст, лет Рис. 22. Максимальное потребление кислорода в зависимости от возраста
 
"2,0

Инволюционные изменения происходят и в нервной системе, что выражается в затрудненном образовании новых двигательных координации, ухудшении точности движений и уменьшении их вариативностивности. Совокупность отмеченных возрастных изменений морфо-функционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и отдельных физических качеств. Падают показатели быстроты и точности двигательных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда.

Инволюционные изменения, их темп и интенсивность во многом определяются как характером физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте.

Главенствующей социальной функцией физического воспитания людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная. Основные задачи направленного использования средств физического воспитания в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы [9]:

1) содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности;

2) не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;

3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения.

 
 
 
110.
 
20 30
40 50 60 Возраст, лет
Рис, 24. Возрастные изменения артериального давления в среднем у населения (7) и в группе, включающей 107 хорошо тренированных спортсменов (2) (по Г. Меллеровичу)

Частные оздоровительные и дополнительные задачи (например, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение осанки, улучшение деятельности ЦНС, повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, закаливание организма и др.) определяются в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности, функционального состояния и приспособительных возможностей организма, уровня физической подготовленности, индивидуальных склонностей и условий быта.

15.2. Содержание и организационно -

методические основы занятий физическими

упражнениями

Средства физического воспитания. В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, которые не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.

К числу основных средств сохранения и восстановления функций опорно-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся гигиеническая, основная и лечебная гимна£гика. Специальные комплексы гимнастических упражнений (без предметов, с предметами, специальными устройствами, на снарядах и др.) и разработанные на их основе методики для людей этого возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышечные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункциональные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых качеств и гибкости, поддерживать нормальную осанку.

В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэробные упражнения циклического характера. Эффективными являются такие циклические упражнения, которые выполняются не менее 10 мин с интенсивностью, приводящей к легкому утомлению.

Применяются также такие игры, как городки, бадминтон, теннис и др. В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначения.

1. Улучшить дыхание во время выполнения физических упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.

 

Лекция №9. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В производственной деятельности | Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.