Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический очерк развития оздоровительной физической культуры

 

Рассматривая историю развития ОФК, вначале следует проанализировать развитие ее структурных компонентов — основных направлений ПФК, а также ОРФК.

В основе развития ПФК лежала производственная гимнастика (ПГ). Она получила широкое распространение в СССР, начиная с 1930г. Согласно принятым решениям правительства ее должны были проводить повсеместно в школах и вузах на больших переменах и в режиме труда на производстве. Ежедневно в 11.00 центральное радио транслировало на всю страну комплексы ПГ.

Полезность ПГ была доказана рядом научных исследований, были проведены научные конференции, опубликовано много статей и тезисов. Ее эффективность выражалась в сокращении периода врабатывания в начале смены, снижении утомляемости, повышении работоспособности и производительности труда, снижении травма­тизма и, в конечном счете, оздоровлении трудящихся. Достаточно вспомнить публикацию журнала «Здоровье» (1986. № 2), в кото­рой были приведены данные научных исследований авторов насто­ящего учебника о снижении заболеваемости рабочих цеха алюми­ниевого литья в результате внедрения ПГ на Минском моторном заводе в 1984 г.

Внедрение ПГ было проведено авторами учебника на Оршанском станкостроительном заводе «Красный Октябрь» (1972), Минском ПО «Термопласт» (1979), ПО «Минский часовой завод» (1980), ПО «Горизонт» (1982). Оно дало высокий экономический и оздоровительный эффект.

В целях развития и широкого распространения ПГ в Белоруссии в 1968 г. был создан Республиканский методический кабинет ПГ. Впоследствии, с расширением сферы применения средств физической культуры в деле оздоровления граждан, он был преобразован в Республиканский учебно-методический центр физического воспитания населения, который действует и поныне.

ПФК как специальное направление ОФК расширила рамки ПГ, дополнив ее такими видами, как послетрудовая реабилитация, про­филактика профессиональных заболеваний и профессиональ­но-прикладная физическая подготовка. В свою очередь ПФК полу­чила широкое распространение во всех республиках бывшего СССР как экономически высокоэффективное и оздоровительное направление.

Вопросы теории, методики и организации ПФК детально осве­щены в монографиях Н.А. Мусаелова, Л.Н. Нифонтовой «Производственная физическая культура в трудовом коллективе» (1985) и А.Г. Фурманова, М.Б. Юспа «Физическая культура трудящихся» (1988).

Многолетний опыт внедрения названных видов ПФК на многих предприятиях Белоруссии был обобщен в докторской диссертации, впервые защищенной в СССР в 1992 г. по этой проблеме (А.Г. Фурманов «Теоретические и организационно-методические основы про­изводственной физической культуры»).

Параллельно с развитием ПФК обосновывалась и ОРФК как вид ОФК — общеоздоровительное направление, включающая физкультурно-спортивные занятия и развлечения, туристские походы с нефорсированными физическими нагрузками, массовые физкуль­турно-оздоровительные мероприятия и др.

Впервые упоминание о сформировавшемся новом направлении имело место в учебном пособии «Введение в теорию физической культуры», изданном в 1983 г. под общей редакцией Л.П. Матвеева.

В последующем понятие, содержание и методика организации отдельных форм ОРФК совершенствовались, расширялся круг их применения. Накопленный в Белоруссии опыт был обобщен в учебном пособии, подготовленном А.Г. Фурмановым, В.А. Соколовым, Л.Н. Кривцун-Левшиной и В.П. Кривцуном,— «Теоретические и ме­тодические аспекты оздоровительно-рекреативной физической культу­ры» (1994).

Как самостоятельный вид деятельности ОФК получила развитие с созданием в Белоруссии в 1978 г. физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) и центров (ФОЦ), физкультурно-спортивных комплексов (ФСК), культурно-спортивных комплексов (КСК), культурно-спортивно-оздоровительных комплексов (КСОК). Такие комплексы были созданы в городах, райцентрах, колхозах и совхозах, на предприятиях. Уже к 1985 г. в г. Минске функционировало 9 ФОЦев и КСК, а в Минской области — 83 КСК: 31 районный, 10 городских, 5 горпоселковых и 37 сельских. Создаваемые объекты были призваны стать центрами массового охвата населения различными формами ОФК. Правительство Белоруссии придавало важное значение этому и всячески поощряло и распространяло передовой опыт.

Появились «маяки» в этой работе. В числе ведущих следует отметить ФОК «Долголетие» Фрунзенского района г. Минска, ФОЦ Минского ПО «Строймаш», ФОК Могилевского ПО «Химволокно», ФСК Гродненского ГАП № 2, КСОК Обуховского сельского Совета Витебской области, КСК колхоза «Путь к коммунизму» Гродненского района и др.

О работе перечисленных учреждений более подробно рассказывается в разделах 9.3, 17.1, 17.2.

Помимо того, в Беларуси накоплен опыт внедрения ОФК в це­лых регионах. Так, по заданию правительства БССР в 1988 г. в Ле-пельском районе Витебской области силами местных физкультур­ных работников, а также преподавателей и студентов Белорусского государственного института физической культуры (ректор В.А. Соколов) была организована ОФК в виде физкультурно-оздорови­тельных занятий в режиме труда, учебы, свободного времени насе­ления, а также физкультурно-спортивных мероприятий в учебных заведениях, производственных коллективах, организациях, учреж­дениях, колхозах и совхозах. Социальный и экономический эффект от внедрения ОФК повсеместно в Лепельском районе, по данным научной бригады, был достаточно высок.

В дальнейшем разрабатывались и внедрялись новые формы и средства ОФК и она стала самостоятельной дисциплиной со своей теорией, методикой и организацией. Ее эффективность подтвер­ждена рядом диссертационных работ.

По решению Спорткомитета бывшего СССР, в физкультурных ву­зах с 1989 г. открыты факультеты и кафедры оздоровительной физи­ческой культуры, начата подготовка квалифицированных кадров по ОФК.

 

 

Лекция №10ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ» И «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ». ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Здоровье как важнейшее свойство живого организма применительно к человеку является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и в то же время результатом нравственных уложений социальной политики. Здоровье как социально-биологическая основа жизни всей нации есть в конечном счете результат политики государства, создающего у своих граждан духовную потребность относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, а к его сохранению — как к необходимой основе реализации своего предназначения к продлению здорового рода, как к задаче энергетического обеспечения созидательного труда, гарантии совершенного генофонда, основе развития творчества и духовности.

Здоровье нации приобрело качество системообразующего фактора в динамическом социальном процессе дестабилизации жизни мужчин и женщин, детей и стариков.

Нынешняя ориентация государства на развитие рыночной экономики и создание правового демократического общества сама по себе еще не является гарантией успешной социальной политики в области обеспечения здоровья нации. Необходима структурная, социальная, экономическая и психологическая реорганизация, начиная с инфраструктуры здравоохранения, социального обеспечения, здоровьецентристской политической идеологии государства и кончая созданием социально-этнической доминанты здоровья как смысла бытия. При этом возникает серьезная научная задача: определить продуктивные механизмы взаимодействия системы здравоохранения со всеми сферами обеспечения жизнедеятельности человека в процессе труда, учебы и отдыха, со всеми сферами его активности, коммуникации, общения, познания, определить меру необходимой полезности децентрализации и демонополизации государственных структур охраны здоровья. Сейчас важно независимо от политических, научных, исторических пристрастий понять и признать, что реконструкция системы охраны здоровья нации есть объективная, не зависящая от нашей воли насущная необходимость1. Социально ориентированная экономика должна создавать мотивированную потребность граждан к сохранению и воспроизводству своего здоровья. При такой методологической ориентации существующая ныне система медицинской профилактики и охраны здоровья, отправным пунктом функционирования которой является болезнь, должна утратить свою монополию среди многих вариантов здравоохранительных политик. В частности, это касается содержания и места реабилитации в системе охраны здоровья.

Важная черта рыночной экономики в сфере охраны здоровья состоит в том, что здоровье как экономический фактор перестает быть объектом государственной монополии, а становится также заботой самого работника и работодателя. Такая смена приоритетов требует пересмотра взглядов на стратегические принципы организации системы охраны здоровья. Стратегия построения системы охраны здоровья должна стать частью приоритетной государственной политики, выражающей интересы всех слоев населения. Другими словами, здоровье должно стать одним из важнейших показателей национального престижа. Социально-психологические последствия такого подхода заключаются в том, что высокий уровень здоровья населения является стабилизирующим фактором, укрепляющим доверие ко всем ветвям власти и политико-экономической системе в целом.

В настоящее время существуют десятки различных определений здоровья. Современное научное определение этого понятия должно основываться на том факте, что состояние здоровья выступает как процесс, материальное явление в человеческом организме.

Большая медицинская энциклопедия определяет здоровье как «такое состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения».

В энциклопедическом словаре, изданном в Чикаго в 1960 г., написано о здоровье: «это такое состояние существования, при котором все части и органы крепки». Выделяется моральное и интеллектуальное здоровье; сохранение или завоевание удачи или благосклонности.

Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недуга».

В Большой Советской Энциклопедии здоровье определяется как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов».

Авторским новаторством в определении сущностной основы здоровья и формировании самого понятия «здоровье» отличаются работы М.Я. Мудрова, С.П. Боткина, А.А. Остроумова, И.В. Давыдовско­го, В.П. Казначеева, В.П. Петленко, А.М. Изуткина, И.И. Брехмана, Г.И. Царегородцева, Ю.М. Комарова, И.Н. Смирнова, Л.М. Брусиловского, В.Г. Ерохина, А.Т. Шаталова и других ученых и практиков.

Н.М. Амосов, исходя из возможности использования понятий кибернетики в медицине полагает, что здоровье — это исполнение нормальных физиологических программ жизни, а болезнь — состояние неустойчивого режима этих саморегулирующихся систем, возникшее в результате чрезвычайных или необычных внешних воздействий или дефектов собственных программ.

Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)

факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья1:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается детей и молодежи, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

При очень приблизительном расчете, если принять условно уро­вень здоровья за 100%, 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от условий внешней среды, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения. Остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Образ жизни — это биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни — это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Рассматривая образ жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Составными частями (аспектами) образа жизни условно считают производственную и общественно-политическую деятельность, деятельность в быту, социально-культурную деятельность. Одной из сторон образа жизни является практическое отношение человека и общества к проблемам сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья каждого и населения в целом. При этом все виды жизнедеятельности, характеризующие образ жизни (включая связанные с здравоохранением и здоровьем), тесно между собой взаимосвязаны и активно влияют друг на друга. Например, известно: чем выше социально-культурный уровень, тем больше заинтересованность в труде и более значима удовлетворенность трудом; высокий норматив отношения к труду детерминирует высокую общественно-политическую активность и наоборот.

Важнейшим аспектом образа жизни является здоровый образ жизни (ЗОЖ) — такая организация труда, отдыха, творческого самовыражения, отправления культурных и физиологических потребностей человека, которые обеспечивают ему выполнение биосоциальных функций, физическое и психическое здоровье, активное долголетие и, в конечном счете, гармоническое развитие личности во всех возрастных периодах. Сугубо условно все формы поведения отдель­ного человека, составляющие ЗОЖ, разделяют на две группы:

Личностное поведение, способствующее профилактике заболеваний и повышению защитных свойств организма: разумный режим труда (учебы) и отдыха, удовлетворительные личные жилищно-бытовые условия, рациональное питание, оптимальная двигательная активность, закаливание, культура межличностных отношений, соблюдение правил гигиены, должная медицинская активность. Личностное поведение, направленное на борьбу с вредными пристрастиями: табакокурением, употреблением алкогольных напитков и психоактивных веществ, хулиганством, нарушением режима сна и питания и др.

Каждый компонент ЗОЖа имеет значение как сам по себе, так и в совокупности с другими компонентами жизнедеятельности.

Труд (учеба). Правильное развитие и совершенствование человека невозможны без трудовой (учебной) деятельности. Труд создал человека и способствует расцвету его физических и нравственных сил. Благоприятно влияет на человека и его здоровье только свободный, приносящий удовлетворение, правильно организованный с гигиенической точки зрения труд. Последнее означает соответствие трудовых процессов физиологическим возможностям человека, четкий ритм трудовой (учебной) деятельности, регламентированные в зависимости от вида и условий труда перерывы в работе (учебе) и занятия ПГ, использование работающей молодежью обеденного перерыва не только для принятия пищи, но и отдыха на свежем воздухе. Не соответствует требованиям ЗОЖа устраивание ими вместо ПГ «перекуров», торопливая еда, особенно на рабочем месте в непроветриваемом помещении. Большое значение как для здоровья, так и для трудоспособности имеют взаимоотношения в коллективе. Раздражение и неудовольствие, вызванные ссорами, волнение по пустякам, оскорбление достоинств человека отрицательно влияют не здоровье, снижают эффективность труда (учебы) и способствуют возникновению нервно-психических расстройств. Поэтому весьма перспективным следует считать организацию на производстве, в учебных заведениях комнат психофизической разгрузки.

Для ЗОЖ существенно, чтобы социальная забота государства о здоровье работающей (учащейся) молодежи увязывалась с созда­нием нормальных условий труда (учебы) на конкретном предприя­тии и в учебном заведении, а также с личной заинтересованностью каждого в сохранении здоровья и повышенной работоспособности.

Жилищные условия. Здоровье людей зависит от жилищно-бытовых условий. Плохое жилье, низкая его комфортность и другие неудовлетворительные условия быта не только не соответствуют представлениям о ЗОЖе, но и могут являться причинами ряда заболеваний (туберкулез, рахит, ревматизм и др.), конфликтов и нервно-психических расстройств. Принятая в Республике Беларусь жилищная программа, предусматривающая отдельную квартиру каждой семье, является не только выражением заботы государства о быте граждан, но и важной предпосылкой ЗОЖа.

Отдых. Правильно организованный отдых — необходимое условие ЗОЖа и важнейшее средство укрепления здоровья. Каждому человеку нужен ежедневный, еженедельный и ежегодный отдых. Выбор формы и места отдыха, способов использования свободного времени зависит от возраста, состояния здоровья, индивидуальных наклонностей и возможностей. Лучше всего провести отпуск (каникулы) в обстановке, отличной от привычных условий жизни. Структура отдыха должна соответствовать тяжести труда (учебы) и возрасту человека. Для рабочих, труд которых относится к категории тяжелого, предпочтительнее пассивный отдых. Лицам, занимающимся умственным трудом, в том числе учащимся, или легким физическим трудом, особенно связанным с нервным напряжением, нужен активный отдых. Важная форма отдыха — сон. Его продолжительность нельзя сокращать, так как частое недосыпание ведет к расстройству нервной системы, может вызвать различные болезни. Отдыху способствуют оптимистическое настроение, радостное восприятие жизни, богатые впечатления от общения с природой и новыми людьми.

Рациональное питание. Для поддержания нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья на высоком уровне каждый чело­век не только должен получать необходимое количество различных питательных веществ, но и рационально питаться. Правильно организованное питание оказывает положительное влияние на устойчивость организма к воздействиям внешней среды, обусловливает гармоническое развитие физических и духовных сил, укрепляет здоровье и предупреждает развитие многих желудочно-кишечных и других заболеваний.

Основные признаки рационального питания, соответствующего представлениям о ЗОЖе, могут быть сведены к следующему:

- максимально разнообразный рацион, предусматривающий включение в ежедневное меню продуктов всех основных групп;

- регулярный прием пищи;

- соблюдение количественной стороны питания;

- изменение питания в соответствии с возрастом, образом жизни, профессией, климатическими условиями, национальными привычками и т.д.

Закаливание. Это не только обязательный компонент ЗОЖа, но и одно из эффективных средств профилактики болезней, особенно простудных. Правильно проведенное закаливание нормализует деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем, а также психику. Закаливание — важный путь борьбы с метеолабильностью, т.е. повышенной чувствительностью людей к погодно-климатическим изменениям. «Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми высокими стенами, к которой забыли поставить ворота»,— гласит народная мудрость. В основе закаливания лежит многократное воздействие на организм определенных раздражений -воздушные и солнечные ванны, купания, босохождение, влажные обтирания, а также приспособление различных функций организма к изменяющимся условиям жизни. Конкретные методики закалива­ния должны быть подобраны с помощью специалистов индивидуально. Применяя ежедневно закаливающие процедуры, человек не только укрепляет здоровье и противостоит заболеваниям, но и становится бодрее, трудоспособнее и жизнерадостнее.

Непременное условие ЗОЖа — оптимальный двигательный режим. Движение не только сущность жизни, но и основа здоровья. Еще древнегреческий врачеватель Гиппократ справедливо утверждал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь».

Двигательная активность способствует улучшению кровообращения, стимулирует работу внутренних органов, улучшает обменные процессы и умственную деятельность. Большая часть так называемых болезней цивилизации непосредственно связана с малой физической активностью (гиподинамией) современного человека, а также длительным ее ограничением (гипокинезией). Сегодня известно много программ и рекомендаций по повышению ДА, из которых каждый при участии специалиста по физической культуре может выбрать соответствующую своим индивидуальным возможностям и интересам. Можно выделить ряд общих положений, на которых обычно строятся конкретные методические рекомендации.

1. Физическая активность должна присутствовать в каждой из сфер деятельности человека.

2. Профилактику гиподинамии следует проводить в течение всей жизни, начиная с раннего возраста. Особенно важное значение имеет физическое развитие детей и подростков, когда закладывается фундамент здоровья и формируются разумные привычки.

3. Основным принципом в повышении физической активности должна быть постепенность нарастания нагрузок. Интенсифициро вать ее следует только после медицинского обследования и получения рекомендаций специалиста по физической культуре о характере и объеме двигательных режимов.

4. Занятия физическими упражнениями желательно проводить под музыкальное сопровождение и сочетать с закаливающими процедурами, ибо комплексное использование всех средств укрепления здоровья дает лучший эффект.

Медицинская активность. Кроме трудовой, социальной активности и других аспектов образа жизни на здоровье заметно влияет медицинская активность. Под медицинской активностью человека понимают его надлежащее отношение к своему здоровью, выполнение медицинских предписаний и назначений, своевременное посещение лечебно-профилактических учреждений, соблюдение правил личной гигиены. Медицинская активность в значительной степени определяется общим уровнем культуры, образованием, условиями жизни и др. На медицинскую активность людей существенно влия­ют уровень здравоохранения и качество медицинской помощи на­селению в том или ином регионе. К сожалению, приходится наблю­дать низкую медицинскую активность населения, несмотря на веду­щуюся пропаганду.

К числу вредных пристрастий относят: употребление алкоголь­ных напитков, употребление наркотиков, табакокурение, хулиган­ство, нарушение режима сна и питания.

Употребление алкогольных напитков. Способность алкоголя быстро смешиваться с водой и легко растворяться в жировых растворах объясняется малым размером его молекул и особенностью физических свойств. Это, в свою очередь, объясняет легкость прохождения алкоголя через биологические мембраны: он начинает всасываться уже во рту и весьма быстро всасывается из желудка и тонкого кишечника в кровь, с которой распределяется по всем органам, попадая в головной мозг. Степень опьянения зависит от ряда взаимосвязанных факторов: быстроты приема алкоголя, скорости поступления его в кровь, веса тела, эмоционального состояния организма, а также от концентрации алкоголя в спиртных напитках.

Непосредственное влияние алкоголя на организм: заторможенность реакций, рефлексов; нарушение координации движений; понижение осмысления окружающего, памяти; тошнота, рвота, нарушение зрения; увеличение риска несчастных случаев (в быту, на производстве); нарушение ходьбы; потеря сознания, смерть от отравления алкоголем.

Отдаленные последствия влияния алкоголя на организм: бытовое пьянство, хронический алкоголизм; алкогольный цирроз печени; алкогольные психозы; болезни сердечно-сосудистой и мочеполовой систем; резкое истощение с потерей веса; сокращение общей продолжительности жизни на 10-15 лет; самоубийства на фоне алкогольного психоза; смерть от несчастных случаев.

Ничем не обосновано мнение, что алкоголь в определенных дозах якобы «укрепляет здоровье», «согревает», вызывает «прилив сил», «психологически настраивает на повышение спортивного результата».

Такие взгляды противоречат основным физиологическим и психологическим закономерностям развития человека и полностью опровергаются практикой. Так, по данным Института санитарного просвещения, спортсмены, получавшие перед стартом стометровки четверть литра пива, отставали от других участников на 0,4 с. Пловцы, получавшие алкоголь даже в незначительных количествах накануне соревнования, проплывали дистанцию 100 м на 1,2 с ниже своего обычного результата.

В развернувшейся повсеместно борьбе за здоровый быт, против пьянства и алкоголизма важную роль призваны сыграть учебные заведения. В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 1668 «О проведении в учебных заведениях и учебно-воспитательных учреждениях, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся и студенческой молодежи» указывается на необходимость «...обеспечить обязательный минимум знаний учащимся и студентам, направленный на формирование здорового образа жизни, профилактику потребления алкоголя, сохранив системность и преемственность в учебно-воспитательном процессе». Помимо знаний, практическую помощь в решении рассматриваемого вопроса могут оказать занятия ОФК и спортом.

В нашей стране накоплен значительный опыт реализации физкультурно-оздоровительных программ для народа, создающих условия каждому человеку для систематических физкультурно-оздоровительных занятий.

Важно подчеркнуть, что в тех трудовых и учебных коллективах, где серьезное внимание уделяли физкультурно-массовой работе при организации свободного времени людей, сократился спрос на спиртные напитки, уменьшилось количество выдаваемых больничных листов и число правонарушений, совершаемых работающей молодежью в состоянии опьянения. Физкультурники, спортсмены, тренеры — это те, кто должны стать принципиальными и активными борцами с пьянством. Алкоголь и физическая культура не могут быть совместимы!

Употребление наркотиков. В Республике Беларусь в последние годы на учете в органах здравоохранения находилось порядка 3,5 тыс. наркоманов. За последнее время их количество увеличилось на 2 тыс. человек. Общее же количество неучтенных наркоманов в Беларуси, по некоторым оценкам, составляет около 35 тыс. человек. Употребление наркотиков — это заболевание, возникающее в результате их применения. Оно характеризуется возникновением зависимости от наркотика, что проявляется в необходимости его постоянного приема, приводящей к постепенной деградации личности, вплоть до гибели.

Профилактика потребления психоактивных веществ (ПАВ). В понятии «предупреждение наркомании» выделяют три аспекта — первичная, вторичная и третичная профилактика. Они охватывают весь спектр существующего или потенциального злоупотребления наркотиками — от полного воздержания до повседневного злоупотребления. Для такого широкого спектра форм поведения должны применяться различные стратегии и тактики деятельности.

Так, чтобы предупредить молодых людей об отказе от каких-либо экспериментов с наркотиками, следует применить подход, качественно отличающийся от того, которым ныне пользуются. Отличны должны быть подходы, как нацеленные на прекращение наркотизации, применяемые к лицам, злоупотребляющим наркотиками на регулярной основе, но еще не ставшим зависимыми от них, так и те, что убеждают в необходимости пройти курс лечения, изменить поведение лиц, принимающих наркотики несколько раз в день.

Первичная профилактика — это предупреждение любого незаконного приема какого-либо ПАВ, это признанный идеал, к которому следует стремиться. Такой вид профилактики должен проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. Формы и средства лекции, беседы, уроки и т.п., т.е. воспитательные, а не лечебные действия. Основное их содержание — разъяснение вреда, наносимого здоровью злоупотреблением ПАВ.

Другим фактором этой профилактики является антинаркотическая пропаганда, осуществляемая средствами массовой информации.

Вторичная профилактика имеет цель оказать помощь людям, которые злоупотребляют наркотиками, в прекращении такой практики. Формы и средства — издание брошюр и памяток о том, как справиться с абстинентными расстройствами, возникающими в момент прекращения приема наркотика, и широкий круг режимов лечения, за которыми следуют программы реабилитации.

При третичной профилактике с использованием медицинских моделей речь идет об ограничении или уменьшении некоторых наиболее серьезных последствий заболевания или вредного для окружающих поведения. Цель такого подхода — ограничить масштабы физической болезни и преступного поведения путем предоставления информации, лекарств-заменителей, одноразовых шприцев, ухода за больными и консультирования. К этой деятельности следует привлекать не только медиков, работников системы образования, МВД, но и представителей социальных служб, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации.

Особое место в выявлении токсикоманов и наркоманов отводится педагогам. Им следует обращать внимание на настораживающее поведение подростка на занятиях (утрату интереса к занятиям, снижение успеваемости, плохую подготовленность к занятиям или пропуск их без уважительных причин).

В зависимости от вида потребляемого ПАВ проявления эти мо-гут быть разными, порой прямо противоположными. Может наблюдаться возбужденное или заторможенное поведение, ускоренная речь, смешливость или, наоборот, отчужденность, вялость, сонливость, шаткая походка, «заплетающийся» язык, выраженная потливость, слюно- и слезотечение, усиленная жажда.

Особое внимание следует обращать и на величину зрачков. При приеме наркотиков зрачки остаются либо широкими даже на ярком свету, либо суженными в темном помещении. Стойкий запах токсикоматического вещества (клея, бензина, ацетона) продолжительное время исходит от одежды и волос подростка, его употребляющего.

Табакокурение как вредная привычка продолжает оставаться широко распространенной. Статистика свидетельствует, что на земном шаре курит более 50% мужчин и около 25% женщин.

В табаке и табачном дыме обнаружены многочисленные соединения, среди которых никотин, являющийся одним из наиболее важных агентов, действующих на человека.

Главный поток дыма, вдыхаемый курящим, оставляет в легких при курении сигарет без фильтра 32%, а с фильтром — 23% общего количества табачного дыма. Большая часть его попадает в окружающую среду, где его вдыхают некурящие, т.е. пассивные курильщики.

К газовым компонентам табачного дыма относятся как твердые частицы (табачный деготь, никотин, смолы), так и более 30 летучих газообразных веществ. Среди них свинец, полоний, стронций и др. Эти вещества обладают канцерогенными свойствами — способностью вызывать рак.

При выкуривании 20 г табака образуется более 1 г табачного дегтя. Курильщики часто по утрам кашляют, так как организм старается избавиться от дыма и химических веществ, попавших в легкие. Длительное табакокурение способствует развитию хронических за­болеваний легких, рака, туберкулеза. Табачный дым вреден всем, кто его вдыхает, включая тех, кто не курит. Опасность, которую несет табакокурение:

—у новорожденных детей, чьи родители курят, вероятность заболеваний легких и бронхов на первом году жизни вдвое выше, чем у детей, чьи родители не курят;

—у женщин, чьи мужья много курят, вероятность смерти от рака легких в четыре раза выше, чем у тех, чьи мужья воздерживаются от курения;

—частота пульса у курильщиков на 10—12 уд./мин больше, чем у тех, кто не курит. Это значит, что за год сердце курящего делает на 5—10 млн. ударов больше, чем у некурящего;

- среди курильщиков в возрастной группе от 35 до 44 лет смертность выше на 86%, а в возрастной группе от 45 до 54 лет -на 152%;

- 10% всех пожаров со смертельным исходом вызывает табакокурение;

- у заядлых курильщиков риск возникновения сердечных приступов втрое выше, чем у некурящих;

- курящий в 2,5 раза чаще заболевает инфекционными респираторными заболеваниями;

- более чем 80% случаев рака легких приходится на тех, кто курит;

- у курильщиков чаще встречается рак мочевого пузыря, ротовой полости, языка, гортани и пищевода;

- уже через 30 мин у находящегося в прокуренном помещении человека, который не курит, повышается содержание в крови окиси углерода, возрастает кровяное давление и ускоряется пульс.

Непосредственные последствия курения: ускорение пульса и повышение артериального давления; раздражение слизистых оболочек глаз; попадание в кровь окиси углерода и канцерогенных веществ; загрязнение окружающего воздуха дымом курящего; раздражение дымом слизистой горла; снижение поверхностной температуры тела.

Отдаленные последствия: сухой кашель; резкий запах никотина изо рта; желтый налет на зубах; одышка, перебои дыхания; рак легких, ротовой полости, пищевода, мочевого пузыря; болезни сердца и сосудов; гастрит и язва желудка; эмфизема легких и хронический бронхит.

Учитывая пагубные последствия табакокурения, ВОЗ пришла к заключению, что борьба с табакокурением могла бы привести к улучшению состояния здоровья и увеличению продолжительности жизни скорее, чем любые другие мероприятия в области профилактической медицины.

Людям физического труда и спортсменам, особенно на соревно­ваниях, противопоказано табакокурение, так как через 10—15 мин после него мышечная сила снижается на 15%.

Если у некурящего человека занятия спортом активизируют деятельность организма, приучают его включать в экстремальных условиях резервные мощности, то у курильщика напряженная работа может привести к заболеванию.

Занятия физической культурой, спортом, аутогенная тренировка являются эффективными средствами борьбы с табакокурением, о главное — это проявление силы воли и желание человека избавиться от этого недуга.

Хулиганство и преступность несовершеннолетних в значительной мере вызваны недостаточным воспитанием в семье, школе, по месту жительства.

Важное место в решении проблемы общей профилактики правонарушений несовершеннолетних принадлежит ОФК и МС — одному из очников физического и нравственного воспитания граждан.

Анализ преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что каждое седьмое преступление связано с кражей или угоном автотранспортных средств. В большинстве случаев свои действия подростки объясняют желанием «покататься», и действительно через какое-то время они бросают автомобиль или мотоцикл. Отсюда вывод: серьезной профилактической мерой может стать расширение сети автокружков и привлечение ребят к занятиям в них.

В настоящее время около половины преступлений совершаются подростками в нетрезвом состоянии, многие из них попадают в медвытрезвитель, свыше 70% несовершеннолетних совершают преступления в группах. Это свидетельствует о том, что молодежь по-своему заполняет вакуум свободного времени, появляющегося после работы или учебы. Отсутствие воспитательного влияния тру дового или школьного коллектива должно компенсироваться воспитательной работой, проводимой по месту жительства. И здесь весомый вклад могут осуществить физкультурно-спортивные организации, привлекая ребят к занятиям физкультурой и спортом, а летом -к отдыху в спортивно-оздоровительных лагерях.

Нарушение режима сна и питания. Занятия физкультурой и спортом требуют соблюдения постоянного режима питания, сна, работы (учебы).

Есть люди, которые помимо «планового» приема пищи принимают ее и между завтраком и обедом, обедом и ужином и даже перед сном, чем перекрывают дневную норму в два и более раза. Многие едят перед экраном телевизора, при чтении книг.

Переедание ведет к избыточному весу, а он является предпосылкой ишемической болезни сердца. Лучший способ борьбы с перееданием — проявление силы воли и воздержание, а эффективным средством являются физические упражнения, способствующие снижению излишней массы тела.

Регулярные и систематические занятия физкультурой и спортом, соблюдение режима помогают избавиться от вредной привычки пересыпать, читать до поздней ночи, что обычно сопровождается вялостью, разбитостью на тренировках, снижением работоспособности и быстроты реакции.

В то же время сложившаяся система школьного и вузовского образования не формирует должной мотивации к ЗОЖу. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие привержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство людей ведут малоподвижный образ жизни и боятся холодной воды. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что «знания» людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, что не сформирована мотивация к заботе о собственном здоровье.

 

Лекций № 10. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

В СТРУКТУРЕ РАБОЧЕГО И СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ.

Существует глубокая принципиальная связь деятельности человека в его рабочее (учебное) и свободное время. Вся совокупность деятельности человека может быть подразделена на две важнейшие экономические категории, два процесса — труд (учеба) и воспроизводство рабочей силы в свободное время.

Свободное время, по мнению К.Маркса,— это время «для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил...»

Успешность деятельности, осуществляемой людьми в свободное время, во многом зависит от того, насколько участники заинтересованы своей деятельностью, каковы их активность и инициативность. В деятельности, проходящей в сфере свободного времени, отпадает прямое директивное регулирование. Ведущей формой регуляции является косвенное регулирование через субъективные цели самого человека, механизм которого в сфере физкультуры и спорта еще мало изучен. Важным звеном в этом механизме выступает субъективное отношение людей к спорту, которое может иметь весьма сложную многогранную структуру.

Одним из регуляторов, определяющих отношение к занятиям физическими упражнениями, выступают ценностные ориентации как элементы структуры личности.

Ценностные ориентации играют в жизни и деятельности человека активную, регулирующую поведение роль. Но известно также, что они не определяют полностью поведение человека. Более того, существует сильное противоречие между ценностной ориентацией и реальным поведением. Многие исследования показывают, что интерес к физкультуре и спорту у молодежи занимает высокое место в структуре интересов, но, к сожалению, во многих случаях этот интерес остается пассивным, не реализуется в активной практической деятельности.

Многие авторы, ссылаясь на результаты опросов, утверждают, что, главной и чуть ли не единственной причиной, мешающей массовому развитию ОФК и МС, является недостаток свободного времени. Однако материалы исследований позволяют выявить и другие причины.

Обследование более 500 юношей в возрасте 17-19 лет г. Тарту обнаружили некоторые противоречия в вербальном и реальном отношении к спорту. Две трети юношей указали, что хотели бы заниматься спортом, добиться высоких спортивных результатов. Почти все из них указали на недостаток свободного времени как на основное препятствие для активных занятий спортом. Но анализ бюджетов времени этих юношей показал (М.А. Арвисто), что они, имея в неделю в среднем 12,6 ч. времени, свободного от каких-либо занятий, и тратя 12,8 ч. на посещение кино, кафе, танцев, уделяли занятиям в спортивных секциях всего 2,1 ч. Особенно характерны затраты времени у рабочей молодежи: кино, кафе, танцы - 22,7 ч; свободное от каких-либо занятий время — 16,8 ч; занятия в спортивной секции - 1,3ч.

Учащимся старших классов одной из московских средних школ было предложено из десяти занятий на досуге выбрать три наиболее ими предпочитаемых. Выбор был следующим: телевизор - прогулка по улице - 75%, чтение интересной книги - 72%. Спорт занял последнее место и получил только 9% выборов, хотя в начале опроса 85% учащихся сообщили, что им нравятся занятия физкультурой и спортом.

Для успешного развития физкультурного движения важно не только развивать материально-техническую базу, совершенствовать программно-методические основы системы физического воспитания, но и изучить и научно управлять развитием субъективных факторов, обеспечивающих активные регулярные занятия ОФК и спортом в свободное время.

ОФК в свободное время имеет свои качественные особенности, сущность которых заключена:

а) в восстановлении физических и духовных сил, затраченных человеком в период производственной деятельности, укреплении здоровья и в дальнейшем физическом развитии;

б) в развитии тех задатков и способностей человека, которые
связаны с профессиональной деятельностью;

в) в углублении и расширении социальной активности личности
в целях гармонизации физического и духовного ее развития.

Исследованиями показано (Б.Н. Володарский и др.), что инженерно-технические работники и служащие затрачивают больше времени на занятия физической культурой в течение недели (мужчины — 5 ч 49 мин), чем рабочие. Наличие расхождения во времени объясня­ется уровнем образования и занятостью в домашнем труде.

Материалы массового опроса семей трудящихся ряда городов — Северодонецка, Москвы, Салавата, Тольятти, — позволили отметить (Н.Х. Жукова), что наблюдаются три наиболее характерные формы организации занятий: индивидуальные (утренняя гимнастика, прогулки пешие и на лыжах, купание); самостоятельные с родственниками и знакомыми (без преподавателя) — игры, турпоходы, велосипедные и лыжные прогулки и др.; групповые — в спортивных секциях, группах здоровья, ОФП и др.

Занятия под руководством преподавателя или тренера наиболее характерны для детей и подростков, желающих заниматься спортом, и для людей среднего и старшего возраста, стремящихся укрепить свое здоровье.

Проблема использования ОФК и МС как фактора активного отдыха в сельскохозяйственном производстве стоит особо остро, поскольку сельскохозяйственный труд имеет преимущественно сезонный характер, в результате чего такие величины, как свободное время и особенно рабочее время являются непостоянными показателями.

Данные ряда научных исследований (Ю.В. Борисов и др.) подтверждают, что на селе имеются резервы бюджета времени для расширения занятий по физической культуре. На развитие физической культуры влияют социально-экономические факторы, различные на разных территориях (табл. 1).

В зимнее время труженики села имеют больше свободного времени. Оптимальным периодом для расширения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий является ноябрь—март.

Таблица 1

Распределение времени сельских жителей, ч, мин

 

Показатель Мужчины Женщины
Рабочее время 6,38 5,49
Удовлетворение физиологических потребностей 9,44 9,18
Домашний труд и труд в личном хозяйстве 1,58 2,44
Свободное время В том числе на физкультуру 5,03 1,23 3,18 0,16

 

В летний период у сельских тружеников рабочее время увеличивается, особенно у механизаторов и животноводов. Так, у 23,7% мужчин и 13,3% женщин рабочее время занимает свыше 12ч, среди механизаторов этот процент возрастает до 33,8, а животноводов — «о 39,3. на селе особенно развита форма самостоятельных занятий ОФК — охота, рыбная ловля, купание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.д.

В настоящее время на селе получает распространение утренняя гимнастика, которая в сельскохозяйственном труде может выполнять функцию вводной гимнастики. Охват ею сельских тружеников еще недостаточно высок — 7% мужчин и 5,4% — женщин. Все перечисленные формы занятий ОФК должны учитываться при составлении планов социального развития хозяйств.

Величина свободного времени у школьников старших классов составляет от 4 до 6 ч в день, у школьников сельских школ она на 15-20% меньше (Ю.П. Бойко). Из него на ОФК и спортивные занятия затрачивалось в среднем от 17 до 20%, а у учеников сельских школ — от 10 до 13%.

Поиск новых форм организации работы по ОФК и МС с населением выдвинул такие формы, как занятия по месту жительства и на спортсооружениях, построенных на территории вблизи предприятий.

 

2.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ,

НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ И ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Известно, что у детей и молодежи при выполнении оптимальных тренировочных нагрузок улучшаются показатели функциональных систем, физического развития и физической подготовленности, тогда как у взрослых людей в силу различных условий труда, перенесенных профессиональных заболеваний и других причин эти процессы протекают по-разному.

Организм взрослого человека претерпевает изменение не только под воздействием производственных, но и возрастных факторов. С возрастом наблюдаются изменения в показателях физического развития, функциях нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, а также опорно-двигательного аппарата (А.Т. Рубцов).

С годами в результате возрастных изменений в органах и тканях, снижения их функций увеличивается количество предъявляемых жалоб (табл. 3).

Как правило, с годами жировая клетчатка у людей увеличивается, что отрицательно сказывается на работе сердца и легких, ускоряется процесс утомления, снижается работоспособность. Основой нормализации обменных процессов является мышечная деятельность, которая повышает основной обмен и приводит к снижению веса. Снижение веса у тучных людей благоприятно сказывается на их психическом и физическом состоянии. Облегчается работа сердца, исчезает одышка, снижается кровяное давление.

Уменьшение мышечной силы с возрастом ярче выражено у лиц, не занимавшихся физическим трудом. Тонус мышц при напряжении у них значительно понижен, что сказывается на внешнем облике (форме живота, дряблости кожи, мышц и т.д.).

С возрастом происходят дегенеративно-дистрофические изменения в суставах, которые приводят к ограничению движений. Активизация дистрофических процессов в опорно-двигательном аппарате, мышцах, костях приводит к изменению в осанке. При нормальной осанке в положении стоя (не напрягая мышц) голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, лопатки прижаты, чем старше возраст, тем больше отклонений от нормы.

Начиная с 32-35 лет из-за уплотнения межпозвоночных дисков и суставных хрящей уменьшается длина тела, а масса тела начинает увеличиваться примерно с 25 до 55 лет, причем особенно заметно это к 30—39 годам. Именно к этому возрасту лица, ранее занимавшиеся спортом, прекращают занятия, значительно ограничивают свой двигательный режим. В это же время увеличивается окружность груди, а экскурсионные показатели ее уменьшаются. Снижаются показатели ручной динамометрии. Жизненная емкость легких у не занимающихся ОФК начинает снижаться с 20-24 лет (табл. 4).

 

Таблица 4

Возрастные изменения морфофизиологических показателей у женщин, не занимающихся физической культурой (по А.Т. Рубцову, 1977)

 

Возраст, лет     Масса тела, кг     Рост, см     Окружность грудной клетки, см     Экскурсия грудной клетки, см     ЖЕЛ, мл     Динамометрия, кг
Правая кисть Левая кисть
20-24 60,4     7,2 ^3200    
25-29 62,2     7,0      
30-34 66,3     7,0      
35-39 69,8     7,0      
40-44 70,4     7,0      
45-49 72,4     6,2      
50-54 71,5     6,3      

 

С возрастом изменяется функциональное состояние нервной системы: ослабевают тормозные и возбудительные процессы, уменьшается их подвижность, угасают старые условнорефлекторные связи и затрудняется выработка новых. Физиологическое старение нервной системы отрицательно сказывается на состоянии организма: снижаются трофические процессы, обмен веществ, окислитель­но-восстановительные процессы, происходят инвалюционные изменения в клетках и тканях.

В сердечно-сосудистой системе человека, с возрастом также происходят структурные и функциональные изменения: увеличиваются размеры сердца (часто оно принимает поперечное или вертикальное положение); снижаются его функциональные способности; появляются одышка, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиения; происходит атрофия и частичная замена мышечных клеток сердца соединительной тканью, что ведет к потере эластичных свойств сердечной мышцы; снижается питание сердечной мышцы; в артериях происходит диффузное разрастание фиброзной ткани, в большей степени поражаются аорта и венечные сосуды, что препятствует продвижению крови в коронарных сосудах.

С возрастом отмечается некоторое замедление частоты сердечных сокращений, что объясняется снижением возбудимости нервного аппарата сердца и различными негативными изменениями сосудистого и биохимического характера.

Нормой частоты сердечных сокращений у взрослых принято считать 60-70 уд./мин, с возрастом она меняется (табл. 5).

Частота сердечных сокращений у взрослого человека выше 90 уд./мин в покое считается высокой и свидетельствует о предпа-тологическом или патологическом состоянии организма.

 

Таблица 5

Возрастные изменения средних показателей сердечно-сосудистой системы у женщин (по А.Т. Рубцову, 1977)

 

Возраст, лет Кол-во обследованных ЧСС, уд./мин Давление, мм рт. ст.
систолическое диастолическое
20-24        
25-29        
30-34        
35-39        
40-44        
45-49        
50-54        
55-59        
60-64        

 

Морфологические и функциональные изменения в системе дыхания с возрастом проявляются в атрофии связочного аппарата, ослаблении дыхательных мышц.

Недостаточность внешнего дыхания проявляется в гипервентиляции легких в покое, в постепенном снижении экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких (ЖЕЛ). С возрастом уменьшается дыхательный объем, резервный объем воздуха, дыхательный резерв, а также потребление кислорода тканями.

Дыхательный объем во время выполнения физической нагрузки у пожилых людей гораздо меньше, чем у молодых. В среднем и пожилом возрасте в ответной реакции организма на физическую нагрузку повышается частота дыхания, в то время как у молодых — его глубина.

С возрастом изменяется функция пищеварительной системы, характер моторной, секреторной и всасывающей функции, уменьшается объем желудочного сока, кислотность, а также содержание пепсина, ухудшается перистальтика кишок, появляются запоры и другие заболевания.

В процессе жизни изменяется также и работоспособность человека. Она в определенной степени зависит не только от функционального состояния, но, как указывалось выше, и от специфики труда. Отмечается, что отдельные показатели простых функций ЦНС к 20-25 годам достигают максимальной величины, после чего начи­нается их постепенное снижение. Способность выполнять работы по некоторым профессиям умственного труда благодаря приобретенному опыту увеличивается до 40-50-летнего возраста. В профессиях, характеризующихся средней степенью напряжения, работоспособность остается высокой до 50-60 лет, а у многих и в возрасте 60-70 лет и старше. Изучение физической работоспособности по тесту РWС у работников умственного труда свидетельствует о ее снижении с возрастом, особенно после 40 лет. У работников физического труда в возрасте 40-49 лет по тестам РWС и максимального потребления кислорода (МПК) работоспособность снижается соответственно на 40 и 26%. У лиц среднего возраста, занятых физическим трудом, отмечено замедление скорости сенсомоторных реакций, ухудшение памяти, внимания, в то же время показатели по указанным функциям у молодых рабочих существенно не меняются.

Медицинская статистика располагает рядом убедительных фактов увеличения общего числа заболеваний ССС в условиях цивилизации, при этом у работников умственного труда эти показатели оказываются выше, чем у лиц, занятых физическим трудом. В настоящее время заболевания ССС занимают одно из первых мест в мире среди других болезней, а лица «сидячих» профессий более всего подвержены риску возникновения этих заболеваний. Неблагоприятные последствия гипокинезии особенно заметны при длительном ограничении двигательной активности человека. Под влиянием иммобилизации до 10 сут и более у человека снижается тонус скелетных мыши, способность поддерживать вертикальное положение, наблюдается расстройство координации движений при ходьбе, снижение силы и выносливости мышц, нарушение в деятельности нейрогуморальных и вегетативных функций.

Комплекс расстройств, наблюдаемый при длительной гипокинезии, в настоящее время объединяют в понятие «гипокинетический синдром». Ведущими в этом синдроме являются нарушения деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем. «Гипокинетический синдром» можно рассматривать как «предболезнь» организма, т.е. состояние на грани нормы и патологии.

Значимость отрицательных последствий гиподинамии, гипокинезии и других неблагоприятных факторов труда (учебы) как в медико-биологическом, так и в социально-экономическом плане показыва­ет необходимость профилактики их воздействия на организм человека средствами ОФК.

Исследования показали, что физические упражнения ускоряют процесс восстановления работоспособности путем афферентного стимулирования мозга с проприорецепторов скелетных мышц, способствуют снижению нервно-психического напряжения при умственном труде, нормализуют процессы корковой нейродинамики. Под влиянием систематических занятий ОФК и МС неуклонно увеличивается объем выполняемой в течение рабочего дня произ­водственной нагрузки, которая более равномерно распределяется в дневном трудовом цикле. В результате занятий физическими упражнениями значительно сокращаются непроизводительные затраты времени. Оптимально подобранные средства ОФК позволяют более успешно решать вопросы профилактики влияния неблагоприятных факторов труда, повышать общую и профессиональную работоспособность, социальную активность, снижать заболеваемость.

Данные по изучению оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями свидетельствует о том, что работники и Учащиеся, имеющие активный двигательный режим с использованием различных форм и средств ОФК, реже болеют и в меньшей степени подвержены простудным заболеваниям, чем не занимающиеся ОФК и спортом. В них раскрывается значение занятий физическими упражнениями для трудящихся с целью выработки неспецифического иммунитета при работе в неблагоприятных условиях внешней среды. Расчеты показывают, что занятия ОФК и спортом выгодны с экономической точки зрения и способствуют продлению периода активного долголетия и замедлению инволюионных изменений.

Исследованиями, проведенными (А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа) в цехе алюминиевого литья Минского моторного завода, было установлено, что количество нерабочих дней из-за различных заболеваний составило у занимающихся ОФК и МС: мужчины — 568, женщины — 84; а у не занимающихся: мужчины — 784, женщины -197 дней. Экономический эффект занятий физическими упражнениями по показателю «снижение заболеваемости» оценивался целым рядом более частных показателей: сокращением потерь рабочего времени, экономией на выплатах по больничным листам и на медицинском обслуживании (с учетом госпитализации, амбулаторного лечения, эпизодических посещений поликлиники). Расчеты показали, что рабочий, не занимающийся ОФК и МС, требует намного больших общественных расходов, чем его коллега, занимающийся физическими упражнениями. Физические упражнения являются основными средствами укрепления здоровья и воспитания таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, а также формирования осанки, что для взрослого населения имеет особое значение. Для обеспечения высокого уровня работоспособности организма и укрепления здоровья наиболее эффективным и важным для взрослого населения является развитие выносливости.

Для поддержания работоспособности, оптимального состояния здоровья и профилактики заболеваний у лиц среднего и пожилого возраста большое значение имеет развитие силовых качеств — способности активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать проявлению внешних сил. Снижение силовых показателей в этом возрасте ведет к тому, что мышцы ослабевают, утрачивают упругость. Это приводит к деформации позвоночника, изменению формы тела, ненормальному положению грудной клетки, что, в свою очередь, служит причиной как нарушений в деятельности внутренних органов, так и в неприглядности внешнего вида. Как двигательное качество мышечная сила имеет значение для проявления других двигательных качеств — таких, как скорость, ловкость, выносливость. Для развития силы широко используются общеразвивающие упражнения, выполнение которых связано с преодолением сопротивления, упражнения на тренажерах, с различными отягощениями (гантели, гири, эспандеры, набивные мячи и т.п. или вес собственного тела). Успешно развиваются силовые качества в процессе занятий циклическими видами спорта на местности с рельефом разной крутизны.

Разнообразные гимнастические упражнения способствуют созданию мышечного корсета, так необходимого для профилактики возрастных заболеваний в различных отделах позвоночника.

В современных условиях жизни и труда часто складываются ситуации, когда надо проявить быстроту движений, сделать что-либо в ограниченное время.

Скоростные способности человека очень важны не только в производственной деятельности, но и в обыденных условиях. Проявления быстроты довольно изменчивы. Так, лучшие показатели ее отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, высокой работоспособности и при благоприятном эмоциональном фоне. По мере накопления усталости, а также под влиянием отрицательных эмоций снижается частота движений и их скорость, замедляется двигательная реакция, увеличивается число ошибочных движений, особенно при выполнении сложных действий, что является показателем функционального состояния нервно-мышечной системы.

Для развития быстроты используются общеразвивающие упражнения, выполняемые в быстром темпе. Быстрота развивается при многократном повторении упражнений, при этом предлагаемые упражнения должны быть достаточно освоены занимающимися. Длительность упражнений со скоростной направленностью должна обеспечивать проявление высокой интенсивности работы на всем ее протяжении, а продолжительность пауз между отдельными повторениями должна обеспечивать относительное восстановление.

Большое значение в повышении эффективности использования общеразвивающих упражнений имеют дыхательные упражнения. Применение дыхательных упражнений, в сочетании с релаксационными, позволяет успешно дозировать физическую нагрузку на всем протяжении занятия, что особенно важно для лиц среднего и пожилого возраста.

Резкое ухудшение умственной деятельности зачастую происходит из-за недостаточного поступления в клетки мозга кислорода. Большое значение для борьбы с утомлением имеют дыхательные упражнения, которые усиливают окислительные процессы в организме. Положительное влияние на органи

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исходные понятия, задачи и структура оздоровительной физической культуры | Шкала М-теста для оценки результата
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.176 сек.