Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи экологии (не входит в зачет)

Основные законы экологии

Предмет исследования экологии

Экосистема, лимитирующие факторы и сукцессия

Тема 43. Экология и глобальные проблемы человечества

Сознание и язык (не входит в зачет)

Основные факторы возникновения сознания (не входит в зачет)

Сознание – продукт становления и развития человека и человеческого общества. Основными факторами возникновения со­знания были: 1) трудовая деятельность и 2) появление и развитие язы­ка как средства общения и материального носителя мысли.

 

На уровне мышления сознание связано с языком. Основной элемент языка – слово – является материальным символом мысли, без которого мысль не может развиваться и быть передана дру­гим людям, войти в их сознание.

 

Экосистемаэлементарная функциональная единица биосферы, включающая совокупность организмов и среды их обитания. Примеры: естественные, городские, агроэкосистемы. Сукцессия (преемственность)последовательная смена биосистем. Лимитирующие факторыфакторы, ограничивающие развитие организмов.

 

Экологиянаука, изучающая внутреннюю динамику биосистем, экосистем и биосферы в целом, взаимодействие живых организмов, биологических систем и экосистем между собой и окружающей средой.

 

Основные законы экологии (1986 г., Ю. Одум).

1. Закон сукцессий: на любом определенном участке среды с течением времени происходят сукцессии биоценозов.

2. Закон лимитирующих факторов: в любом биоценозе всегда существуют лимитирующие развитие организмов факторы.

 

1. Изучение экологических механизмов адаптации к среде (адаптивной структуры популяций). Примеры: географическая, локальная, сезонная изменчивость популяций; адаптивные черты поведения; приспособительные варьирования групп внутри популяций; приспособительные формы распространения организмов.

2. Регуляция численности популяций. Примеры: управление динамикой численности вредителей сельского и лесного хозяйства, переносчиков болезней человека и животных, промысловых и разводимых животных, птиц, рыб, земноводных.

3. Управление продукционными процессами. Примеры: рационализация использования биоресурсов, количественное определение энергопотока на разных трофических уровнях: фотосинтез, формирование первичной продукции, утилизация энергии, образование вторичной продукции.

4. Изучение и обеспечение устойчивости природных и антропогенных ценозов. Примеры: теория сукцессий, видовое разнообразие, специфика отношений в ценозах.

5. Восстановление нарушенных экосистем: водных, почвенных, лесных и других. Основа решения – выяснение специфики развития экосистем.

6. Экологическая индикация. Пример: составлены списки организмов-индикаторов экологической индикации по характеру почвенной фауны для диагностики типов почв; определения направления почвообразовательного процесса; определения качества воды и воздуха; поиска полезных ископаемых, особенно рассеянных.

7. Утилизация органических отходов. Примеры: разработка методов гумификации и минерализации органических отбросов, создание замкнутых технологических циклов с использованием разнообразных групп организмов, участвующих в утилизации органического вещества и дающих биопродукцию, используемую в звеньях циклов.

8. Сохранение эталонных участков биосферы. Пример: система заповедников, направленная на длительное сохранение наиболее типичных ландшафтов, водоемов, экосистем, отдельных видов животных и растений, природных зон, и используемая как экологические лаборатории для приобретения экологических знаний, умений, навыков.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сознание и мозг (не входит в зачет) | Теоретические основы компьютеризации бухгалтерского учета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.