Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культурные универсалии




В культурологии существует много существуют много понятий производных от слова культура. Например, современная культура, культурный человек, культурное пространство, производственная культура и т.д. Но вместе с ними существует и самостоятельные понятия, близкие по значимости понятию культура. Их и принято называть «культурными универсалиями». В каждом из этих понятий выражается какая-то сторона или сфера специфически человеческого отношения к миру. Эти понятия присутствуют и в философии, и в некоторых других гуманитарных науках, но в культурологии обретают специфику универсалий.

Что такое универсалии, универсальный?

Универсалии потому и универсальны, что встречаются в различных культурах, в различные исторические эпохи. Вообще культурных универсалий насчитывают несколько десятков.

Так к культурным универсалиям относятся уже известный нам термин цивилизация. В самом общем виде, цивилизацией считают определённую совокупность материально- технических, социально- политических и духовных характеристик общества.

Специфическим термином собственно культурологического знания является термин артефакт культуры, обозначающий любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

Большое значение для понимания проблем культуры имеет понятие образ жизни, в котором раскрываются содержательные характеристики типичной жизнедеятельности больших групп людей и даже целых сообществ. Как выяснили культурологи, определённым типам культур соответствует и определённый образ жизни. Он определяется: природными условиями существования общества, его материально-технической базой, системой социальных институтов и учреждений, культурными традициями и обычаями и, наконец, уровнем и формами социокультурной активности людей, проживающих в данном обществе.

Одним из наиболее распространенных понятий, используемых также практически всеми культурологическими школами, является термин «символ» (в переводе с греческого – знак).

Поскольку понятие символ означает условный вещественный опознавательный знак для членов определённого общества или конкретной социальной группы, постольку символами культуры народа могут выступать практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные растения, сказочные существа. Большинство символов культуры многозначно, разнообразно и иносказательно выражает определённое содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры.

Таким образом, культурными универсалиями являются наиболее общие понятии, сопоставимые с понятием культура и имеющие универсальное значение, то есть встречающееся в разных культурах, у разных народов, в различные исторические эпохи.



Мы не будем здесь подробно рассматривать все эти универсалии и остановимся на таких важнейших из них как ценности, деятельность, общение.

В отношении ценностей в культурологии нет единого понимания: в простейшем варианте ценности – это значение, значимость явлений.

Согласноаксиологическому подходу культура предстаёт системой ценностных ориентаций человека. Здесь важнейшей ценностью является должное поведение, то есть такое поведение и образ действий людей, которые обеспечивают сплоченность общества и его выживание, а также нормальное функционирование всех его социальных институтов: государства, семьи, учреждений культуры, образования, короче всей системы культуры данного общества.

Откуда же появляются ценности? Из человеческих потребностей. Самый простой пример – для голодного человека ценность представляет кусок хлеба, для сытого – он менее ценен. Золото ценно в обществе и не имеет цены на необитаемом острове.

Культурной ценностью современного человека является книга, для дикаря она не имеет значения.

Таким образом, у человека имеются потребности и то, что позволяет их удовлетворить становиться ценностью. Если же человек не может найти применение вещи, явлению, то оно для него не является ценностью. Можно сказать, что создание ценностей является ответом на человеческие потребности.

Нужно отметить, что далеко не все ценности одинаковы по своему значению. Это зависит от того, какие потребности человека преобладают в том или ином обществе истина науки и ценность представляют собой разные способы объяснения мира. К ценностям относят также нормы, которые обеспечивают сохранение и регуляцию поведения людей в конкретном обществе. Поэтому ценности выступают ориентирами жизнедеятельности людей, система ценностей является регулятором общественных, групповых, межличностных отношений. Именно поэтому ценности в каждой культуре имеют свой специфический характер, и лишь немногие из них становятся общечеловеческими ценностями культуры.

Это дало повод Г. Риккерту заявить, что различия в композиции ценностей – основа разнообразия культур, то есть от того какие ценности входят в данную культуру, какое значение они в ней имеют, какие из них занимают высшее, а какие низшее положение зависит то, как развивается данная культура.

Неразрывно связано с ценностными отношениями в культуре и такое понятие как культурная норма. В переводе с латинского это слово обозначает правило, такое предписание, образец в области каких-либо действий или создание каких-либо предметов, вещей. Поэтому многие считают культуру своего рода нормативным отношением к миру, базирующимся на определённых образах, одобряемых большинством общества, правилах. Большинство социокультурных норм существуют и оказывает существенное влияние на социокультурные процессы, в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определённой культурной традицией. Примером такого отношения к миру являются самые разнообразные этикетные нормы, которые всегда сопровождают жизнь человека в обществе, делая его поведение понятным для других и достаточно легко прогнозируемым. Нормы этикета, разделяемые людьми, способствуют взаимопониманию, а значит, сплоченности общества, что делает его более жизнеспособным. Нормативные предписания составляют особенность существования в современной культуре, располагающей огромной искусственной средой высоко технически оснащённой. Радио, телефон, телевидение, компьютерные и другие информационные сети опоясывают весь земной шар и выступают той объективно существующей материально-технической основой, которая диктует определённые правила или нормы, связанные с нормальным их функционированием.

Если этот тип норм напрямую зависит от технико-технологических параметров современной культуры, то другой тип нормативного поведения определяют существующими в обществе культурными традициями. Понятие традиция также латинского происхождения и означает определённый порядок, обычай, достаточно сложные поведенческие реакции людей, передающиеся от поколения к поколению, главным образом за счёт устной передачи культурно-исторического опыта. Например, к таким одинаково хорошо известным всем россиянам традициям, относится празднование самой короткой ночи в году – дня Ивана Купалы, масленицы, других календарных праздников, возникших в России задолго до принятия христианства и затем включённых в церковный календарь, и на протяжении не одной сотни лет борьбы церковников с этими «языческими» праздниками их не удалось искоренить из памяти народа.

Культурная традиция в течении долгого времени рассматривалась как обычай, передаваемый из поколения в поколение в виде определенного предания, завета предков. Когда культурологи стали исследовать этот феномен средствами современной науки, то выявили целый ряд составляющих в культурных традициях. Причём новый подход был определён не культурологами, а психологами и здесь в первую очередь необходимо назвать К.Г. Юнга, швейцарского учённого, который выдвинул концепциюархетипов культуры. Изучая разного рода психические болезни, Юнг увидел, что душевное здоровье людей определяется происходящими в обществе социокультурными процессами; в основе которых, по его мнению, лежит «коллективное бессознательное», которое тождественно у всех людей; передаётся по наследству.

Существуют разные типологии ценностей.

В зависимости от объекта действия выделяют экзистенциальные(экзистенция - существование) ценности, то есть ценности бытия человека. К ним относятся: любовь, жизнь, смерть, страх, надежда. Социальные ценности– ценности группы и личности в группе – интеграция, социальный порядок, социальная дифференциация, социальный престиж, равенства, понимаемое в правовом государстве как равноправие, то есть равенство всех граждан перед единым для всех законом.

Среди экзистенциальных ценностей особо следует отметитьнадежду в веру.Человек по своей природе существо оптимистическое, надеющееся на лучшее будущее. Да иначе он просто бы и не выжил, если не надеяться на что-то хорошее, то жизнь теряет смысл. Отчаявшийся человек совершает самоубийство. Но всякая надежда должна быть как-то обоснованна, лучшее будущее не наступает само по себе что-то должно способствовать его наступлению. Поэтому надежда порождает веру в то, что должно привести к лучшему в жизни человека и общества. Веру в Бога, в вождя, в партию.

Однако если эта вера не оправдывает разочарование в предмете веры, которое ведёт к нигилизму (безверию), а значит душевному надлому, потере жизненных ориентиров человека. Человек без веры – отчаявшийся человек, ему нечего терять и он способен на всё. Поэтому безверие, нигилизм являются опасными разрушающими факторами, как для общества, так и для личности, а вера, напротив, фактором созидающим, стабилизирующим общество и вносящим душевный покой в личный духовный мир человека.

Наряду с такой типологией выделяется другая, основанная на сфере влияния тех или иных ценностей. Согласно ей выделяют локальные и общечеловеческие ценности.

Локальные ценности –ценности, действующие лишь в одном или нескольких сообществах и требующие признавать вершиной ценностной иерархии отдельное сообщество, противостоящее всем остальным.

Общечеловеческие ценности –социально значимые ценности, направленные на поддержание и развитие человечества, требующие признать в человечестве (человеке) важнейшую ценность, Они соотносятся с локальными ценностями и вырастают из них, и включает те из локальных ценностей, в которых объединён наиболее значимый для всех людей культурный опыт.

В последствии столетия европейская культура своим рационализмом, как считает Юнг, оказала угнетающее воздействие на сферу «коллективного бессознательного», именно поэтому в ХХ веке она испытывает большие кризисы, а подавляемое в течение столетий архетипическое заставляет европейцев подчинять свою жизнь разного рода массовым психозам, в которых и проявляется это «коллективное бессознательное» (фанатичная любовь к спортивным командам, артистам, политическим деятелям или не менее архаичная любовь к массовым действиям в виде демонстраций, факельных шествий, тяготение к определённым формам одежды, символике, к моде).

Техническая цивилизация исключила человека из мира единения с природой, обрекла эту часть человечества вначале на жизнь, основанную на рациональности, а затем ввергла европейцев в мир коллективного безумия, создавая новые символы, весьма далёкие от священного отношения к природе.

Сторонники теории Юнга считают, что обращение человечества к экологической культуре, живой этике будет способствовать возвращению человеку утраченной им гармонии с природой и теми архетипическими образами, которые восстановят душевное равновесие всех этносов, угнетённых технической цивилизацией, загоняющей людей в мир безумия.

Не случайно поэтому, что в гуманистическую ориентацию последних десятилетий всё активнее входят экологические ценности, которые включили в себя природу, окружающую среду, а с созданием космических кораблей, распространяются на космос и всю Вселенную. Теперь окружающая среда рассматривается как освоенная или осваиваемая деятельностью и целью человека культурная среда, космический Дом человечества.

Среди наиболее принципов культуры – признание за ней внеприродного, внебиологического. Культура, в отличие от природы, - всё то, что творится человеком. Но сущность самого человека противоречива: он и природное и культурное существо. Двойственность в человеке – источник двойственного понимания культуры

В отношении к природе. Так что же такое культура – это способ борьбы или способ сотрудничества с природой?

Сегодня культурология единственной перспективой человека видит его органичное присутствие в мире природы! История культуры не даёт забыть о том, что сообщества людей, не сумевшие найти общего языка с естественной средой обитания, уничтожали природу и самих себя или были вынуждены мигрировать в новых поисках благоприятной среды. Экологическая культура традиционных обществ основана на запретах-табу, ограничивающих рост сообществ и его воздействие на природу. В культурологи ведущего (футурологи культуры) есть концепция «нулевого роста», «ограниченного роста», в которых экологические принципы традиционных сообществ приняты единственно возможным способом избежать опасности глобальной катастрофы.

Как же развивать культуру без урона для природы? Постиндустриальная культура считает выживание, права человека и качество жизни вершинами в иерархии ценностей. В становлении идеи качественно новой унитарной культуры внесли вклад мыслители из разных стран. В. Вернадский (СССР) видел выход в утверждении науки важнейшим событием «ноосферы» сферы разума. И. Тейяр де Шарден (Франция) выдвинул идею союза христианства и науки, как панацеи от всех бед современности, в движении и ноосфере. А. Швейцер (Германия) предложил заменить старый рационализм Просвещения новым, мистическим, согретым верой в святость жизни. Его этика благоговения перед жизнью опирается на девиз «я есть жизнь, желающая жить среди жизни». Таким образом, к концу ХХ века культурологическая мысль возвращается к идее эволюционизма к формированию «первобытной» идеологии общественного развития и коэволюции (совместного бытия) природы и общества.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1398; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.161.8.205
Генерация страницы за: 0.085 сек.