Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Особенности первобытной культуры




Тема 7. Первобытная культура.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М. Высшее образование, 2009.- 566 c.

5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча.- М.: Инфра-М, 2008.- 413 с.

6. Костина А. В., Культурология [Текст]: учебник/ А. В. Костина.- 3-е изд., доп.- М: КноРус, 2008.- 336 c.

7. Кравченко А. И., Культурология [Текст]: учебник/ А. И. Кравченко.- М.: Проспект, 2008.- 285 c.

8. Культурология. Учебник для бакалавров.-2-е изд., перер. И доп. / Багдасарьян Н.Г. М.: Изд. Юрайт, 2012.

 

Цель лекции: раскрыть сущность «палеолитической революции», особенности первобытной культуры, содержание первобытных верований (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм), сущность и место мифа в первобытной культуре. Связывать систему гуманистических ценностей с общенаучными парадигмами, а также со своими профессиональными интересами. Первобытная культура – колыбель человечества.

Ключевые слова: «анимизм», «магия», «фетишизм», «тотемизм», «антропоморфизм», «синкретизм», «дольмен», «мегалит», «стоянка», «селище», «городище», «миф».

Вопросы:

  1. Особенности первобытной культуры.
  2. Мифология в системе первобытной культуры.

 

Периодизация первобытного общества представляет сложную и еще не решенную до конца проблему. Радиологический метод определяет, что самые древние останки принадлежат человеку, жившему 4,5млн. лет назад. Периодизация основана на различиях в материалах и технике изготовления орудий труда.

1. Палеолит (древнекаменный век, 40-10 тыс.лет до н.э.)

2. Мезолит (среднекаменный век, 12-8 тыс.лет до н.э.)

3. Неолит (новокаменный век, 8-3 тыс.лет до н.э.)

Эпоха бронзы (3-2 тыс.лет до н.э.) и эпоха железа (1 тыс.лет до н.э.) соответствуют уже древним цивилизациям с высоким уровнем развития культуры.

«Первого» человека назвали австралопитеком (южной обезьяной), жившего около 4,5 млн.лет тому назад. Небольшой объём мозга, прямоходящий и умеющий изготавливать примитивные орудия труда. Поэтому его назвали «хомо хабилис» (человек умелый). Около 1 млн.лет назад появляется ещё один вид «человека умелого» - питекантроп (обезьяночеловек), живший в восточной Африке. Питекантроп изготавливал более сложные орудия: резцы, рубила, скребки. Примерно 250 тыс. лет назад появился неандерталец («хомо сапиенс»). Низкий лоб, скошенный подбородок. Умел искусственно добывать огонь, поэтому мог приспособиться к условиям жизни ледникового периода (начался около 1 млн.лет назад). Неандертальцы заселили Юг Европы, Азии и Африку вплоть до Западной Сахары. Они усовершенствовали орудия труда, носили шкуры животных, сооружали жилища, хоронили своих сородичей и совершали простые обряды. Около 40-35 тыс.лет до н.э. с началом последнего оледенения появился кроманьонец («хомо сапиенс») как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. По «ледяным мостам» они перебрались в Австралию и Америку. Биологическое формирование человека завершилось. Кроманьонец владел речью, выделывал около 150 каменных и 20 костяных орудий труда и охоты.

Поскольку в обществе ещё не произошла дифференция структур, к особенностям первобытной культуры человечества относится синкретизм (единство) культуры. Их верования и искусство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни. Первобытной культуре в целом свойственна однородность. Рисунки, орнамент, каменные орудия труда, верования – всё обнаруживает сходство в деталях и технике изготовления, независимо от того, где они были выполнены. Возникновение искусства и первых верований относится к 40-33 тыс.лет до н.э.. Общепринятой теории, объясняющей происхождение искусства нет. Марксизм связывает его возникновение с трудовой деятельностью. Искусство – это имитация трудовых процессов. Согласно религиозным взглядам, искусство возникает в религиозных целях как средство, необходимое для проведения магических обрядов. Другой подход – игровая теория. Игра имеет собственные цели, свои правила, что роднит её с искусством. Г.Гадамер, Й.Хейзинга связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в её истоках игру.

Первые произведения искусства – это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня, а так же выделанные из кости и камня фигурки животных. Постепенно человек стал использовать природные минеральные краски. В Неолите пещерная живопись уходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам. Древнейшие памятники – рисунки человека в пещерах: Аль – Тамира (Испания), Ле – Комбатель, Фом де Гом (Франция), Мезинская стоянка (Украина), Майкопский курган (Кавказ). В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, резьба. До наших дней сохранились наскальные рисунки с изображением созданий «в скафандрах», со «шлемами», «антеннами» разной конструкции, ракет, луноходов и многое др. Проблема палеовизита (из космоса): не визитами ли инопланетян навеяны мифы о богах, обитающих на небе, фольклорные сюжеты о полётах самого человека, наскальные изображения современной техники?

Нужно отметить, что изображения людей в искусстве Палеолита почти не встречаются: человек не выделял себя из природы и коллектива, считая себя их частью. Жизнь родового сообщества, его обычаи составляют суть психики каждого из его членов. Коммунальный инстинкт. Скажем, маориец наткнулся на лакомый кусок и съел его. Но узнав, что это были остатки трапезы вождя, понял, что преступил табу и психологически настолько подготовил себя к смерти, что действительно умер. Табу – абсолютный запрет (полинезийское происхождение) Объективная необходимость табу для выживания общины.

Искусство эпохи Неолита говорит о развитии абстрактного мышления. Животные и люди представлены схематично, но достоинством росписей является их сюжетность. Об умении обобщать говорят и орнаменты. В орнаменте можно изобразить довольно сложные понятия: воду обозначить волнистой линией, небо – кругом, землю – квадратом… Орнамент служил и украшением. Музыка изначально вплетена и в отражение мира человеком, и в его психику, формируемую всей совокупностью отношений к природе. Она представляет явления, которые подчинены ритму. Соединение звуков и их подчинение ритму порождает музыкальную гармонию или дисгармонию. Музыка создаёт настроение человека, потому что душа человека как явление природы тоже подчинена ритму. Музыка была важной частью всех видов деятельности человека. На возникновение музыки повлияла охота, в основном опыт наблюдения за животными, их движениями и привычками. Воспроизводя в танце характер и облик животного, человек передавал не только ритмы его поведения, но и подражал звукам животных. Музыкальные инструменты начинаются с погремушки и барабана, затем появляются: флейта, свирель, струнные инструменты. Музыка привязывалась ко всем делам и действиям.

Наряду с искусством в первобытном обществе возникает и религия. Вопрос о происхождении религии сложный, нет единого мнения. Ряд авторов выдвигает гипотезу о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Другие считают, что религия сразу получила форму монотеизма (единобожия). Среди конкретных причин происхождения религии называют страх, религиозный инстинкт, переживание бесконечного, чувство возвышенного и др.. Корни – социальные, социокультурные, антропологические и гносеологические причины.Выделяют несколько форм первобытных верований: фетишизм, тотемизм, анимизм, магию. Фетишизм связан с поклонением первобытных людей предметам, чем – либо поразившим их воображение. Им приписывались свойства исцеления, охранения. Тотемизм означал веру в существование родственной связи между какой – либо группой людей и определённым видом животных или растений. Животные и растения, дававшие возможность людям выживать, становились объектом поклонения. Позднее в тотемизм были привнесены элементы отношений (вера в то, что члены данного рода произошли от предков, имеющих в своём происхождении тесные связи с тотемом). Тогда возник запрет на употребление тотема в пищу. Магия – совокупность представлений и образов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определённых действий. Магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда решение какой – либо проблемы зависит от множества случайных факторов. (Б.Малиновский). Вначале магические представления и обряды носили недифференцированный характер. Впоследствии магические ритуалы совершали колдуны, шаманы. Шаман является посредником между миром духа и миром людей, следящим за их балансом и связью. Шаман – человек, который по собственному желанию способен входить в изменённые состояния сознания и использовать их для путешествия в другие области как проявленного, так и не проявленного мира с определённой целью (исцеление больного вопросы, касающиеся блага общества в целом, поиск пропавших вещей и т.д.)

Основные черты шаманизма:

-тема смерти и воскрешения в новом качестве (напр. при инициации).

-трёхчленное деление мира: верхний, средний, нижний.

-тема вознесения в верхний мир (как птица, на бубне, по мировому дереву).

-тема нисхождения в нижний мир (через отверстие: пещеру, нору, дупло; иногда на лодке).

-тема света (его видение).

-тема тепла – «магический жар» (способность его генерировать и управлять им).

-наличие у человека нескольких душ, т.е. нематериальных составляющих, выполняющих каждая свою функцию.

-две причины всех человеческих болезней: чужеродное вторжение и «потеря души» (а точнее одной из душ, как части жизненной силы). Два способа решения: удаление чужеродного вторжения («высасывание») и возвращение потерянной души.

избранность. Как правило, шаманизм – явление наследственное. Человек чувствует «шаманский зов».

-обязательное использование шаманом духов – помощников (существ неорганического происхождения).

Наконец, среди форм первобытных верований – анимизм – вера в существование душ и духов. Детальный анализ анимизма был дан Э.Тайлором в его работе «Первобытная культура». Согласно его теории, верования развивались в двух направлениях – в представлениях первобытных людей о душе; в их стремлении к одухотворению окружающей действительности. Перечисленные формы религиозных верований взаимно переплетались друг с другом и стали ядром родоплеменных религий. На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа, затем – те или иные аспекты социальных отношений. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, постепенно вытеснялись духами мужского рода. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени. Чарльз Дарвин, наблюдавший во время своего кругосветного путешествия туземцев Огненной Земли, пишет: «Зимой, побуждаемые голодом, огнеземельцы убивают и поедают своих старых женщин. Как ни ужасна должна быть подобная смерть от рук своих друзей и родственников, ещё ужасней подумать о том страхе, который должны испытывать старухи, когда начинает подступать голод. Нам рассказывали, что старухи тогда часто убегают в горы, но мужчины гонятся за ними и приводят обратно на бойню у их собственных очагов! Дикари убивают и поедают старух раньше, чем собак; когда мистер Лоу спросил у мальчика, почему они так поступают, тот ответил: «Собачки ловят выдр, а старухи – нет». Логика здесь налицо. И даже юмор: «мальчик описывал, как умерщвляют старух, он шутя подражал их воплям». Меньшинством жертвуют ради большинства. Это справедливо! Дарвин замечает, что «полное равенство среди огнеземельцев должно надолго задержать их развитие, ибо нет стимула не только к творчеству, но и вообще к труду. У человека нет собственности – и сам он, в сущности, не принадлежит себе. Его даже можно съесть.

В дальнейшем развитии родоплеменных отношений происходят большие перемены. Разделение труда, рост его производительности, появление регулярного избыточного продукта (что создавало возможность его отчуждения и накопления) привели к классообразованию, возникновению частной собственности и государства, социальных неравенств. Эпоху перехода к новым отношениям называют «неолитической революцией», которая продолжалась несколько тысяч лет. Это время знаменуется не только переходом к земледелию и скотоводству, а значит к оседлой жизни, но и возникновением ремёсел (ткачества, керамики и др.). Новые формы хозяйствования, возникшие на теперешнем Ближнем Востоке, распространились в Индию, Среднюю Азию, Китай, Северную Африку, а позднее – на Южную Европу, Америку, где и возникли цивилизации.

Доместикация (одомашнивание животных и растений) определяет появление цивилизаций. От времени, когда она началась, от набора вовлечённых в неё видов, от скорости географического распространения доместицированных форм зависят уровень и тип цивилизации. Люди перешли от охоты и собирательства к доместикации только тогда и только там, когда и где эффективность фермерства превысила эффективность собирательства. Не все растения и животные подходят для доместикации. Например, у растений должны быть крупные зёрна, высокая скорость роста, они должны быть однолетними и др. Животные должны быть травоядными, характеризоваться большой скоростью роста и смены поколений, размножаться в неволе, иметь добрый нрав. Географическое распределение млекопитающих, отвечающих только первым двум требованиям: в Евразии существует 72 их вида, из них доместицировано 12; в Африке – 52, при этом не доместицирован ни один; в Америке – 24, один из которых доместицирован. В Евразии было гораздо больше видов животных – кандидатов на доместикацию, чем в Америке, и она осуществлялась гораздо успешнее, потому что в Евразию люди входили медленнее и звери к ним успели приспособиться. А в Америку вошли очень быстро, и их вторжение сопровождалось массовым истреблением крупных млекопитающих. Причины неуспеха в Африке: большинство млекопитающих обладают исключительно скверным характером: либо злобные, либо склонные к панике. И ещё Евразия как континент ориентирован вдоль по широте. Фермеры постепенно расселялись с одомашненными животными и растениями на тысячи километров, оставаясь в одном климатическом поясе. Это было невозможно в Африке и в Америке, которые ориентированы по долготе. Например, в Северной Африке имелся весь набор домашних животных и растений, Южная же тысячелетиями оставалась ни с чем. Тропический пояс служил барьером.

С началом доместикации образовался избыток пищи, и появилась возможность создавать её запасы. Это повлекло за собой рост численности и плотности популяций, и способствовало устойчивости их развития. Появляется постоянная армия. Специалисты по распределению – профессиональные политики. Для обслуживания их нужд из армии выделяются полиция и инспекция. Последняя создаёт письменность. Письменность возникла для того, чтобы знать, кто, кому, что и сколько должен. Самые первые записи на любых языках – это долговые расписки и налоговые декларации. Вершиной развития первобытного общества стало создание упорядоченной письменности. Пиктографическая (рисуночная) письменность трансформировалась в идеографическую (логарифмическую), где знаки обозначали понятия. Таково было иероглифическое письмо шумеров, египтян, китайцев, майя и др. На период разложения первобытного общества приходится и образование языковых семей. Так, в Северной и Восточной Африке, в Передней Азии сложилась семито–хамитская семья языков (языки древних египтян, народов берберской, кушитской, семитской групп). К северу от неё образовалась кавказская языковая семья; к югу, в срединной Африке – семья банту. В Юго–Западной Сибири сформировались языки уральской (финно – угро–самодийской) семьи, распространившиеся позже на север и запад. В районе между Балтийским морем и Средней Азией возникло крупнейшее в мире индоевропейское родство языков, включающее славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские, армянский, греческий и албанский языки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.