Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура древнего Египта и Месопотамии




Тема 8. Культура Древнего Востока.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Высшее образование, 2009.- 566 c.

  1. Алексеев В.П., Першиц А.И., История первобытного общества – М., 1990.
  2. Тэйлор Э.Б., Первобытная культура – М., 1989.
  3. Токарев С.А., Ранние формы религии и их развитие – М., 1964.
  4. Фрезер Д.Д., Золотая ветвь. 2-е издание – М., 1983.
  5. Леви-Брюль Л., Сверхъестественное в первобытном мышлении – М., 1994.
  6. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М., 1991-1992Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник – М., 2005.
  7. Болшаков В. П. Культурология. - М.: Проспект, 2010. - 528с.
  8. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча.- М.: Инфра-М, 2008.- 413 с.
  9. Костина А. В., Культурология [Текст]: учебник/ А. В. Костина.- 3-е изд., доп.- М: КноРус, 2008.- 336 c.
  10. Кравченко А. И., Культурология [Текст]: учебник/ А. И. Кравченко.- М.: Проспект, 2008.- 285 c.
  11. Культурология: учебник/ А.М. Павлова, Н.О. Садовникова /науч. ред. С.Н. Иконникова, 2009.

 

Цель лекции: раскрыть особенности древневосточного типа культуры в целом и особенности отдельных культур Древнего Востока, конкретизация знаний о мифологии, религии, философии и других феноменах культуре на материале древневосточных обществ. Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, как фундамент общекультурных компетенций, исходя из знания об исторической эволюции знания.

Ключевые слова: «иероглиф», «монотеизм», «политеизм», «мумия», «пирамида», «сфинкс», «семь чудес света», «фараон», «эллинизм», «зиккурат», «зороастризм», «клинопись», «брахманизм», «буддизм», «индуизм», «Веды», «джайнизм», «дхарма», «санскрит», «Дао», «даосизм», «конфуцианство», «пагода», «махаяна», «хинаяна».

Вопросы:

  1. Культура древнего Египта и Месопотамии.
  2. Культура Древнего Китая и Древней Индии.

История Древнего Востока берёт своё начало от возникновения древних цивилизаций в, Египте (IV-III тыс. до н.э.), а затем в Китае и Индии. Благоприятные природные условия субтропической зоны стали причиной того, что именно в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил сформировались раннеклассовые цивилизации и их первые государства. Со временем они возникали в долинах рек Хуанхэ, Янцзы в Китае, Инд и Ганга в Индии. Древневосточные цивилизации называют речными.

На северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации – Египет. Примерный возраст Египта – 50 веков. Побережье и дельта Нила – места расселения египтян (40 тыс. кв. км.) Это составляет 1/20 часть египетской земли, а остальное – безжизненная пустыня. Главная особенность Египта – жаркий климат. Редкие дожди сделали бы эту страну не колыбелью цивилизации, а пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживаемая египтянами. Для этого создавалась целая сеть каналов, воздвигали плотины, делали водохранилища, а также гидравлические приспособления для орошения полей.

Усиление могущества вождей, превращающихся из военачальников в повелителей на рубеже VI – V тысячелетий до н.э. Формирование классового общества и государства в Египте на тысячу лет раньше, чем в Европе. Завоевание царём Верхнего Египта Менесом Нижнего Египта и основание им столицы Мемфиса (около 3000 года до н.э.). Менес – основатель первой династии. Всего 30 династий. Периодизация истории Египта:

1. Древнее царство (примерно 2900 – 2270 г.г. до н.э.)

2. Среднее царство (2100 – 1700 г.г. до н.э.)

3. Новое царство (1555 – 1090 г.г. до н.э.)

Разные точки зрения на даты конца Древнего Египта. Консерватизм и традиционализм египетской культуры. Исключением являлись лишь реформы фараона Аменхотепа IV (эхнатона).

Египтяне – первый народ, самостоятельно изобретший письменность, явившуюся продуктом длительного развития. Самый ранний вид письменности – пиктография. Позднее – иератическое письмо, которым пользовались жрецы для записей в храмовых книгах. Идеограммы – знаки, отдельные слова посредством изображения предметов или действий. Связь фонетического значения с названиями предметов или действий. Письмо как род искусства в Древнем Египте, большое уважение к писцам. Последняя иероглифическая запись относится к IV веку н.э.(в связи с запретом христианским Римом культа древних богов). Изобретение письменности – самый большой вклад египтян в мировую цивилизацию и культуру. Возникновение из иероглифов синайского, финикийского, а затем арамейской письменности, из которой в IX в. до н.э. появился греческий алфавит, а уж из него – латинский алфавит и славянская азбука.

Мифологическая система связана с культами. Поклонение многочисленным богам. Деление богов на местные божества и на богов обще египетских. Высший культ – культ солнечного божества. Египет – страна солнца, фараоны – сыны Солнца. В Древнем Царстве бог солнца – Ра, впоследствии – Амон – Ра. Вторым по значению были культы Осириса, Исиды и Гора. Бог Гор – сын Осириса, прообраз солнечного божества (изображался в виде сокола). Культ Осириса – умирающего и воскресающего бога стал основой заупокойного культа Египта. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небесных светил (остатки фетишизма и тотемизма).

Культ царствующего фараона – воплощение божества в человеческом облике. На земле фараон – воплощение Гора, а после смерти отождествлялся с Осирисом. Бальзамирование фараонов. Вера египтян в существование, кроме физического тела и души Ба, нечто промежуточного призрачного двойника человека, его жизненную силу под названием «Ка». В период Древнего Царства обладание Ба и Ка приписывалось лишь фараонам и богам. Это отражено в «Текстах пирамид». Бог Ра, к примеру, имел 14 Ка, фараон – 12 Ка. После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мёртвого тела, и тогда душа успокаивается. Тело сохранялось путём бальзамирования, или создавался скульптурный двойник. Для тела возводилось жилище – гробница, и тело снабжалось всем необходимым. Два типа сооружений гробниц: наземного сооружения и гробницы, вырубленные в скалах. Мастабы – исходная форма классического типа пирамид для похорон фараонов первых двух династий и их вельмож. Особенности пирамиды фараона Джосера в Саккара (высота 60 м.) – в её ступенчатой форме (архитектор Имхотеп). Второй тип пирамид – с ломаными гранями в Дашире. Третий тип царской усыпальницы – скальные гробницы (например, гробница Сети I). Самая высокая – пирамида Хеопса в Гизе (высота 147 м.). Она считалась в древности одним из семи чудес света (возводилась в течении 20 лет). Пирамида точно ориентирована по сторонам света. Вход располагался на северной стороне. Внутри находились погребальная камера и разгрузочные камеры, предназначенные для равномерного распределения давления. Все великие пирамиды построены с использованием принципа золотого сечения. Открытие Говардом Картером в 20е годы XX века богатейшей гробницы Тутанхамона, не смотря на споры о её реальном существовании.

Заупокойные храмы при гробницах строились по одному плану. Это были вытянутые по одной линии помещения. Сначала верующие попадали во двор, обнесённый по периметру колоннами, затем следовало святилище, в котором находилась статуя божества. За ним помещалось хранилище, в котором находилась казна храма и скрипторий, т.е. собрание свитков папируса со священными текстами. Перед храмом устанавливался каменный обелиск («окаменевший» луч Ра), к храму вела аллея сфинксов. Сфинкс – символическое олицетворение божественной природы фараона в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавалось портретное сходство с фараоном. Гигантские размеры храмов, невиданная роскошь отделки (храмы в честь Амона – Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы)). Особый вид храмового комплекса – храмы, вырубленные в скале (храм Рамсеса II в Абу – Симбеле в Северной Нубии, вход в него фланкировали 20-метровые скульптурные изображения Рамсеса II).

Скульптура Древнего Египта строго канонична. Сложилось два типа статуй: стоящей – фигура напряжённо выпрямлена, фронтальна, левая нога делает шаг вперёд, руки опущены; сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом. Скульптура портретна. В рельефных композициях лицо, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи – в фас. Рельефы всегда раскрашивались, фигуры обводились контурами. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост (причём она всегда была выше ростом, чем все остальные), затем вдоль стен коридоров развёртывалось шествие носителей даров. Изменения коснулись искусства во времена Аменхотепа IV. Оно обратилось, прежде всего, к душевному состоянию человека. Скульптурные портреты самого Аменхотепа IV, его жены Нефертити поражают сочетанием царственности и человечности. Религиозно-политические реформы Аменхотепа IV были разрушительными для традиций (попытка создать монотеистическую систему вероисповедания – поклонение единому Богу Атону). Имя его со временем было проклято. В искусстве снова стал культивироваться торжественно-монументальный стиль.

Древнейшая литература в мире – египетская. Это сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, философские сочинения («Беседа утомлённого жизнью со своей душой»). В музыке египтяне применяли теорию мировой гармонии. Их музыкальная гармония подчиняется числовым отношениям, отражающим пропорционирование в режиме золотого сечения, свойственного явлениям природы. Любимыми были песни – плачи над мёртвым Осирисом. Древнеегипетские предания о потустороннем мире известны с III тыс. до н.э. Они даны в «Текстах пирамид», начертанных на стенах гробниц фараонов Древнего Царства. Творения религиозной египетской мысли Среднего Царства называют «Книгой мёртвых». Основная идея книги – идея спасения душ. Души бессмертны только тогда, когда они очистятся и из тьмы пробьются к свету знания. Путь достижения истины иерофанты разделили на ступени познания и подчинили этому процесс образования. Высшая ступень открывала знание законов психической энергии, законов всеобщей гармонии. Хранители знаний передавали законы, скрытые в специальных символах, только способным их воспринимать.

Завоевание Египта эфиопами, ассирийцами. Объединение египетской монархии в VII в. до н.э. вокруг сакских правителей. Окончательная утеря Египтом военно-исторической роли. Египет становится частью чужой истории. Культура Древнего Египта оказала сильное влияние на европейские и арабские народы.

До конца XVIII века о культуре Месопотамии мало что известно. Научные экспедиции: Карстен Нибур (книга «Путешествие по Аравии и соседним странам»), Георг Ф. Гротефельд (расшифровка клинописных значков). На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города – государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Их происхождение – загадка. Шумеры владели высокой культурой земледелия, создали систему каналов для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Они изобрели гончарный круг, плуг – сеялку, колесо, парусную лодку, литьё из меди и бронзы, клинописное письмо, арифметику, профессиональную армию, медицину; составили первые правовые кодексы. Шумеры первыми ввели в строительство такие элементы как арка, купол, пилястры, фриз, мозаику, резьбу по камню, гравировку, инкрустацию; изобрели кирпич. Древнее литературное произведение «Эпос о Гильгамеше» появилось у шумеров.

Мир духовной культуры шумеро-аккадцев основан на мифологии. Впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять её как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, о Великом Потопе, о первом человеке и другие, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже – в библейские сюжеты.

В конце IIтыс. до н.э. шумеро-аккадцы ассимилировались с вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон. Широкое распространение грамотности в обществе (наследие шумерской клинописи). Влияние вавилонской религии было прочным. Оно было связано с обширными знаниями жрецов по астрономии, метрологии, математике и др. Её влияние распространялось на представления иудеев, неоплатоников, христиан. Религиозные верования отразились на монументальном искусстве. В городах строили храмы, возле которых обычно находился зиккурат – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами (уступов – террас могло быть от 4 до 7). Царь Хаммурапи (1792 – 1750 г.г. до н.э.) создал единую законодательную систему (на базальтовом столбе начертаны 282 статьи судебного сборника).

Ассирийская держава приходит на смену Вавилону во время правления царя Саргона II. Столица – город Ниневия. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, прославляло победы завоевателей. Характерны изображения крылатых быков, львов, коней. Тематика искусства ограничена военными, культовыми, охотничьими сценами. Царь Ашшурбанипал (VII в. до н.э.) основал библиотеку в городе Ниневия (десятки тысяч клинописных текстов). На смену Ассирии в VIв. до н.э. пришла Иранская империя. Искусство – светское, придворное. B IVв. до н.э. Иран завоёван Александром Македонским и включён в сферу влияния эллинистической культуры. III в.до н.э. правящая династия в Иране – Сасаниды. Государственная религия – зороастризм. Таким образом, культура Месопотамии передала грекам, евреям и другим народам свои многочисленные достижения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.