Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура древнего Рима




История Древнего Рима охватывает период с VII в. до н.э. по V в. н.э. На Аппенинском полуострове обитали племена янигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: одна – латины, другая – умбры, марсы, самниты, вольски. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков.

Происхождение и язык этрусков не выяснены. Сведений о религии сохранилось очень мало. Религия носила мифологический характер, но в ней большую роль играли божества загробного мира. Архитектура этрусков была похожа на греческую, но они использовали камень только для фундамента, каркас делали из дерева, а стены из кирпича-сырца. Храмы расписывались и украшались скульптурой из терракоты.

Интересны скульптурные портреты, связанные с заупокойным культом. Бюсты умершего устанавливались на крышках погребальных урн или саркофагов, они передают индивидуальные черты умерших. Гладиаторские бои римлян восходят к традициям этрусков устраивать показательные выступления воинов на похоронах знатных людей. В IV в. до н. э. территория этрусков была завоевана Римом, но традиции искусства этрусков оказали не столь значительное влияние на римское, сколько греческая культура.

Религия Рима схожа с греческой. Все боги, руководимые Юпитером, отличались своими именами. Главные 12 божеств Италии: Юнона, Юпитер, Веста, Марс, Церера, Аполлон, Диана, Нептун, Вулкан, Меркурий, Минерва, Венера. Жертвоприношения и молитвы, предшествующие всякому виду сельскохозяйственных работ. Празднование Нового года с 153 г. до н.э., сначала с 1 марта, затем 1 января. Декабрьские сатурналии (5 дней): хозяева за столом прислуживали рабам. Первое место занимают праздники Юпитера и Марса, затем идут земледельческие и винодельческие, за ними – пастушеские. В то время как греки представляли себе всякое божество личностью, наделяли его яркой индивидуальностью, римляне старались выяснить значения явлений и закрепить за каждым из них своего бога. В римской религии мало идеального, здесь нет места обожествлению героев. Религия основана на привязанности к земным благам: римлянин искал у своих богов помощи в трудовой деятельности.

У римлян издревле существовали жрецы и их коллегии для служения Марсу и Юпитеру: авгуры, понтифики, фециалы. Жрецы не имели права вмешиваться в государственные дела, а выступали как советники. Боги не нуждались в художественных изображениях. Следовательно, фантазия римлян плохо развивалась в религиозной творческой сфере, поэзия и философия не сумели подняться над уровнем посредственности, но зато она была доступна всем. Римская религия не препятствовала усвоению чужих богов (культ Кибелы, культ Вокха). В последние годы республики государственная религия сохранялась как политически удобное учреждение, но души она уже не волновала. Наряду со стоицизмом в Риме распространилась система Эпикура, подходящая для людей, склоненных искать забвения тревог жизни в апатии или в поверхностной иронии. Начал распространяться неопифагоризм, соединявших в себе элементы различных философских систем, естественнонаучных и мистических знаний.

С установлением республиканского строя, Рим (75 г. до н.э. – время основания города) становиться аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI – III в.в. до н.э., поздней – с III – I в. до н.э. Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова, а затем, ведя постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Рим разрушает Карфаген и превращает Грецию и Македонию в римские провинции. Рим становится мощной средиземноморской державой, но внутри государства начинаются гражданские войны, приведшие к падению республики. Временная военная диктатура Суллы (138 - 78 г.г. до н.э.), Цезаря (примерно 100 - 44 г.г. до н.э.). Формирование принципа наследственной диктатуры под республиканской оболочкой.

Главным достижением Рима была политическая и правовая культуры: римская республика и римское право. С установлением республиканского строя высшая исполнительная власть оказалась в руках ежегодно избиравшихся консулов (они избирались на центральных собраниях из числа патрициев. Консулы были правителями и судьями в римском государстве в дни мира и войны. Обладая гражданской властью, они могли созывать сенат, народное собрание, исполняли их решения, руководили выборами должностных лиц. Власть консулов была коллегиальной. Наряду с консулами в Римской республике верховным носителем власти было народное собрание (комиции). Это был коллектив всех полноправных граждан. Все граждане Рима формально могли участвовать в народном собрании, быть избранными на государственные должности, иметь собственность, служить в войсках Рима. За плебеями было признано право на самостоятельную организацию и избрание из своей среды ежегодно нескольких должностных лиц – народных трибунов. Таким образом, был учрежден трибунат. Исполнительная власть в Риме осуществлялась магистратами. Магистратуры разделялись на экстраординарные и на ординарные (постоянные). Экстраординарные магистраты (диктаторы, триумвиры) избирались в особых случаях. Только сенат мог вынести решение о назначении диктатора. Высшими ординарными магистратурами были два консула, преторы (ведали судопроизводством), цензоры (переписывали граждан, определяли их имущественное положение, вносили в соответствующий имущественный разряд и многое др.), народные трибуны, низшими – эдилы (порядок в городе, его благоустройство), квесторы (казна).

Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат. Сенаторы назначались цензорами из числа бывших магистратов в строгом соответствии с их рангом. Сенат мог быть созван только высшими магистратами. Права сената велики: он утверждал постановления комиций, избранных ими должностных лиц, руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, наблюдал за культом, ведал военной жизнью республики.

Римское право. Поначалу римское право являло собой несложную, архаическую систему, проникнутую патриархальным характером. Когда Рим становится синонимом мира, римское право перестраивается по началам индивидуализма: свобода личности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями. Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим (защита частной собственности). Римское право проникается началом универсальности. Оно нашло себе окончательное завершение в знаменитом своде – Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в таком виде было завещано миру. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права, вплоть до настоящего времени (лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, где оно еще сохранялось).

Авторитетом для Рима в эпоху его расцвета была греческая культура. Греческий язык – язык знати. Римская скульптура – мраморная или бронзовая – копия греческой скульптуры. Римское искусство почти анонимно. Римская архитектура носит более утилитарный характер. Масштаб сооружений, не сопоставимый, как у греков, с человеком. Полезность во имя государства – строительство городов, площадей (форумов), триумфальных арок, храмов, общественных бань (терм), цирков, амфитеатров. На центральной площади Рима – форуме – размещались сенат, суд, архив, тюрьма, трибуна. На форуме ставились статуи горожан Рима. При императоре Андриане (II в. до н.э.) был возведен Пантеон («Храм всех богов»), построенный из камня, кирпича и бетона. Термы служили центром отдыха и развлечений. Самыми большими были термы Каракаллы, занимавшие площадь в 11 га.

В I в. до н.э. Римская республика превращается в империю. Конец I в. до н.э. - II в. н.э. – время ранней империи (эпоха принципата), расцвет рабовладельческих отношений. Римское государство становится огромной империей, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к периоду расцвета империи. Архитектура становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества империи (появление триумфальных арок). При Флавиях строится крупнейший амфитеатр – Колизей (I в. до н.э.): длина наружных стен 527 м, высота 50 м. В Италии было построено 99 амфитеатров. Во времена Империи выдающимся мыслителем был император Марк Аврелий. Во II в. н.э. была создана конная статуя императора марка Аврелия – «философа на троне», послужившая образцом для последующих европейских конных монументов. В период упадка империи (III – IV в.в. н.э.) в древнеримском искусстве появились черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы сооружений, любовь к пышным эффектам, роскошь отделки и беспокойная пластика стен. Строительство развернулось главным образом в провинциях гигантский храмовый комплекс в Баальбеке (Ливан).

Что касается театра, то римляне заимствовали у греков готовые его формы, устройство и основные жанры. Ведущим жанром была комедия, берущая начало от искусства бродячих актеров (гистрионов). В произведениях Плавта и Теренция использовались сюжеты мифов. До нас дошли лишь пьесы Сенеки. Большей популярностью пользовались зрелища в цирках, амфитеатрах, ипподромах. Новинка римского театра – занавес, который опускался сверху. Декорации. Мим как жанр (бытовые сценки). Пантомима. Открытость театра для мужчин, женщин, рабов, рабынь. Упадок художественной драмы, пристрастие к кровавым зрелищам, тяжелые правовые условия жизни актеров свидетельствовали о деградации театральной культуры эпохи империи.

Римская поэзия жанрово разнообразна. Прежде всего – элегия. Вторая половина I в. до н.э. – взлет римской литературы: Вергилий, Гораций, Овидий. Римский роман: Петроний («Сатирикон»), Апулей («Метаморфозы, или Золотой осел»).

IV – V в. н.э. – период поздней империи, принципат уступает место доминанту – неограниченной монархии восточного типа, лишенных всяких республиканских примет. В середине II в. н.э. варвары вторглись в римские провинции, города гибли от эпидемий, голода, землетрясений. В 395 г. произошел раздел римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Рим был захвачен варварами, наступила новая эпоха – средневековье. Однако традиции античной культуры не исчезли, развиваясь в новых исторических условиях. На развалинах Древнего Рима возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

  1. Какие этапы выделяют в истории Древней Греции, в чем состоят их основные особенности?
  2. Назовите виднейших персонажей древнегреческих мифов (богов и героев) и дайте краткую характеристику их места в греческой мифологии и религии.
  3. Назовите крупнейших представителей античной философии и дайте краткую характеристику их учений.
  4. Каковы исторические предпосылки возникновения христианство?
  5. В чем христианство явилось продолжением и порождением античного общества, а в чем оно было отрицанием античности?
  6. Какие из семи чудес света относятся к античной культуре?
  7. Раскройте особенности архитектурных стилей античности.

 

Рекомендуемая литература:

1. Болшаков В. П, Культурология. - М.: Проспект, 2010. - 528с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.