Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура допетровской Руси




Тема 12. Социодинамика отечественной культуры.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М. : Высшее образование, 2009.- 566 c.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М. Высшее образование, 2009.- 566 c.

2. Культурология: учебник/ А.М. Павлова, Н.О. Садовникова /науч. ред. С.Н. Иконникова, 2009.

3. Гуревич А.Я., Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства – М., 2012.

4. Дюби Ж., Европа в средние века – Смоленск, 2008.

5. Культура и искусство западноевропейского средневековья – М., 2011.

6. Культура и искусство средневекового города – М., 2011.

7. Культура эпохи Возрождения и Реформации – М., 2009.

8. Ильина Т.В., История искусств. Западноевропейское искусство – М., 2009.

9. Гурьевич А.Я., Категории средневековой культуры – М., 2008.

10. Баткин Л.М., Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности – М., 2011.

11. Культура Эпохи Просвещения – М., 2008.

12. Лосев А.Ф., Эстетика Возрождения – М., 2010.

13. Оссовская М., Рыцарь и буржуа – М., 2012.

15. CD-ROM: Культурология: Электронный учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. (Электронный учебник PDF). М.: Юнити-Дана, 2011.

16. Культурология. Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования: Учебно-методическое пособие / А.И. Костяев, Н.Ю. Максимова. – 2-е изд., исправ и доп. (Гриф). М.: Либроком, 2010.

21. Краткая история мифа / К. Армстронг. М.: Эксмо, 2011.

 

Цель лекции: раскрыть типологические особенности русской культуры, их формирование и изменение на разных этапах истории, а также основные проявления и значение взаимодействия русской культуры с другими культурами. Умение видеть и понимать мир как единое целое, осознавать свое
место в нем, включая способность целеполагания, выбора средств для достижения поставленной цели.

Ключевые слова: «агиография», «волхв», «капище», «летопись», «устав», «иконопись», «знаменное пение», «кремль», «парсуна», «секуляризация», «фреска», «скоморох», «цифирная школа», «декадентство», «модерн», «символизм», «футуризм», «антиутопия», «социалистический реализм», «атеизм», «диссидент», «культурная революция».

Вопросы:

  1. Культура допетровской Руси.
  2. Культура России 18 века.
  3. Культура России 19 века.

Первый этап в истории русской культуры – это древнерусская культура. «Древняя Русь» - общее название восточнославянских княжеств 9-13 веков. Однако часто под древнерусской культурой мыслица совокупность явлений, фактов материальной и духовной культуры, имеющих широкие хронологические рамки – от периода языческой Руси до 17 в. По преданию, после потопа сыновьями Ноя Сим, Хам и Иафет разделили землю между собой. Север и запад достались Иофету, от его сыновей произошли славяне.



Словом «Русь» именовалась дружина киевского князя. Хотя точного объяснения этого слова до сих пор нет. Некоторые авторы считают, что так называлось варяжское племя, из которого вышли первые русские князья. В 10 веке Русью называли высший слой русского общества, в основном княжескую дружину. И лишь затем слово «Русь» стало употребляться как географическое название ( в смысле «русская земля»). В 11 – 12 в. это слово приобретает еще одно значение – политическое. Оно стало названием государства.

Славяно – русские племена селились в долинах рек, жили в лесах и степях, они часто воевали. В 8 в. хазары покорили некоторые племена восточных славян, но они же и способствовали развитию торговли между арабским Востоком и русскими славянами. Вдоль речного пути «из варяг в греки» вытянулись древнерусские города: Киев, Любеч, Новгород, Переяславль, Полоцк, Смоленск, Чернигов. Города становились не только торговыми, но и военными центрами, где в роли воинов выступали варяги – скандинавы. Варягами тогда называли пришельцев с Балтийского моря. Имена первых русских князей – варягов, а также их дружинников в основном скандинавского происхождения – Рюрик, Олег, Игорь, Аскольд и др.

Центром политического объединения разрозненных племен становится Киев. Среди основных занятий на Руси было земледелие. Охота, рыболовство, бортничество играли здесь второстепенную роль. В городах расцветали ремесла: широко были известны оружейники, ювелиры, резчики по дереву, косторезы. Изготавливались и речные суда: ладьи, челны, струги.

Значительное место в мировоззрении занимали языческие верования. При этом выделялись два культа: природы и предков. Славяне Древней Руси поклонялись небу ( Свагор ), соллнцу (Дажбог, Хорс), грому и молнии ( Перун ), воздушным стихиям ( Стрибог ), огню и др. явлениям природы. При этом главным Богом – Богом – Отцом считался Сварог, а Дажбог и Сварожич (бог земного огня) – его сыновьями. В летописях главным божеством уже назван Перун. Не менее почитался и Велес – покровитель домашних животных и богатства. Боги изображались в виде деревянных скульптур, которые ставились на открытых местах, и здесь совершали обряды, жертвоприношения.

Культ предков выражался в почитании рода. Почитались рожаницы – женские божества, покровительницы семьи, домашнего очага и всего, что связано с рождением. Покойников хоронили в земле, а позже начали сжигать. Язычество отразилось на всех видах фольклора. Языческие праздники сопровождались песнями, танцами, играми. Были широко распространены гадания, заклинания, заговоры. Большое место в фольклоре занимал былинный эпос, главной темой которого выступала борьба народа за свою свободу, отсюда возник образ богатыря – народного защитника. В эту пору было создано много сказок, пословиц, загадок.

Вопрос о существовании у славян письменности до крещения Руси являлся открытым. Есть немало фактов, свидетельствующих о том, что у восточных славян алфавит получил распространение во второй половине 9 века. Его создали проповедники христианства Кирил и Мефодий. Причем они создали два алфавита – глаголицу и кириллицу. Кириллица была принята на Руси. До середины 14 века все рукописи писали на пергаменте. Древнейшей рукописной книгой является Остромирово Евангелие ( сер. 9 века ). Часто писали и на бересте ( берестяные грамоты ). Значительное место среди письменных памятников Руси занимают летописи. Первые летописные своды формируются в 70-х гг. 11века. Летописный свод 90-х гг. 11 века получил название начального. Он послужил основой для составления в начале 12 века «Повесть временных лет», автором которой был инок Киево-Печерского монастыря Нестор.

Развивалось на Руси и просвещение. Первые училища организовывал князь Владимир. В Древней Руси были школы двух видов: при монастырях, где готовили церковнослужителей, и школы для детей знати. Было распространено и индивидуальное обучение. Ярослав Мудрый организовал при Софийском соборе в Киеве одну из первых библиотек.

Из литературных произведений 11-12 веков известны «Поучения В. Мономаха», «Хождение Даниила», «Житие Феодосия Печерского» и «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба».

Влияние дохристианских представлений заметно во многих видах древнерусского искусства. Языческие символы использовались в декоративно-прикладном искусстве, языческой жизнерадостностью были наполнены иконы и т. д.

Большое значение для культуры Древней Руси имело понятие христианства. Проникновение православия в Киевскую Русь началось в сер. 10 века, но официально стало государственной религией в 988 году. Киевская Русь вела оживленную торговлю с Византией, где господствовало православие. Великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви светской власти, возможность совершать богослужение на родном языке. Родоплеменной политеизм не мог способствовать упрочнению централизированной великокняжеской власти, перестал быть социальным интегратором. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных причин. Для упрочнения контактов с Византией, Западной Европы была необходима общая идейная платформа – принятие христианства.

Немало важной является и роль Киевского князя Владимира в этом процессе. Он был выдающимся реформатором. При принятии христианства кн. Владимир проявил понимание исторической необходимости, волю, твердость в осуществлении поставленной цели. В «Повести временных лет» есть рассказ о «выборе веры». После принятия христианства, уже при сыне Владимира- Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным Византией греком Леонтием.

С 12 в. церковь и князья начали борьбу за религиозную независимость от Византии. В 1589 г. по инициативе царя Ф. Иоанновича был собран Поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова. С этого времени церковь стала обретать большую самостоятельность.

Веками складывающаяся языческая культура, мифологическое мировоззрение, уклад жизни были настолько мощными, что переход к христианскому типу культуры стал возможен лишь на основе синтеза древнерусского язычества и византийского христианства. Христианство на Руси столкнулось с такими прочными языческими верованиями, что вынуждено было считаться со стихийными процессами народного сознания.

В рамках русской культуры длительное сосуществование язычества и православия принимает форму двоеверия. Отметим, что язычество и христианство не просто сосуществовали, но переплетались и проникали друг в друга. Интересно в этом плане проанализировать восприятие народным сознанием образа Христа. «Он вызывал сочувствие своими страданиями, но не более.

Общий смысл того, что Бог принёс жертву человеку, оставался вне народного сознания, которому было свойственно языческое понимание: не человеку приносятся жертвы, а он сам приносится в жертву». Но наиболее близок русскому народу был образ Богородицы связаны и представления о женской сущности Руси, которые имеются в русском фольклоре.

Самобытность, духовность, личностные начала в культуре славян были поставлены в зависимость от отношений к ним власти. Крещение Руси было тоже государственным актом, определившим раздвоение культуры на официальную и народную, которая с тех пор воспринималась как языческая.

Культура на Руси долгое время отождествлялась с искусством, т. е. чем-то ненастоящим, мнимым, но пробуждающим интерес. Развивались архитектура, литература, русское изобразительное искусство, основанные на переработке византийского и европейского опыта, на народных вкусах и местных художественных традициях.

В 14-15 веках в русской культуре формируется антропоморфный образ мира, в центре которого- человек.. Русскую культуру конца 14-начала 15 веков называют предвозрождением- началом создания нового типа культуры. В этот период происходит пробуждение исторического самосознания, укрепление Москвы как центра объединения русских земель. Показателем расцвета русской культуры, а точнее наиболее ярким его выражением, становится изобразительное искусство и особенно иконопись. Расцвет русской иконы в этот период связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия. Так, в живописи Андрея Рублёва торжествует идеал гармонии- духовной и нравственной. Чёткость линий и красок, характерная для Рублёва, была именно чертой эпохи. Простота и лаконичность в отборе деталей явилась одним из средств, использованных Рублёвым, чтобы преобразовать легендарную по сюжету «Троицу» в необыкновенной глубины символ, включивший в себя сложнейшие положения богословия и общечеловеческий смысл.

Политические процессы, происходившие в древнерусском государстве, нашли своё отражение и в литературе. Так, в начале 16 века появляется «Послание на звездочётцев» Филофея, в котором выстроена концепция «Москва- третий Рим». Возникает новый вид литературы- светская публицистика.

17 век подвёл своеобразный итог влияния народного творчества на развитие художественной культуры- определённые функции фольклора были перенесены в профессиональную деятельность. Стало очевидным, что русская культура продолжает развиваться с учётом древних языческих обычаев и верований, однако расширяется сфера европейского влияния на процессы бытовой культуры.

В 17 веке было предпринято и дальнейшее укрепление церковной организации. Реформа Никона преследовала цель доказать ортодоксальность русской православной церкви, канонизировать культовую сторону православия. Вместе с тем он хотел утвердить приоритет духовной власти над светской. Однако Поместный собор осудил патриарха Никона и признал подчинение церкви царской власти. Реформы Никона привели к внутрицерковному расколу.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.230.230
Генерация страницы за: 0.089 сек.