Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура России 18 века




Конец 17-го – первая четверть 18-го века – эпоха петровских преобразований и реформ. Радикальные реформы правительственных учреждений, армии и флота, строительство новой столицы, реорганизация общественной жизни всех сословий – все это оказало большое влияние на культуру. В соответствии с потребностями времени получили мощный импульс архитектура и театр, литература и живопись, проповедничество и музыка. Пропаганда нового мироотношения требовала масштабных форм идеологического воздействия. Эту задачу решали триумфальные массовые празднества – «всенародные торжествования», посвященные победам русского оружия и другим знаменательным событиям государственной жизни. Сложность и многозначность аллегорических композиций, барочный динамизм отличают искусство петровского времени. Вместе с тем все отчетливее проявляются черты иного стиля – рабочая деловитость, напряженный и организованный ритм строительства государства, рациональность и простота. Это проявилось в «голландских» постройках Петербурга, в реалистичности живописных портретов И. Никитина и А. Матвеева, в литературных жанрах, тяготеющих к документальности.

Взаимодействие стилевых потоков в русской культуре петровского времени было на редкость противоречивым. Ясно прослеживалась тенденция определить «правила», регламентировать формы общественной жизни. Эта тенденция являлась основополагающей в «Духовном регламенте». Здесь утверждалась внесословная ценность человека, важнейшее качество которого – верность гражданскому долгу.

Особенностью культурного развития России в первой четверти 18 века стала демократизация общественно – политической и научно – теоретической мысли. В обсуждение проблем государственного строительства вовлекаются представители различных слоев общества. Уникален документ эпохи – «Книга о скудости и богатстве…», написанная «землепашцем» Иваном Посошковым. Автор отстаивает принцип справедливого государственного устроения на основе равенства всех сословий перед законом.

До 18 века эталоном считалась византийская культура. Пётр 1 предопределил западноевропейскую интеграцию русской культуры. Но и восточная, и западная ориентации русской культуры носили искусственный характер и препятствовали созреванию своего, самобытного культурного образа.

Со смертью Петра 1 миновало время стремительных преобразований. Однако процессы формирования новой культуры и просветительского мировоззрения продолжали развиваться и в условиях неустойчивости правительственной власти, борьбы в верхах между родовитым боярством и теми, кто выдвинулся в петровскую эпоху благодаря своим личным качествам, в условиях распрей между консерваторами и сторонниками новых форм общественной жизни. В этой связи нельзя не отметить деятельность просветителей, которых Ф. Прокопович назвал «учёной дружиной». Будучи деистами, они признавали самостоятельность и самоценность земных законов, управляющих нравственной природой людей и их отношениями в обществе (Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев и др.). Так, просветительскую мысль Прокоповича о единстве физической и духовной природы человека, о возможностях разума и воли человека Кантемир дополнил утверждением о познавательных способностях чувства, творческой фантазии. Идеи Просвещения развивал В. Татищев.

Говоря об общественной мысли того времени, нельзя не упомянуть о трудах Г. Теплова, В.Тредиаковского, А. Сумарокова, Я. Козельского, Н.Новикова и, конечно же, М. Ломоносова. Ломоносов - выдающийся учёный, поэт, художник и философ. Его работы содержат первоначальный итог накопления предшественниками и современниками наблюдений. Первым из русских просветителей Ломоносов назвал критерием ценности научного и художественного творчества «народную пользу». Ломоносов мыслил историю национальной культуры как единый процесс, в котором новое питается старым, отчётливо ощущая преемственность культуры Нового времени, её связь с традициями Древней Руси.

Проблема национального характера и его отражение в искусстве оказалась своеобразным итогом развития просветительской мысли.

Правление Екатерины // оставило заметный след в истории России. Её политика «просвещённого абсолютизма» предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Стремление соответствовать этому образцу не помешало Екатерине усилить крепостной гнёт и распространить его на новые земли. Крепостное право было незыблемым фундаментом дворянских представлений об обществе и справедливости.

Ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма» явился созыв Екатериной // Уложенной комиссии для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 года.

При Екатерине // была предпринята попытка заняться развитием просвещения народа. Система народного образования была заимствована ею из Австрии, а воплощать данную систему был приглашен в Россию Ф. Янкович. Янкович перевёл на русский язык различные уставы и инструкции учителям, а также издал учебники: «Российский букварь», «Сокращённый катехизис», «Руководство к арифметике» и другие.

В 1795 году открывается государственная общедоступная библиотека - Императорская публичная библиотека (первая была открыта ещё Петром / в 1714 году).

В 1765 году возникло первое русское научное общество - Вольное экономическое общество, способствовавшее разработке научных основ агрономии, усовершенствованию и созданию сельскохозяйственных орудий.

В 1783 году, по совету княгини Дашковой, была основана Российская академия.

В области отправления религиозных обрядов и вероисповедания при Екатерине // произошли значительные перемены, предоставляющие большую свободу для различных религий.

На церковное искусство и музыку очень сильно оказывал влияние Запад. Соборы и церкви, построенные в 18 веке, совсем непохожи на древнерусские храмы.

Французская буржуазная революция 1789 года нашла самый широкий отклик у российской общественности и во многом определила атмосферу духовной жизни России. Передовая общественная мысль все боле решительно протестует против крепостничества во всех его проявлениях. Эти мотивы были свойственны творчеству А. Радищева.

Само просветительство в России породило два основных художественных метода: интеллектуальный, представленный классицизмом, и сентиментальный. Ранний сентиментализм оказывал большое влияние на творчество культом пасторальных мотивов, идеей бегства в природу, воспеванием простых человеческих чувств, далёких от дидактической патетики классицизма.

«От Карамзина и Радищева идут два направления русской культурологической мысли. Одно из них, исходящее от Карамзина, ищет решения проблем исторического развития России через философско-эстетическое познание национального искусства. Оно получает особое значение в русской культуре 20- х годов 19 столетия». Другое направление, следуя Радищеву, ищет путей познания национального искусства как социального явления. Это направление проявилось в литературной деятельности декабристов и в демократической мысли 30- 40 годов 19 века.

Видным представителем русского сентиментализма был И. Дмитриев, сильно повлиявший на творчество Жуковского, Батюшкова. Большую роль в литературе 18 века сыграли сочинения Г.Державина, Д. Фонвизина. Из других видов искусства развиваются опера, театр, портретная живопись. Русская архитектура развёртывается в системе общеевропейских художественных стилей. С начала 18 века распространяется барокко, а 1760- 1770–е годы ознаменованы переходом к классицизму.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.