Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура постмодернизма




К хрестоматийным постмодернистским текстам можно отнести работу американского литературоведа Лесли Фидлера «Пересекайте рвы, засыпайте границы» (1969г.). В ней впервые поставлена проблема снятия границ между элитарной и массовой культурами, между реальным и ирреальным. В постмодернистском творчестве имеется связь реальности технологизированного мифа и мира, что отвечает в равной мере элитарному и массовому вкусам. Поскольку произведение искусства многоязычно, оно приобретает двойную структуру как на социологическом, так и на семантическом уровнях.

Американский архитектор и критик Чарльз Дженкс, работающий в русле идей Фидлера, ввёл понятие «двойного кодирования», обращения к массам и к профессионалам. Роман Умберто Эко «Имя розы» стал классическим примером постмодернистского романа.

Важной чертой постмодернизма является идея демократизации культуры, отказ от трансцендентных идеалов, влекущих в своё время творцов модернизма. У.Эко отмечает, что поскольку модернизм доходит до абстракции, до чистого холста, до дырки в холсте, то «постмодернизм» относится к прошлому как к тому, что невозможно уничтожить. Его уничтожение ведёт к немоте, поэтому его нужно переосмыслить. Идея иронического отношения к предшествующим культурным ценностям разработана Джеймисоном в изложенной им концепции пастиша. Как и постструктурализм, который, оттолкнувшись от структуралистического принципа «игры структур», разработал новый принцип – алеаторику (alea – игра в кости, случайность), так и постмодернистская практика выработала принцип «пастиш», получивший название от итальянского pasticcio – опера, составленная из кусков других опер, попурри. В отличие от модернистской пародии, которая содержит сатирический импульс, пастиши – это пустая пародия, поскольку пародировать уже нечего. Такие новые приёмы в художественном творчестве, как «интертекстуальность», «цитации», «нонселекция» постмодернистского периода обоснованы Роландом Бартом. Способность современного художественного творчества использовать различные стили, жанры, сосуществование разных форм дало основание Вельшу назвать искусство школой плюрализма.

Искусство ХХ в. и начала ХХI в. стало генератором многих постмодернистских идей, формой их кодирования, трансляции манифестации. Классификацию многих основных характеристик постмодернизма предложил американский литературовед Ихаб Хасан. В целом культурная парадигма выражена, по его мнению, в следующем:

1) неопределённость, открытость, незавершённость;

2) фрагментарность, тяготение к деконструкции, к коллажам, к цитациям;

3) отказ от канонов, авторитетов, ироничность как форма разрушения;

4) утрата «Я» и глубины, ризома, поверхность, многовариантное толкование;

5) стремление представить непредставимое, интерес к эзотерическому, к пограничным ситуациям;

6) обращение к игре, аллегории, диалогу, полилогу;

7) репродуцирование под пародию, травести, пастиш, поскольку всё это обогащает область репрезентации;

8) карновализация, маргинальность, проникновение искусства в жизнь;

9) перформенс, обращение к телесности, материальности;

10) конструктивизм, в котором используются иносказание, фигуральный язык;

11) имманентность (в отличие от модернизма, который стремится к прорыву в транцендентное, постмодернистские искания направлены на человека, на обнаружение трансцендентного в имманентном);

Современная скульптура всё чаще сближается с архитектурой. Это выполненные из конструкционной стали и бетона потомки таких доисторических памятников, как Стоунхендж. Часто создатели такой скульптуры ограничиваются ролью дизайнера и не участвуют в изготовлении, чтобы подчеркнуть безличность и возможность повторения их произведения. Если не находится мецената, готового оплатить расходы на исполнение этих дорогостоящих работ, они так и остаются на бумаге, а иногда достигают стадии макета. Скульптура «Х» канадца Роналда Блейдена (1918-1988 гг.) первоначально выполнена была вместо металла из крашеного дерева для демонстрации в двухэтажном зале Галереи Коркоран в Вашингтоне. Её величественный, подавляющий вид подчёркивает «ничтожность» размеров неоклассической колоннады зала.

Наилучшим местом для воплощения так называемой «скульптуры окружающей среды» является сама земля, так как она позволяет автору преодолеть ограниченность человеческих масштабов. Творцы «земного искусства» создают проекты размерами в десятки километров. Проблема стоимости земли и затруднения с поиском подходящих строительных площадок на густонаселённой планете приводят зачастую к тому, что немногие проекты удаётся довести до завершения.

Произведение Роберта Смитсона (1938-1973 гг.) «Спиральный причал» - это мол, который был насыпан от берега в Большом Солёном озере в штате Юта, сейчас частично скрылся под водой. Естественный процесс, в ходе которого природа поглощает «Спиральный пирс» с самого начала был учтён в замысле Смитсона. Проект, тем не менее, продолжает жить в фотографиях.

Если мы согласны на ограничение понятия «скульптуры» лишь объектами, выполненными из одинакового материала, то нам придётся выделить «ассамбляжи», т.е. конструкции, выполненные в смешанном материале в особый класстр. Тем не менее придерживаться правила единого материала не следует слишком буквально. В мобилях Колдера, например, нередко применяются сочетания металла, верёвки, дерева и других композиционных элементов. Но мы не считаем их «ассамбляжи», потому что эти материалы не воспринимаются как нечто самостоятельное. И наоборот, объект можно отнести к разряду «ассамбляжей» даже если он в основном и состоит из однородного материала. Это часто относится к «мусорной скульптуре» (“junk sculpture”), созданной из обломков механизмов, из автомобильных деталей и других аналогичных отходов и составляющих обширный класс, который можно отнести и к скульптуре, и к «ассамбляжам», и к «инвайронментам», в зависимости от конкретного характера работы.

Первым «ассамбляж» создал ещё в середине пятидесятых годов Роберт Раушенберг (род. 1925г.). Подобно композитору, извлекающему музыку из характерных шумов повседневной жизни, он создавал произведения искусства из отходов современной цивилизации. Его «Одалиск» - это коробка, обклеенная различными картинками: комиксами, фотографиями, вырезками из иллюстрированных журналов, которые объединены только беспорядочной нанесённой поверх них художником сеткой из мазков. Коробка установлена на ножке, которая каким-то непонятным способом прикреплена к подушке, стоящей на деревянной подставке, а венчает всё это странное сооружение чучело курицы.

Концептуальное искусство. У концептуального искусства тот же “святой покровитель”, что и у поп-арта – Марсель Дюшан. Оно возникло в 60-е годы. Оно более радикально, чем поп-арт, настаивая на том, что искусством является скачок изображения, а не исполнение. Произведения искусства – лишь случайные побочные продукты скачка воображения, от них можно полностью отказаться, как и от картинных галерей, а если брать еще шире - то и от зрителей. Требуется только как-то зафиксировать творческий процесс. Иногда это делается в виде словесной записи, но чаще – с помощью фотографии, видео или кино, демонстрируемых на “инсталляции”. Этот сознательный антихудожественный подход (из искусства устраняется эстетика), вытекающий из дадаизма, содержит в себе множество интересных парадоксов. Как только документирование обретает зримые формы, оно начинает вступать в опасную близость к другим видам искусства (особенно если размещается в галерее, где ее может видеть публика), так как полностью отделить воображение от эстетики невозможно.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

  1. Как в современных культурологических концепциях объясняются причины кризиса культуры ХХ века и что предлагается для его преодоления?
  2. Дайте краткую характеристику основных направлений в искусстве ХХ века.
  3. Дайте аргументированную оценку роли массовой культуры в обществе.
  4. Что такое антикультура и каковы проявления антикультуры в современном обществе?
  5. Раскройте особенности основных течений современной молодежной субкультуры в России и за рубежом.
  6. Какое влияние на развитие культуры оказывают процессы глобализации?
  7. Каковы перспективы выживания национальных культур в условиях глобализации?

 

Рекомендуемая литература:

1. CD-ROM: Культурология: Электронный учебник для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. (Электронный учебник PDF). М.: Юнити-Дана, 2011.

2. Культурология. Диалоги, схемы, таблицы, упражнения, тесты, комментарии, рекомендации, исследования: Учебно-методическое пособие / А.И. Костяев, Н.Ю. Максимова. – 2-е изд., исправ и доп. (Гриф). М.: Либроком, 2010.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.