Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие русской музыки во второй половине XIX в




Живопись В. И. Сурикова

 

 

Вершиной развития исторического жанра является творчество Василия Ивановича Сурикова, создавшего летопись настоящего и прошлого Руси. Его выдающееся значение в русской живописи оп­ределили исторические полотна: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Поко­рение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899), «Степан Разин» (1906).

«Яне мыслю себе действия одной исторической личности без на­рода. Главная моя задача — вытащить народ на улицу», — говорил художник. Именно народу, его мужеству и храбрости посвятил Су­риков картину «Покорение Сибири Ермаком».

Хмурый осенний день. Низко нависло свинцово-серое небо. На мутных и холодных волнах Иртыша в ожесточенной битве встретил­ся казацкий отряд Ермака с полчищем хана Кучума. Казаки решительно устремляются к обры­вистому берегу. Они спокойны и уверены в себе. В воинстве же Кучу­ма царят смятение и паника. Он вынужден медленно отступать, бес­порядочно отстреливаясь. Свистят стрелы, натянуты луки, все окута­но пороховым дымом. Кучум с берега наблюдает за сражением.

В гуще казаков под стягами знамен стоит Ермак. Сурово и спо­койно смотрит он в сторону противника. Жестом левой руки он ув­лекает в бой казаков. Рядом с ним его первый помощник есаул Иван Кольцо, готовый в любое мгновение обрушиться на врага. И вот уже дрогнуло кучумовское войско. Побросав оружие, многие спасаются бегством. Мольбы шаманов на берегу не могут изменить исход сра­жения. Битва еще в самом разгаре, но успехи казаков очевидны. Изобразив на картине не более сотни людей, Суриков сумел передать ожесточенность битвы небольшого казачьего войска с бесчис­ленной ордой. Столкновение «двух стихий» мастерски передано художником.

Картина поражает богатством палитры. Преобладающие в ней серовато-коричневые тона со свинцовыми отливами сочетаются с золотисто-желтым и малиновым цветами в одеждах воинов. Во всем, даже в мельчайших деталях, художник стремился быть максималь­но точным. Долго и внимательно он изучал вооружение ханского войска, причудливые узоры национальных одежд народов Сибири. Более трехсот этюдов было выполнено художником в процессе рабо­ты над картиной. Увидев ее на передвижной выставке, В. В. Стасов сказал:

«Это настоящая русская, оригинальная, самостоятельная, ни­откуда не заимствованная историческая национальная живопись».

 

(П. И. Чайковский)

 

 

Всего 53 года вместила жизнь выдающегося русского компози­тора Петра Ильича Чайковского (18401893), а в обширном спи­ске созданных им произведений мы найдем десять опер, три балета, шесть симфоний, девять программных симфонических произведе­ний, концерты, сюиты, квартеты, музыку к драматическим спектаклям, более ста романсов и множество других сочи­нений. Чайковскому принадлежат слова:

«Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых; она является к тем, которые призывают ее». Развивая музыкальные традиции западноевро­пейских романтиков, испытав влияние Венской клас­сической школы и русских композиторов «Могучей
кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его о бое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры. Невозможно осветить все страницы творческой биографии, а потому обратимся лишь к некоторым из них.

В области симфонической музыки Чайковский разработал жанр программной симфонической поэмы («фантазии», или «увертюры-фантазии», по определению самого композитора) и «классической» симфонии в четырех частях. Программами для сим­фонических «фантазий» служили литературные произведения Дан­те («Франческа да Римини», 1876), Шекспира («Ромео и Джульет­та», 1869; «Буря», 1873; «Гамлет», 1888) и Байрона («Манфред», 1885). В каждой из них легко угадывался литературный источник, чувствовалось стремление композитора как можно точнее воссоз­дать в музыке суть художественных образов.

Из шести созданных симфоний особой популярностью пользуют­ся Четвертая (1877), Пятая (1888) и Шестая (1893), которые одно­временно несут в себе трагическое начало и светлый оптимизм.

«Музыкальная исповедь души», по словам композитора, «изли­вается посредством звуков... подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами. Разница только та, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения...»

Трагическое одиночество человека с горячим и трепетным серд­цем, его разлад с окружающей действительностью пронизывают му­зыкальную ткань этих симфонических произведений. В то же время в них переданы устремленность героя к светлой мечте, гармонии и идеалу, торжество человека над жизненными обстоятельствами и превратностями судьбы. В симфониях Чайковского особенно ощу­тимо философское осмысление сущности бытия, проблем жизни и смерти, счастья и красоты.

Одно из главных мест в творчестве Чайковского занимает музы­ка к операм. Долог и мучителен был поиск собственных путей в со­здании лирико-психологической музыкальной драмы. Лучшие оперные произведения композитора — «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890).

В опере «Евгений Онегин» Чайковский сосредоточил главное внимание на изображении душевных переживаний героев. В сцене письма Татьяны удивительно точно и тонко отражены душевное смя­тение героини, ее чувство зарождающейся любви к Онегину. Неподдельно искренни и эмоциональны переживания Лен­ского в ариозо (сольный музыкальный номер в опере, обычно меньше арии) «Я люблю Вас, Ольга!» и в знаменитых ариях «Куда, куда вы удалились?» и «Что день грядущий мне готовит?».

Темы судьбы, беспощадной к человеку, злой и коварной Графи­ни, безудержной страсти Германна к картам и его искренней любви к Лизе мастерски разработаны Чайковским в опере «Пиковая да­ма». В музыке блестяще переданы идея губительной власти денег, лживая атмосфера высшего света, способного сломить даже неза­урядного человека. В заключительном ариозо Германна «Что наша жизнь? Игра!» звучит мотив справедливого возмездия за бесчестный поступок и недостойное поведение.

Сказочно-романтическим светом озарена балетная музыка Чайковского, в которой он выступил не только как блестящий ре­форматор, но и как первооткрыватель. Если раньше в балетных спектаклях основное внимание уделялось хореографическому мас­терству и виртуозности танцовщиков, то теперь музыка начинает играть важнейшую роль в организации драматургического дейст­вия. В балете впервые были использованы закономерности симфо­нической музыки. Музыкальные образы «Лебединого озера» (1876) развивались в соответствии с принципами оперного и симфониче­ского искусства. Музыка к «Лебединому озеру» была просто замеча­тельна. Музыкальный критик Г. А. Ларош писал:

«По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я ког­да-нибудь слышал... Мелодии одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия; ритм вальса, пре­обладающий между танцевальными номерами, воплощен в та­ких разнообразных грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изобретение даровитого и многосторонне­го композитора не выдерживало более блистательного испыта­ния»

В 1889г. Чайковский создает музыку к балету «Спящая краса­вица» по мотивам сказки французского писателя Ш. Перро. Спустя несколько лет он пишет музыку к двухактному балету-феерии «Щелкунчик» (1892). В созданном фантастическом мире автор воп­лотил вечные проблемы борьбы Добра и Зла, веру в победу светлых идеалов Радости и Любви. Формы аллегории оказались наиболее подходящими для воплощения художественного замысла компози­тора. В ночь веселого рождественского праздника зажигается елка, оживает мир детских игрушек, в зимнем заснеженном лесу совер­шаются необыкновенные чудеса. В плавном вальсе искрятся и кру­жатся легкие снежинки, наполняя все ярким светом гармонии, по­коя и красоты.

Работая над музыкой к балетным спектаклям, Чайковский про­изнесет однажды знаменательные слова: «Балет — та же симфония». Они и станут его главным открытием в создании балетной музыки.

Вершиной творчества Чайковского стали фортепианные пьесы «Детский альбом» и «Времена года» (1876). Цикл пьес «Времена го­да» свидетельствует об удивительном музыкально-живописном та­ланте композитора, сумевшего создать картины родной русской природы.

Большую художественную ценность представляют романсы Чайковского. Их отличают искренность лирического чувства, инто­нации русской народной песни и бытового романса. Давно стали ше­деврами его проникновенные произведения в этом жанре: «День ли царит» на слова А. Н. Апухтина, «То было раннею весной...», «Бла­гословляю вас, леса...» и «Средь шумного бала» на слова А. К. Толс­того. Хорошо известны и вариации русских народных песен «Кабы знала я, кабы ведала», «Я ли в поле да не травушка была». Многие из этих маленьких поэм, драматических монологов и лирических миниатюр исполнялись лучшими певцами в крупнейших концерт­ных залах мира.

Традиции П. И. Чайковского в музыке в дальнейшем успешно развивали А. К. Глазунов (1865—1936), С. И. Танеев (1856—1915), Н. Г. Рубинштейн (1835—1881) и С. В. Рахманинов (1873—1943).

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие социальные проблемы затрагивал в живописи О.Домье?

2. Что такое литография?

3. Каковы характерные особенности произведений исторической живописи?

4. Что отличает произведения художников-передвижников: Репина, Сурикова, Васнецова, Ге и других?

5. В чем значение В.Сурикова как мастера исторического жанра?

6. Как в картине «Покорение Сибири Ермаком» удалось художнику передать важный момент в русской истории?

7. В чем заключается неповторимый и оригинальный стиль музыки Чайковского?

8. Как в произведениях Чайковского передана «исповедь души» человека?

9. Какие темы затрагивал Чайковский в симфонических произведениях?

10.В каких музыкальных жанрах проявился талант Чайковского

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.