Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии целеполагания. Закон композиции – пропорциональности

Формирование целевой картины организации может осуществляться по различным сценариям, с учетом определенных требований и правил.

В формировании идеалов, видения будущего организации могут принять участие все сотрудники, но основная роль здесь принадлежит руководителю. Его жизненный и профессиональный опыт, личностные качества и осознание ответственности перед всеми, кто работает в организации и связан с ее деятельностью, оказывают существенное влияние на определение (выбор) организационных горизонтов, главных намерений и миссии.

Работа по формулировке миссии требует участия экспертов, группы специалистов, способных преобразовать общие намерения в краткие, но емкие высказывания. Здесь большое значение имеет точная формулировка ценностей, общих целей, учет возможностей организации в достижении социально-значимых результатов. Типичными ошибками являются: представление миссии как функциональной цели (например, «повышение уровня рентабельности капиталовложений»); зауженная ориентация на предмет (например, «строительство объектов телефонной связи»; для миссии лучше: «обеспечение клиентов современными средствами связи и телекоммуникации»); ориентация миссии на внутренние потребности и ближние перспективы; слабая поддержка миссии сотрудниками организации.[49] Зачастую миссия не поддерживается совокупностью целей и стратегий организации. При этом нарушается организационный закон композиции – пропорциональности: «цель деятельности подсистемы должна быть подцелью деятельности всей системы». Преодолением этого недостатка является построение дерева целей, связанное с использованием методов SWOT-анализа, формулировкой стратегических целей и выбором стратегий, разработкой оперативных мер (проектов, программ, планов). Можно выделить следу­ющие правила построения дерева целей:

• ясность и четкость формулировки каждой цели, не допускаю­щей произвольных толкований и неоднозначностей;

• цели каждого уровня должны быть сопоставимы по своему мас­штабу и значению;

• формулировка целей должна обеспечить возможность количес­твенной или порядковой оценки степени ее достижения;

• полнота декомпозиции: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, что достижение всех целей нижнего уровня означало бы достижение целей верхнего уровня;

• цель вышестоящего уровня не является простой суммой целей нижнего уровня;

• цель нижестоящего уровня определяется вышестоящими;

• цель нижестоящего уровня является средством для достижения вышестоящей цели;

• при переходе к низшим уровням цели все более конкретизиру­ются;

• дерево целей — это единая, но детализированная цель.

 

 
 
Закон композиции – пропорциональности: система стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности (пропорции). Цель деятельности подсистемы является подцелью всей системы.

 


В ряде организаций при разработке целевой картины и организации работы по реализации целей используется методика SMART. Цели должны быть конкретными, определенными (Specific); измеримыми (Measurable); активизирующими, амбициозными (Actionable); согласованными (Relevant), ограниченными по времени (Time-bounded).

Система целевых ориентиров организации активно используется в ряде современных управленческих технологий: в процессе управления по целям, когда сотрудники участвуют в разработке целевой картины организации (партисипативное управление); в системе сбалансированных показателей.

Организационная теория и практика последних 10-летий обращает внимание на возможности перехода от целеориентированного управления (важен конечный результат без учета затрат на его достижение) к ценностноориентированному управлению, когда на первый план выходят принципы сохранения и развития метасистемы в которой действует организация. Системная прагматика не стремится к разрушению существующей системы, даже если она негативна, а к ее пониманию и такому приспособлению к ней или к созданию таких условий, которые позволяют метасистеме эволюционировать в нужном для организации направлении.


Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРЕДА

Внутренняя и внешняя среда организации: состав и структура

Диагностика состояний организационной среды

Взаимодействие и адаптация организации к изменениям внешней среды

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика в области качества | Внутренняя и внешняя среда организации: состав и структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.