Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников




Коррекционно-педагогическая работа направлена на создание социально-педагогических, психологических условий для целостного развития младшего школьника, на решение конкретных проблем его обучения, поведения или самооценки.

Коррекционно-педагогическая работа рассматривается как сложное, по необходимое направление работы учителя и школьного психолога.

Основой для ее правильной организации служит диагностика.

Главный принцип коррекционно-педагогической работы подлежащий в основе содержательного наполнения и организации – целостность. Это означает следующее: содержание коррекционно-педагогической работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность младшего школьника.

У учителя, психолога есть представление о том, в какой именно сфере жизнедеятельности ребенка локализируется проблема, но работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных, и прочих проявлений.

Коррекционная работа в школе должна быть построена в соответствии со следующими требованиями:

- добровольность участия в ней ребенка. Необходимо еще и согласие родителей.

- при планировании содержания коррекционной работы необходимо учитывать не только и не столько общевозрастные представления о потребностях, ценностях и особенностях, но и активно опираться на знание особенностей той социальной и культурной среды, к которой принадлежит школьник, их собственные индивидуальные особенности и потребности.

- необходимо соблюдать последовательность и преемственность в формах и методах проводимой в школе коррекционно-педагогической работы.

Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы жизнедеятельности ребенка.

Работа в этом направлении может осуществляться в различных формах. Такой формой может быть создание развивающей среды. Это могут быть тренинги, развивающие обучающие встречи, программы психолого-педагогической поддержки, программы адаптации первоклассников и т.д.

Совместная работа с психологом, как правильно делает эту работу более продуктивной.

Следующей формой – использование различных психодиагностических процедур обучающая психодиагностика, - направленная на самопознание и саморазвитие школьников, с последующим анализом и обобщением. Это могут быть традиционные и привычные для школьников формы внутришкольной работы с учётом запланированного развивающего эффекта. Он может быть заложен в саму форму организации мероприятия, требующего от школьника конкретного или сотруднического поведения, навыков понимания чувств и переживания других людей, самоанализ.

В учебной деятельности развивающая работа, может осуществляться достаточно широко. Это могут быть различного характера задания, упражнения и т.д. позволяющие развивать, не только познавательные процессы, но и эмоционально-волевую сферу, сознательный и духовный опыт ребенка.

Коррекционная работа ориентирована на работу с детьми, имеющими как психологические, социальными проблемами.

К группам особого психологического внимания относят детей:

- имеющих физические изъяны и недостатки (дефекты зрения, слуха, ослабление организма из-за недостаточного питания, хронические заболевания и инфекции, дефекты речи, заикание и др.)

- имеющих различные психологические проблемы и комплексы (потерявших одного из родителей, воспитывающих прародителями при живых родителях, имеющих трудности в общении, обучении и др.);

- отличающихся по уровню умственных и познавательных способностей (учащихся с опережающим развитием и развивающихся ниже возрастной нормы).

Различные физические недостатки, как незначительные, так и явно выраженные, могут сказаться на успешность в учебной деятельности ребенка, его настроении, взаимоотношениях с окружающими и в целом на процесс развития личности, её установках, перспективах и успехах.

В работе с детьми, имеющим физические недостатки, педагогам следует руководствоваться некоторыми довольно важными принципами и правилами:

- необходимо уметь распознать наличие у ребенка физического недостатка, и проконсультироваться по поводу стратегии поведения в общении с ним, с родителями, психологами и врачами.

- не следует делать поспешных выводов о наличии у ребенка физического дефекта, такие выводы делаются специалистами.

- следует принимать меры по облегчению трудностей ребенка страдающего физическим недугом, согласно своей компетенции образованности и исходя из принципа. «Не навреди!»

Одна из сложных проблем, позволяющих выделить детей в группу психологического внимания потеря одного из родителей.

У детей, потерявшего одно из родителей наблюдаются различные психические расстройства, фобии, нарушение сна, чувство утраты, одиночества, депрессии различной тяжести.

Коррекционную работу с этими детьми необходимо строить на сочетании диагностических методов и коррекционных влияний, наблюдения, психологического воздействия на социальное окружение ребенка.

Особое значение имеет диагностическая работа, построенная по этапу естественного эксперимента (игровые диагностические процедуры, реальные беседы в среде одноклассников, групповые дискуссии и т.д.)

Диагностика психологических проблем ребенка осуществляется в таких случаях в контексте диагностики психологических проблем его семьи. Кроме того, изучаются и корректируются не только актуальное состояние ребенка, но и особенности его развития на предыдущих этапах, семейные взаимоотношения в ретроспекции.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Определите в чем заключается сущность коррекционно-педагогического воздействия.

2. Назовите задачи, цели, средства и методы психолого-педагогических воздействий.

3. Назовите принципы и виды коррекционных педагогических воздействий.

4. Почему такие воздействия необходимы, прежде всего, для учащихся начальной школы.

5. Раскройте роль и место коррекционно-педагогических воздействий в процессе обучения.

6. Покажите роль и место коррекционно-педагогических воздействий в процессе воспитания.

7. Охарактеризуйте роль и место коррекционно-педагогических воздействий в процессе развития.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. – М., 2001.

3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983.

4. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общению младших школьников. – М., 1989.

5. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М., 1995.

6. Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991.

7. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М., 1991.

8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

9. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей - М., 1986.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.

11. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума – М., 1991

12. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития младших школьников. М., 1989.

13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

14. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996.

15. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996.

16. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. – М., 1995.

17. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. – М., 1995.

18. Психолог в начальной школе: учебно-практическое пособие /Г.С. Абрамова, Г.П. Гаврилова, А.Г.Лидерс /Под ред. Андрощенко – Волгоград, 1995.

19. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.

20. Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник. – М., 1993

Глава 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.