Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная власть и управление




Введение

Власти

Лекция 1. Исполнительная власть в системе государственной

 

План лекции:

Введение

1. Государственная власть и управление

2. Признаки исполнительной власти

3. Система и структура исполнительной власти

4. Проблемы реформирования исполнительной власти

Источники

 

В структуре юриспруденции административное право выступает одной из базовых, фундаментальных учебных дисциплин, предметом которой является одноименная самостоятельная отрасль российского права.

Ее значимость, прежде всего, обусловлена тем, что административное право регулирует организацию и практическое осуществление государственного управления обществом. Вследствие чего административное право проникает во все сферы общественной жизни. Оно реализуется в экономике, в экологии, в образовании, в сфере культуры и внутренних дел, в здравоохранении, обороне, а также в иных сферах и областях. Административным правом регламентируется деятельность государственных органов, их должностных лиц по регистрации, аттестации, аккредитации, лицензированию, контролю, надзору, привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения. Кроме административной ответственности при помощи административно-правовых норм реализуются и иные правовые средства воздействия на участников общественных отношений.

Главным субъектом административного права является исполнительная власть – самостоятельная ветвь государственной власти, реализующая специальные государственные функции. Определение ее сущности и назначения в системе государственной власти, юридическая характеристика исполнительной власти являются задачами настоящей лекции[1].

Государство как политико-социальный институт исторически возникло «по необходимости» для осуществления насущных, жизненно необходимых функций, сохранившихся в общем виде и в наше время: обеспечение собственной безопасности государства (суверенитет и территориальная целостность), обеспечение безопасности граждан и их социально-экономического благополучия, а также обеспечение благоприятной окружающей среды.

Можно по-разному толковать понятие «государство»: как совокупность граждан, проживающих на определенной географической территории, как аппарат управления и т.д. Но в любом случае названные выше функции государства реализуются в ходе совместной деятельности объединенными усилиями людей и образуемых ими коллективов (различных организаций, политических партий, религиозных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления). Совместная деятельность людей, в свою очередь, предполагает непременное управление ими, что выражается в формулировании конкретных общественно значимых задач, определении путей и способов их решения, установлении этапности и последовательности осуществляемых действий, создании и концентрации необходимых материальных и интеллектуальных ресурсов и т.д. Следует заметить, что управление – внутреннее качество всех целостных систем. В любой группе людей, собравшихся для решения общей задачи, спонтанно возникает управление (самоуправление). Кто-то берет на себя соответствующие функции руководителя (управленца), остальные – ему подчиняются. Иначе решение задачи будет невозможным.

Сам по себе процесс управления предполагает осуществление следующего комплекса функций: прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, контроль.

С точки зрения кибернетики, управление – это целенаправленное воздействие на сложную систему. Оно обеспечивает целостность систем, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности. Управление осуществляется посредством передачи сигналов – единиц информации, которые могут измеряться в битах, знаках, словах, страницах. Для успешного и эффективного управления сложными объектами создаются каналы обратной связи – информационные потоки, дающие субъекту управления информацию о состоянии системы в каждый конкретный момент времени, что позволяет корректировать данную систему управления и воздействовать на нее в нужном направлении.

Социальное управление – особый вид управления, который, подчиняясь законам кибернетики, представляет собой воздействие одних людей на других с помощью информации в целях упорядочения социально-значимых процессов, обеспечения устойчивого развития социальных систем.

Социальное управление – это управление людьми, это особый тип взаимоотношений между ними. Человек – существо общественное, стремящееся к объединению с другими индивидами. Такое объединение объективно необходимо. Стремление людей к объединению имеет глубокие исторические корни. Зародившись в первобытные времена, когда в одиночку невозможно было выжить, оно, меняя формы организации, тем не менее, не потеряло своей актуальности, так как прогрессивное развитие человечества было и остается возможным лишь при условии хорошей организации совместного сосуществования и деятельности больших коллективов людей.

Вместе с тем, каждый человек – индивидуальность со своими взглядами, стремлениями, убеждениями, представлениями о добре и зле. Кроме того, в отличие от объектов неживой природы (технических устройств), люди по-разному реагируют на одни и те же сигналы. Более того, один и тот же человек также будет по-разному реагировать на одинаковые сигналы в зависимости от обстоятельств. Его реакция, например, может зависеть от настроения, физического состояния и пр.

Каждый человек обладает собственной волей, способностью осознанно принимать решения, действовать целенаправленно. Однако для управления людьми необходимо подчинение их воли воле субъекта управления, обеспечиваемое наличием у субъекта управления власти над управляемым.

Социальное управление неоднородно, оно может быть представлено как совокупность разнообразных видов управления. В зависимости от объекта управления (чем или кем управляют) можно говорить об управлении государством, субъектом федеративного государства, городом, предприятием, сферой социальной жизни (здравоохранением, образованием, обороной, внутренними делами и т.д.). По признаку формы собственности, присущей объекту управления, различаются управление государственными учреждениями, муниципальными учреждениями, частными компаниями, предприятиями с государственным участием, коллективной собственностью и др.

Субъект управления – администрация, которая в зависимости от особенностей объекта управления может быть государственной, муниципальной, партийной, международной и др. Администрация – это аппарат управления. Государственная администрация – это исполнительно-распорядительные органы государственной власти. Муниципальная администрация – это органы местного самоуправления. Управление акционерным обществом осуществляет совет директоров, кооперативом – правление.

Власть – обязательное условие социального управления. Власть многолика. Ею обладают различные субъекты. Можно говорить о власти международных организаций, государственной, региональной, местной власти, различая ее по территориальному признаку; о государственной, муниципальной власти, власти общественных организаций, администрации различных организаций, семейной власти, различая ее по характеру. Возможны и другие варианты классификации власти. Конечно, государственная власть отличается от иных видов власти, прежде всего, своей правовой основой, возможностью самой творить право, издавать нормативные правовые акты, собирать налоги, применять принуждение.

Но и государственная власть неоднородна. Мировой исторический процесс развития государственности в настоящее время находится на этапе, когда наиболее эффективной считается сбалансированная конструкция, элементами которой являются законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Каждая ветвь государственной власти самостоятельно решает свои задачи и, при этом, осуществляет функцию сдерживания других ветвей государственной власти. В России принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ. Впервые в нашей стране государственная администрация получила название – «исполнительная власть».

Современное государство – конструктивно более сложное образование, чем сотни лет тому назад. Помимо законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации функционирует Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) со своими территориальными органами, прокуратура, Следственный комитет Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека и другие субъекты, не входящие ни в одну из трех ветвей государственной власти, выделенных Конституцией России. Тем не менее, все эти органы в действительности обеспечивают необходимое «разделение государственно-управленческого труда».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.