Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы реформирования исполнительной власти

Российская Федерация – молодое государство, которому в наследство досталась система исполнительно-распорядительных органов советского образца. Мгновенно заменить ее новой системой исполнительной власти невозможно по многим причинам, но, прежде всего, потому что, как было отмечено выше, исполнительная власть функционирует непрерывно, постоянно, повседневно. Упразднение старых органов и создание новых привело бы к коллапсу. Поэтому все годы существования Российской Федерации мы наблюдаем процесс реформирования исполнительной власти, процесс совершенствования системы государственного управления. Кроме того, данный процесс, получивший название «административная реформа», является естественным и необходимым во всех странах, включая экономически развитые страны Европы и Америки. Управление должно обеспечивать устойчивость и, одновременно, динамизм социально-экономического развития страны, оперативно реагировать на внутренние и внешние изменения.

В ходе проведения административной реформы выделяются следующие этапы:

Первый этап (1992 – 1993 гг.). На этом этапе были предприняты меры по выведению государственного аппарата из-под влияния КПСС, по формированию новых федеральных органов исполнительной власти, по сути, не отличавшихся от советских министерств и ведомств.

Второй этап (1996 – 1998 гг.). Его начало соответствует дате представления Президенту Российской Федерации аналитического доклада «О проблеме слабой управляемости государственными процессами»[7]. Основные положения данной записки были озвучены в Послании Президента Российской Федерации на 1997 г. «Порядок во власти – порядок в стране». В результате был подготовлен проект концепции административной реформы, предусматривающей решение ряда актуальных вопросов, включая новое представление о функциях исполнительной власти, о государственной службе и взаимоотношениях исполнительной власти с гражданами и организациями, а также о проблеме коррупции в системе управления.

Третий этап (1999 – 2000 гг.). На этом этапе Центром стратегических разработок была подготовлена Концепция государственного строительства, основанная на проекте концепции административной реформы и определявшая политику изменений в государственной службе, переход к «системе заслуг», открытости и доступности государственной службы. Однако в 2000 г. в качестве приоритетов власти были выбраны другие задачи: укрепление вертикали власти, совершенствование федеративных отношений, изменение верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации и др. В итоге – реформирование исполнительной власти было отложено[8].

Четвертый этап (2003 – 2005 гг.) начался Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2003 г., в котором отмечалось, что бюрократия обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. Такая власть в значительной степени имеет своим источником не что иное, как избыточные функции госорганов. С учетом этого была поставлена задача провести радикальное сокращение излишних функций госорганов.

Задачи реформирования исполнительной власти на современном этапе были сформулированы в Указе Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 годах»[9], в соответствии с которым Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 была образована Правительственная комиссия по проведению административной реформы[10].

Работа названной комиссии, прежде всего, была направлена на оптимизацию функций федеральных органов исполнительной власти, так как реформирование управления – это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр функций и полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов их реализации. Вместе с тем, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций – не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы[11].

На данном этапе административная реформа проводилась по следующим направлениям:

- оптимизация функций органов исполнительной власти и структуры исполнительной власти;

- реформирование государственной службы;

- совершенствование управленческих процедур;

- создание административной юстиции.

Пятый этап (2006 – 2010 гг.) административной реформы проходил в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации[12].

Указанная Концепция предусматривала:

- реализацию комплекса мер в области внедрения в деятельность органов исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

- внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг;

- разработку и внедрение административных и электронных административных регламентов;

- повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд;

- создание и реализацию особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах;

- создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции);

- завершение пересмотра избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти и устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику;

- реформу контрольно-надзорных органов, развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;

- реформирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- обеспечение прозрачности и эффективности взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.

Приходится признать, что по результатам реформирования пока не удалось снизить коррупцию в государственном управлении, преломить тенденцию увеличения числа федеральных органов исполнительной власти и численности государственных служащих. Попытки сокращения государственного аппарата, снижения коррупции, повышения эффективности работы исполнительной власти, разрушения административных барьеров в бизнесе пока, как отмечают исследователи, наоборот, приводят к увеличению количества федеральных органов исполнительной власти, удорожанию его содержания, росту количества и среднего размера взяток в 2 – 2,5 раза[13].

Шестой этап административной реформы проходит в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.

На этом этапе главные задачи преобразования исполнительной власти касаются экономической сферы: формирование национальной инновационной системы, мощного научно-технологического комплекса, повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировом уровне, содействие расширению глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных областях (энергетика, транспорт, аграрный сектор и т.д.); расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России; переход к новой модели пространственного развития экономики и т.д.

Решение этих задач возможно только при условии:

- либерализации экономической среды, снижения инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживания институтов частно-государственного партнерства;

- преодоления коррупции, разрушения «административных барьеров», препятствующих развитию экономики;

- делегирования полномочий федеральных органов исполнительной власти исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- повышения эффективности и качества государственной службы, переход к концепции обслуживания исполнительной властью человека и общества, к оценке эффективности исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей по результатам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система и структура исполнительной власти | Источники. 1. Законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.