Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет административно-правового регулирования

Административное право, как и любая другая отрасль права, регулирует общественные отношения. Установление круга отношений, регулируемых административным правом, позволяет определить предмет административного права.

Для этого необходимо определиться с качественными признаками подобных отношений. Такого рода признаки имеют непосредственную связь с природой исполнительной власти.

Из предыдущей лекции следует, что назначением исполнительной власти является исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, индивидуальных актов законодательных, судебных органов, Президента Российской Федерации.

Следовательно, в рамках административно-правовых отношений осуществляется реализация положений перечисленной системы нормативных и индивидуальных правовых актов.

Назначение, задачи и функции органов исполнительной власти могут быть исполнены посредством принятия подзаконных нормативных правовых актов, а также индивидуальных правовых актов. Это означает, что административным правом регулируются правотворческие и правоприменительные отношения, в которых одной из сторон выступают субъекты, представляющие исполнительную власть.

Исполнительная власть в рамках административно-правовых отношений, как правило, проявляет свою властную доминирующую сущность над другим участником правоотношения. Например, отношения, возникающие между: исполнительной властью и гражданином; между субъектами, представляющими различные уровни исполнительной власти и т.п. Однако это не означает, что в рамках административно-правовых отношений исполнительная власть не может оказаться в роли подвластного субъекта. Примерами таких правоотношений могут рассматриваться отношения по осуществлению судебного контроля или прокурорского надзора за органами исполнительной власти.

Возникновение отношений, в которых исполнительная власть занимает подвластное положение, предопределено тем, что особым признаком исполнительной власти является ее подконтрольность.

Высказанное суждение позволяет предложить не традиционный взгляд на природу отношений, возникающих между субъектом, представляющим исполнительную власть и гражданином. Возникает вопрос: всегда ли исполнительная власть во взаимоотношениях с гражданами занимает доминирующие, властные позиции? Возможно ли проявление приоритетного положения гражданина в такого рода правоотношениях? Чтобы ответить на поставленные вопросы обратимся к законодательству.

КоАП РФ содержит ряд статей (19.3., 19.4., 19.5.), предусматривающих ответственность за неповиновение законному распоряжению определенных категорий должностных лиц, представляющих исполнительную власть (сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор или контроль). Логическое толкование указанных правовых норм позволяет говорить о том, что незаконные распоряжения указанных должностных лиц граждане могут не выполнять.

Налоговое законодательство в данном аспекте выражается более конкретно. Право на невыполнение неправомерных актов и требований налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам, непосредственно закреплено в п. 11 статьи 21 Налогового кодекса РФ.

В указанных ситуациях, регламентированных КоАП РФ и НК РФ, властные волеизъявления представителей исполнительной власти нейтрализуются другой стороной правоотношений. Линия поведения граждан в указанных правоотношениях исходит из их более приоритетного положения и не лишена определенного властного содержания. В противном случае вряд ли было возможным преодоление властного воздействия со стороны представителей органов исполнительной власти.

О наличии компонента власти в полномочиях налогоплательщика свидетельствует и п. 10 статьи 21 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик (плательщик сборов) имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Таким образом, выступая в качестве субъектов права, гражданин либо налогоплательщик могут также доминировать или, иными словами – властвовать над представителем исполнительной власти. Возможность властвования гражданина в отношениях с участием субъектов, представляющих государственную власть, и, в частности, ее исполнительную «ветвь» закреплена в Конституции Российской Федерации. Так, в статье 3 Конституции РФ закреплено, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, как известно, - это совокупность отдельных лиц. Соответственно каждый гражданин Российской Федерации вправе «источать» власть, что может проявляться, например, в форме невыполнения отдельной личностью неправомерных актов и требований субъектов, представляющих исполнительную власть, а также предъявления к ним требования соблюдения законодательства.

Отношения, регулируемые нормами административного права, не всегда предполагают доминирование одного участника над другим. Два представителя исполнительной власти могут вступать в административно-правовые отношения, в которых обе стороны находятся в равном положении. Например, отношения координации между равнозначными субъектами, представляющими исполнительную власть. В этих случаях осуществляется реализация властной природы каждого из таких участников правоотношений, проявляющаяся в их интегрированной властной сущности.

Наиболее значимым признаком исполнительной власти следует воспринимать ее ориентированность на осуществление управления. Поэтому акцент на управленческую природу административно-правовых отношений в административно-правовой науке не вызывает каких бы то ни было возражений. Таким образом, управленческие отношения, в которых участвуют субъекты, представляющие исполнительную власть, являются предметом регулирования административно-правовых норм.

Однако административное право наряду с управленческими отношениями регламентирует и отношения иного рода, обусловленные институтами административного принуждения и административной ответственности. Совокупность таких норм, в административно-правовой науке образует подотрасль административного права под называнием: «Административно-делктное право».

Нормами административно-деликтного права устанавливаются меры административного принуждения, в том числе и меры административного наказания; определяются понятие и признаки административного правонарушения, условия наступления административной ответственности и освобождения от нее; устанавливаются правила назначения административного наказания; определяются конкретные юридические составы административных правонарушений и их систематизация, компетенция субъектов по применению мер административного наказания и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и многое другие.

Нормы административно-деликтного права свидетельствуют о том, что административно-правовые отношения не всегда предполагают обязательное участие в них субъекта, представляющего исполнительную власть. Так, нормами административно-деликтного права определена компетенция судьи по применению мер административного наказания. В отношениях по реализации мер административного наказания судьей второй стороной в большинстве случаев выступает не субъект, представляющий исполнительную власть, а физическое или юридическое лицо.

Таким образом, можно выделить следующие признаки отношений, регулируемых нормами административного права.

1. В рамках данных отношений обеспечивается исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, региональных законов, решений представительных органов муниципальных образований, подзаконных актов, принимаемых субъектами, представляющими исполнительную власть, а также индивидуальных актов, принимаемых всеми вышеназванными субъектами.

2. Они обладают публично-правовой природой.

3. В них проявляется властная природа субъектов, представляющих государственную власть: законодательную, исполнительную, судебную, а также прокурорскую.

4. По своей природе они являются управленческими отношениями, за исключением случаев, когда речь идет об отношениях, регламентируемых нормами административно-деликтного права.

5. Субъект, представляющий исполнительную власть, в данных отношениях может занимать доминирующее, подвластное либо равное с другим участником положение.

6. Возможность подвластного положения исполнительной власти в процессе осуществления контроля ее деятельности субъектами, представляющими законодательную либо судебную власть.

7. Обязательное участие субъекта, представляющего исполнительную власть. За исключением ситуаций, когда одной из сторон общественных отношений выступает судья в процессе реализация мер административного принуждения.

С учетом указанных качественных признаков предмета административного права, можно определить и его количественные параметры.

Таким образом, под предметом административного права следует понимать – совокупность публичных общественных отношений, которые возникают в связи с формированием субъектов, представляющих исполнительную власть, в связи с осуществлением такими субъектами правотворческой и правоприменительной деятельности, а также совокупность административно-деликтных отношений, обязательными участниками которых являются субъекты, представляющие либо исполнительную, либо судебную власть.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники. 1. Законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации | Методы административно-правового регулирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.