Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность административно-правового статуса человека и гражданина

Тема № 5. Административно-правовой статус человека и гражданина

 

План лекции:

 

1. Понятие и сущность административно-правового статуса человека и гражданина

2. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Источники.

 

На протяжении всей истории развития общества проблемы «общество-личность», «государство-гражданин» относятся к числу тех, к которым было приковано пристальное внимание. Не случайно поэтому в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 года закреплено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Профессор С.С. Алексеев в рамках теории государства и права очень точно отметил, что «контакты, которые возникают между государством и индивидом, взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида»[44].

Правовое положение личности зависит от характера политического режима, экономической основы государства, особенностей исторического развития и уровня культуры общества, национальных традиций и многих других обстоятельств. Правовой статус личности включает в себя два аспекта: как человека в гражданском обществе и как гражданина в сфере политической жизни. Эти аспекты предполагают рассмотрение личности как человека и как гражданина и, соответственно, наделяют личность правами человека и правами гражданина.

Взаимосвязь государства и личности требует четкого правового регулирования. Только при его наличии можно говорить о возможности реальной ответственности государства и гражданина друг перед другом. В современной России правовой статус человека закреплен не только на конституционном уровне, но и в многочисленных законодательных актах: Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других нормативных правовых документах. Правовой статус человека и гражданина при наличии многих сходных моментов имеет и принципиальные отличия.

По мнению Е.А. Лукашевой, человеку априори отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Права же гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой право- и дееспособности. Он рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также с выполнением возложенных на граждан обязанностей.

Кроме того, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало таких прав и обязанностей, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. К их числу, например, можно отнести права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и другие.

Административно-правовой статус человека и гражданина включает в себя четыре составных элемента.

Первый, элемент представляет собой правовой статус «человека» как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения человека призвано занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица обязаны служить обществу, каждому человеку. Эта мысль выражена в статье 2 Конституции Российской Федерации, где говорится, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Согласно Конституции Российской Федерации и основанному на ней законодательству любой человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания, является в России субъектом всех отраслей права. При этом основы правового статуса личности закреплены в Конституции Российской Федерации. Они включают нормы конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, входящих в структуру правового статуса человека и находящихся в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, личные права. Личные, или гражданские, права необходимы для защиты основополагающих ценностей человека: его жизни, индивидуальной свободы, достоинства, частны х интересов. По своей природе они:

1) являются правами человека, то есть принадлежат каждому, не связаны с гражданством;

2) являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Неотчуждаемый характер данных прав и свобод указывает на то, что каждый человек по самому факту рождения обладает определенным равным набором прав и свобод, которые составляют внутреннюю структуру личности. Права и свободы в этом смысле есть атрибут личности, ее неотъемлемое качество. Они определяют все возможные проявления человеческого существования и могут быть утрачены полностью только в случае смерти человека. Вот почему эти права и свободы именуются «естественными», присущими каждому человеку.

К их числу следует отнести право: на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; на защиту своей чести и доброго имени; на защиту личных интересов всеми способами, не запрещенными законом; на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию (ст.ст. 20,22, 23, 25, 27, 45 Конституции Российской Федерации).

Говоря о содержательном соотношении таких юридических конституционных терминов как «права» и «свободы» человека надо заметить, что законодатель прямого и однозначного ответа на этот вопрос не дает. Однако анализ положений Конституции РФ и действующего законодательства позволяет сформулировать вывод о том, что свободы можно реализовать абсолютно без участия государства, тогда как реализация прав в подавляющем большинстве случаев предполагает такое участие.

Давая характеристику административно-правовому статусу человека, наряду с правами и свободами нельзя не упомянуть и комплекс обязанностей, в числе которых можно выделить, например, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, о сбережении памятников истории и культуры; платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вторым элементом административно-правового статуса личности является ее статус, как гражданина Российской Федерации. Каждый гражданин Российской Федерации, как субъект административного права, имеет свой гражданский административно-правовой статус. К нормам административного права, определяющим права и обязанности гражданина применительно к сферам государственной и общественной деятельности, можно отнести, например, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Кроме того, административно-правовые нормы, определяют возможности гражданина в сфере хозяйственно-трудовой деятельности (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности, право частной собственности, в том числе на землю, право неприкосновенности собственности, гарантируемое тем, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда)[45]. Таким образом, гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу человека права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Т ретий элемент административно-правового статуса индивида характеризуется социальной направленностью. Он необходим, чтобы гражданин был социально защищен, имел возможность учиться, заниматься творчеством, получать квалифицированную медицинскую помощь и т.п. Социальный статус необходимо рассматривать не только в смысле социальной иерархии граждан. Выделение социального статуса объективно обусловлено тем, что место человека в социуме, выполняемые им социальные функции, его социальная роль во многом определяют содержание его прав и обязанностей. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца, инвалида и др.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры. Некоторые из них получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого такого субъекта может быть установлен определенный круг дополнительных прав и обязанностей.

В литературе встречаются и иные подходы к классификации элементов административно-правового статуса человека и гражданина. Например, Корепина А.В., применив для этого концепцию профессора Г. Еллинека, являющегося представителем немецкого юридического позитивизма, сформулированную им еще в 1905 г.[46], выделяет в структуре рассматриваемого административно-правового статуса:

- сферу свободы личности, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни отдельные граждане;

- возможность государственной защиты прав и свобод личности;

- возможность свободного участия гражданина в публичной жизни, формировании и осуществлении государственной власти;

- специальный (особый) правовой статус гражданина.[47]

Административно-правовой статус человека и гражданина определяется объемом и характером административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

В предыдущих лекциях подчеркивалось, что административная правоспособность — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Если основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, то ряд прав, особенно в сфере государственного управления, лицо приобретает позже. Точно также некоторые права для гражданина прекращают свое существование еще до его смерти. Например, после достижения определенного возраста гражданин не может состоять на государственной службе.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития лица, наличия у него необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности отдавать отчет своим действиям, предвидеть их возможные последствия и др.

Конституция Российской Федерации допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести юридическую ответственность за свое поведение.

Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод, реализуемых всеми граждан (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно-правовые отношения, распространяющиеся на более ограниченный круг лиц (призыв на военную службу[48]).

Таким образом, можно заметить, что административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс юридических прав, юридических обязанностей, запретов, ограничений, гарантий и юридической ответственности, закрепленных административно-правовыми нормами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники. Классификация административно-правовых отношений | Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.