Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление в России




Россия в ее современных границах образовалась на основе од­ной из республик СССР — Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), потеряв при этом 50% населения, 50% экономического потенциала, 25% территории в наиболее благоприятных южных широтах, которым владел СССР до 1991 г.

Перед новой, хотя и уменьшившейся в размерах, Россией встал извечный вопрос: как управлять огромной территорией.

В обстанов­ке, когда на постсоветском пространстве начался процесс отделения всех от всех, Россия могла пойти по непредсказуемому пути, вплоть до конфедерации, так как суверенитеты и предметы ведения раздавались по субъективным критериям. Тува, Татарстан, Краснодарский край, Дагестан самостоятельно подписывали международные договоры и создавали свои силы безопасности. Якутия ввела английский язык в качестве официального. Бурятия, Карелия, Северная Осетия приняли законы, дающие право вводить чрезвычайное положение. Ингушетия отстаивала многоженство. Башкортостан признал суверенитет обособившейся грузинской территории — Абхазии.

Многие главы регионов создали полностью подвластные им общественные структуры, получили контроль над природными ре­сурсами, никому ни в какой форме не подчинялись, тратили бюд­жетные средства по собственному усмотрению, на денежные посты ставили родственников и доверенных лиц.

Вопреки мировой тенденции усиления государственного регу­лирования органы власти оставляли одну сферу за другой. Это не только подпитывало сепаратизм, но и создавало на местах благо­приятные условия для растаскивания бюджетных средств, уклоне­ния от налогов и других форм незаконного присвоения.

Конфедерация неприемлема для России, так как огромная терри­тория, множество административных образований являются благопри­ятными факторами для распада. С другой стороны, для унитарного управления уже нет базы и условий. Поэтому оптимальной формой госу­дарственности, условием сохранения единства страны и стабильности является федерация. Федерация необходима для оптимального сочетания интересов Цен­тра и регионов, различных сообществ, исключения крайностей, т.е. произвола Центра и самодурства регионального и национального сепаратизма, обеспечения этнокультурного и религиозного плюрализма. Единое политическое, правовое, экономическое пространство, единые правила и гарантии прав и свобод граждан служат исход­ными условиями существования федерации. Федерализм исключает какие-либо государственные границы внутри страны, искусствен­ные преграды для передвижения людей, товаров, капиталов, спо­собствует поддержанию разумного паритета в полномочиях цен­тральных и региональных властей.

Однако федерация строилась с самого начала во многом непо­следовательно, больше подчинялась политической целесообразно­сти, чем стратегическим интересам. Поэтому современный федера­лизм имеет переходную, еще окончательно не сформировавшуюся, а значит, и неустойчивую форму. Он находится под воздействием фак­торов как укрепляющих единство страны, так и подтачивающих его.

Не преодолены еще последствия первых лет реформирования, ослаблявшего центральную и усиливавшего региональную власть. Продолжают действовать факторы, угрожающие целостности России:

• диспропорция между населением и территорией за Уралом;

• наличие анклавных территорий;

• ситуация на Северном Кавказе;

• сложность внутреннего и внешнего политического, экономи­ческого и геополитического положения страны;

• демонстрация другими государствами превосходства по уровню жизни, военной мощи и другим параметрам;

• срастание международного и российского крупных капиталов;

• бессистемность и бессодержательность государственной регио­нальной политики, особенно в отношении Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В последние годы приведены в действие факторы, укреп­ляющие централизованное начало, сама жизнь подвела к необхо­димости корректировки федеративного устройства, чтобы не поте­рять окончательно ориентиры будущего.

Централизованную власть удалось упрочить в результате сле­дующих мероприятий:

• устранения несоответствий между федеральным и региональным законодательством;

• введения института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с надзорными функциями;

• лишения глав региональной исполнительной власти статуса законодателей;

• назначения глав субъектов Российской Федерации Президен­том РФ;

• принятия правового механизма федерального вмешательства в деятельность глав региональной исполнительной и представи­тельной власти;

• повышения доли средств, направляемых в федеральный бюджет.

Центр расширяет властное пространство, сводит к минимуму автономную активность региональных лидеров на федеральном уровне. Но всякая власть должна знать пределы централизации, иначе центру придется отвечать за все, в том числе за вывоз мусора.

Глава 2. Органы государственной власти

Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъ­ектов РФ (рис.).

Действуют также организации, не входящие непосредственно в систему органов государственной власти, но выполняющие разно­образные государственные и общественные функции; к ним отно­сятся прокуратура, Центральная избирательная комиссия, Упол­номоченный по правам человека, Общественная палата и др.

 

Президент РФ

 

 

Администрация Президента РФ
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах
Совет Безопасности
Государственный совет
Правительство РФ

 

 

Федеральное собрание
Совет Федерации Государственная Дума

 

Председатель Конституционного Суда РФ
Председатель Верховного Суда РФ
Председатель Арбитражного Суда РФ
Генеральный Прокурор РФ
Счетная палата
Председатель Правления Центрального Банка РФ

       
   

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.