Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление железнодорожным транспортом




Железнодорожный транспорт России занимает 2-е место в мире (после США) по протяженности дорог — 88 тыс. км и 3-е место по объему перевозок (после США и Китая). На его долю приходится 85% грузовых и 40% пассажирских перевозок в стране.

В сфере железнодорожного транспорта сохраняется тесная инте­грация стран СНГ и Балтии. Совместно используется инфраструктура, действуют единые правила, инструкции по технической безопасности, тарифное соглашение железнодорожных перевозчиков. Стабильно работает Совет по железнодорожному транспорту государств, коорди­нирующий деятельность национальных железных дорог.

В системе занято 1,5 млн чел. Имущество железнодорожного транспорта относится к федеральной собственности. Железные до­роги, а также объекты и иное имущество железнодорожного транс­порта, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс и аварийно-восстановительные работы, включены в хозяйствующий субъект — открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Учредителем ОАО «РЖД» выступает Россий­ская Федерация, его устав утверждает Правительство РФ. Уставный капитал формируется путем внесения имущества федерального же­лезнодорожного транспорта. Все акции находятся в собственности Российской Федерации.

Строительство и реконструкция магистральных железнодорожных линий, приобретение подвижного состава осуществляются за счет собственных средств ОАО «РЖД». Строительство линий, вокзалов, платформ по обслуживанию населения регионов и приобретение поездов для пригородного сообщения может осуществляться за счет средств субъектов РФ, местных бюджетов, железных дорог и других источников.

Перевозки пассажиров и грузов осуществляются на условиях, ко­торые определены уставом железных дорог и правилами перевозок. Предприятия и учреждения железнодорожного транспорта осуществ­ляют финансово-экономическую деятельность на основе сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Порядок формирования доходов железных дорог от перевозок устанавлива­ется с учетом конкретного вклада каждой дороги в перевозочный процесс.

В рыночных условиях железнодорожники ориентируются не на дополнительные тонны и километры, а на доходы. Однако эта цель не должна достигаться за счет повышения тарифов на услуги.

Предложения по тарифной политике разрабатывает Комис­сия Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на же­лезнодорожном транспорте. Решения о тарифах во внутреннем сообще­нии принимает Федеральная служба по тарифам, в прямом междуна­родном сообщении при транзите по территории России — Министер­ство транспорта РФ на основании решений Комиссии. При­нятие решений об изменении тарифов производится с учетом данных мониторинга основных ценообразующих факторов, в том числе ры­ночной конъюнктуры, уровня налогообложения, прогноза цен на потребляемые железными дорогами ресурсы и др. При этом соблю­даются следующие принципы:

• обеспечение возмещения затрат и получение прибыли;

• недискриминационный доступ потребителей к услугам;

• переход к договорным тарифам;

• ограничение перекрестного субсидирования одних видов перевозок за счет других;

• ведение раздельного учета затрат в монопольном и конкурентном секторах транспортных услуг;

• гласность принятия решений;

• дифференциация тарифов.

Новый прейскурант делит тариф на грузоперевозки на две части:

1) плата за пользование инфраструктурой и локомотивами;

2) плата за вагоны (около 15% тарифа), которая стимулирует перевозки в собственных вагонах клиента.

В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях управ­ления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (от 27 февраля 2003 г. № 29) управление железными дорогами пере­дано ОАО «Российские железные дороги». ОАО отвечает за финансирование и оперативную работу по перевозкам. В свою очередь, для развития конкуренции ОАО «РЖД» тоже подразделяется на:

• естественно-монопольные подразделения (пути, технические и информационные системы и другие объекты инфраструктуры);

• конкурентные подразделения (перевозки, грузовые терминалы, ремзаводы, пассажирские составы и другие услуги).

Для проведения в отрасли государственной политики и осущест­вления лицензионной деятельности учреждается Федеральное агент­ство железнодорожного транспорта в составе Минтранса России (Росжелдор).

Компания-оператор по грузовым перевозкам заключает с Феде­ральным агентством железнодорожного транспорта договор на пере­возки по принадлежащим ОАО «РЖД» рельсам, в своих вагонах, ищет грузоотправителя, обеспечивает его контейнерами, документацией и доставляет груз от склада до склада (от двери до двери). За эти услуги компания получает определенную часть тарифа.

На долю частных компаний-операторов приходится 20% всех пере­возимых грузов, в том числе 40% нефтеналивных, 25% минеральных удобрений. Например, межрегиональная компания-оператор «Северстальтранс» обслуживает Череповецкий металлургический комбинат, является его официальным экспедитором; она выбирает по возможно­сти оптимальные маршруты, используя разные виды транспорта, пред­ставляет интересы грузоотправителя и т.д.

Явные достижения в работе компаний-операторов заметить труд­но, а отрицательный опыт налицо. Появилась проблема гарантии равного доступа операторов к рельсам и другим элементам инфра­структуры. Чтобы его получить, необходим статус официального оператора, а для этого нужно обладать собственным парком ваго­нов. Чтобы обслуживать, например, компанию «Русал», надо иметь 2000 вагонов, цена каждого из них составляет около 25 тыс. долл. Операторы на эту проблему отреагировали объединением в ассо­циацию. Кроме того, увеличивается потребность в вагонном парке, возрастает порожний пробег, добавляется еще одно звено управле­ния.

В системе железнодорожного транспорта 1/3 технических средств уже выработала ресурс, хотя и эксплуатируется. В обновление основ­ных фондов необходимо вложить 25 млрд долл. в течение 10 лет. Ин­вестиционная программа, предусматривающая модернизацию за счет собственных средств, обеспечивается не более чем на 50%. Повыше­ние тарифов на перевозки является непопулярной мерой, придется рассчитывать на коммерческие заимствования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.