Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие власти с бизнес-структурами




Чувство классового сознания подсказы­вает бизнесу, что в интересах самосохранения следует выступать не разроз­ненно, каждый за себя, а объединившись в соответствующие струк­туры, способные формировать консолидированные позицию и точку зрения. Поэтому повсюду в мире действуют бизнес-организации и бизнес-сообщества.

В России формами консолидации бизнеса стали: Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, Российский союз промыш­ленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная па­лата (ТПП) и другие объединения.

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации является постоянно действующим совещательным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации.

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации образован для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации.

Совет осуществляет предварительное рассмотрение, проведение экспертной оценки и подготовки предложений по модернизации промышленности и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на основе внедрения новых техники и технологий, увеличения объемов экспорта высокотехнологичной продукции, реализации научно-технической и инновационной политики с учетом конкурентных преимуществ Российской Федерации, укреплению конкурентных позиций российских организаций на внешнем и внутреннем рынках, развитию конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Совет Правительства содействует созданию условий для развития предпринимательства, в том числе малого, сокращению административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, формированию условий для экономической заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности в развитии и поддержке социальной сферы.

Основным участником переговоров по любой экономической проблеме является Российский союз промышленников и предпринимате­лей (РСПП), образованный в 1990 г. (имел название Научно-промыш­ленный союз СССР и представлял в перестроечных условиях интере­сы директорского корпуса в органах власти СССР). В РСПП непо­средственно входят 11 тыс. предприятий, 317 тыс. индивидуальных членов, его влиянием охватывается 60% реального сектора, предпри­ятия которых производят около 80% ВВП страны. РСПП имеет ши­рокую филиальную сеть, которая, помимо прочего, выполняет и ин­формационно-просветительные функции, доводя до общества пози­ции работодателей по разным вопросам. С участием РСПП создан Координационный совет отечественных работодателей (КСОР), представляющий бизнес в трехсторонней комиссии наряду с Прави­тельством РФ и профобъединениями.

Возникнув как организация «красных директоров», РСПП со­вершил метаморфозу, став полезным и для всех, кто занимается биз­несом, и для власти. Сейчас РСПП выполняет роль коллективного посредника между бизнесом и властью, т.е. лоббистской организа­ции, вырабатывающей правила игры со стороны бизнеса. Это посто­янно действующая площадка для переговоров по сложным эконо­мическим проблемам. Но власти РСПП нужен не только для диалога с бизнесом, но и как рычаг управления и при необходимости кор­ректировки действий бизнеса.

РСПП через свой орган — бюро — взаимодействует с Президен­том РФ, Советом по предпринимательству при Правительстве РФ. Законодательные инициативы РСПП через Совет согласовываются с Правительством РФ (ряд членов бюро РСПП входят в Совет по предпринимательству). РСПП отстаивает интересы не отдельно взя­той компании, а бизнеса в целом. Его аналитики выявляют тенденции в экономике и с их учетом подвергают экспертизе проекты нор­мативных правовых актов органов власти. При их прохождении в парламенте и правительстве, органах региональных властей РСПП осуществляет цивилизованный лоббизм.

Члены РСПП имеют разнообразные контакты в высших эшелонах власти. Рассматриваются общие направления отношений с бизнес-сообществом, вопросы экономического развития страны, состояние законодательства в сфере государственного регулирования экономики. Это форма прямого влияния бизнеса на власть и власти на бизнес.

По одним вопросам решения принимаются оперативно, немед­ленно, и бизнес узнает, в какой мере власть пошла ему навстречу; по другим — даются поручения по более глубокой проработке и подготовке нормативного акта.

У РСПП есть свои варианты промышленной политики, налого­вой, балансовой, пенсионной, административной реформ. Как пра­вило, он находит общий язык с Правительством РФ, хотя по от­дельным направлениям экономической политики и реформ предла­гает иные варианты. РСПП за более внятную стратегию развития с четко обозначенными приоритетами. Его больше не устраивают экстенсивный характер развития, противоречащий мировой тенденции, разрыв в рентабельности нефтегазового сектора (40%) и остальной промышленности (9%), недоступность для малого и среднего бизнеса инвестиционных источников.

В концепции промышленной политики РСПП выделяются два направления. Первое — продолжение приватизации, передел соб­ственности, в основном путем перепродажи акций с подчинением предприятий крупным ФПГ. Кандидатов на продажу поставляет РФФИ, с которым РСПП и намерен теснее сотрудничать. После реформирования «Газпрома» предлагается повышение цен на газ, выделение транспортирующей компании в самостоятельное под­разделение, допуск независимых газодобытчиков к экспортной трубе.

Второе направление — использование возможностей государства для повышения конкурентоспособности предприятий, включая под­держку отдельно взятых компаний на внутреннем и внешнем рын­ках, финансирование инвестиционных проектов за счет бюджета в ключевых точках. Это линия на поддержку не отрасли, а компаний, холдингов, и не слабых, а сильных, путем налоговых и таможенных льгот, льгот по тарифам естественных монополий, приобретению но­вых активов, передачи сильным компаниям предприятий-банкротов. Все это должно позволить отечественным производителям закрепить­ся на внутреннем и внешнем рынках.

Предлагаются жесткие критерии отбора для поддержки: котировки акций, качество топ-менеджмента, репутация, доля профильных акти­вов, рыночная доля продукции, создание новых рабочих мест и др. Им могут соответствовать не более 200 компаний. Но и это можно считать шагом вперед, ведь Правительство РФ против финансовой поддержки, в основном из-за опасения роста коррупции. Правда, игнорирование РСПП отраслевого подхода не способствует технологическому про­грессу страны в целом. Например, исключаются из числа претен­дентов даже такие предприятия, как «Авиастар» (г. Ульяновск), способный выпускать «Ту-204». В промышленной политике РСПП заметно стремление поставить ресурсы государства на службу биз­несу. В этом не было бы ничего предосудительного, если бы инте­ресы бизнеса и государства совпадали во всем.

Комиссия по корпоративной этике учреждена в соответствии с

принятой РСПП в 2002 г. Хартией деловой и корпоративной этики и качестве механизма разрешения корпоративных конфликтов. Члены Комиссии (арбитры, эксперты) избираются на заседании РСПП без ограничения срока полномочий. Необходимость такого подразделения обусловлена ростом конфликтных ситуаций хозяйствующих субъектов и неспособностью судебной системы оперативно на них реагировать. Деловая этика сведена к восьми заповедям (спо­собствовать укреплению основ института собственности; не оказы­вать незаконного влияния на решения судебных, правоохранитель­ных органов; строить бизнес, «основываясь на принципах добропо­рядочности, справедливости, честности» и т.д.). В случае конфликта стороны обращаются в Комиссию. Ее решениями (не имеющими юридической силы) могут быть примирение, общественное порица­ние, внесение в список неблагонадежных партнеров, исключение из членов бюро РСПП. Деловая репутация сейчас очень дорого стоит: попав в «черный список», можно потерять все. Поэтому предприни­матель много раз взвесит, стоит ли рисковать, совершая этически уязвимую сделку.

Только само бизнес-сообщество способно поддерживать высоко­нравственный порядок в собственном цехе, принуждать компании следовать правилам честного корпоративного управления. РСПП выступил с инициативой о заключении бизнесменами антикорруп­ционной конвенции, налагающей на них обязательства не давать взяток чиновникам, не подкупать их в любой форме, не проталки­вать во власть с помощью денег своих людей. Таким образом, речь идет о соблюдении общечеловеческих морально-этических норм (ко­торые почему-то оказались в дефиците), а не о введении каких-то новых правил.

Нью-Йоркская фондовая биржа контролирует соблюдение пра­вил корпоративного управления: ни одна компания не будет рабо­тать на бирже, пока не докажет свою честность. Крупнейшие компа­нии учредили институт разрешения споров; через него проходит до 10 тысяч дел в год.

РСПП из «профсоюза» олигархов превратился в полностью ло­яльную власти организацию. Принята концепция развития РСПП, в которой разделяется обеспокоенность государства по ключевым проблемам экономики и социальной жизни. Члены РСПП не скры­вают, а подчеркивают свою лояльность, так как это помогает ре­шать проблемы бизнеса.

Формой самоорганизации в основном среднего и малого бизне­са является Торгово-промышленная палата РФ (ТПП).

Торгово-промышленная палата Российской Федерации — негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Уставом Палаты.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации — представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации — содействует развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.

Приоритетными задачами и направлениями деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются:

· активное содействие развитию и широкому применению инноваций, современных технологий, экономики знаний;

· представление и защита интересов деловых кругов в органах государственной власти и местного самоуправления;

· активное участие в разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, и создание эффективной системы независимой экспертной оценки их проектов;

· участие в становлении и развитии инфраструктуры обслуживания предпринимательства, расширение сферы оказываемых палатами услуг, повышение их качества и высокой степени доступности для бизнеса, общественных и государственных структур, муниципальных образований;

· установление и развитие связей с иностранными партнерскими организациями и деловыми кругами, а также международными организациями бизнеса;

· содействие эффективному и качественному разрешению гражданско-правовых споров путем развития форм третейского разбирательства;

· продвижение товаров и услуг российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

· распространение принципов цивилизованного ведения бизнеса и социальной ответственности в предпринимательской среде;

· формирование позитивного имиджа российских производителей товаров и услуг.

Перспективное направление деятельности ТПП РФ — организация сотрудничества на взаимовыгодной основе представителей малого и крупного бизнеса, прежде всего, в инновационной сфере.

Система Торгово-промышленной палаты России сегодня — это:

· более 170 территориальных торгово-промышленных палат;

· около 200 сформировавшихся на федеральном и более 250 — на региональном уровне отраслевых объединений предпринимателей, представляющих основные секторы российской экономики;

· более 70 крупных компаний, эффективно работающих в ключевых отраслях экономики;

· около 40 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности;

· более 30 комитетов ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и 800 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, созданных территориальными палатами;

· представительства за рубежом.

ТПП по возможностям лоббирования усту­пает РСПП, но стремится расширить полномочия, взять на себя ряд государственных функций: регистрацию предприятий, подготовку кадров для предприятий и др.

Власть провозгласила принцип равноудаленности бизнесменов от власти независимо от ранга. Он означает, в частности, недопущение борьбы бизнеса и власти на политическом поле, влияния бизнеса на большую политику, установление контактов бизнеса с властью толь­ко через формальные организации. Все это предопределяет неизбеж­ность повышения роли, расширения сферы деятельности создавае­мых бизнесом организационных структур.

Президент РФ с 2000 г. практикует встречи с представителями сначала крупного, а затем и среднего и малого бизнеса. До 2003 г. они были частыми и регулярными, а в последние годы их число значительно со­кратилось, но важность их не утрачена. Тема­тика встреч изменилась, уменьшился и перечень приглашаемых лиц (почти в два раза). Это результат утраты остроты во взаимоотноше­ниях бизнеса и власти. Прежде бизнесмены приходили и просили что-то, высказывали жалобы на притеснение со стороны органов государственного управления. Теперь бизнес стремится идти на­встречу государству, участвовать в его проектах, прежде всего соци­альных.

Одновременно участились открытые (публикации в СМИ) обра­щения представителей бизнес-сообщества, отдельно взятых компа­ний непосредственно к Президенту РФ с просьбами о помощи в ре­шении их деловых проблем. Например, виноделы и торговцы просят защитить их от действий Главного санитарного врача страны, запре­тившего продажу недоброкачественной алкогольной продукции, «взять под личный контроль сложившуюся ситуацию, а также дать указание соответствующим министерствам провести проверку право­мерности распоряжения Главного санитарного врача». Вряд ли авто­ры обращения не понимают, что оно и не по адресу, и смехотворно, но идут на такой шаг, надеясь на эффект PR.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.