Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная политика в области занятости

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятель­ности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отве­чающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, защиту от безработицы, профессиональную консультацию и ори­ентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по тру­довому договору гарантируются установленные законом продолжи­тельность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачи­ваемый ежегодный отпуск. Принудительный труд запрещен. Добро­вольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

В рыночных условиях рабочая сила превращается в товар, продается и покупается с учетом законов стоимости, спроса и предложения и других факторов.

Функционирует рынок труда, где продавцами выступают собст­венники рабочей силы, а покупателями — работодатели. Отноше­ния между продавцами и покупателями рабочей силы характеризу­ются добровольностью выбора, свободой найма и цены рабочей силы, а также непрерывной борьбой по поводу условий ее купли-продажи.

Рабочая сила — особый товар. На ее формирование и воспроиз­водство оказывают влияние не только общественные, но и естествен­но-биологические факторы. Использование рабочей силы в процессе труда дополняется издержками на ее подготовку и восстановление, которые общество обязано нести, чтобы не подорвать основу своего существования. Поэтому рынок труда не рассматривается в качестве обычного товарного рынка и регулируется государством.

Рынок труда имеет соответствующую инфраструктуру, т.е. сово­купность организаций, учреждений, способствующих удовлетворению требований, как продавцов, так и покупателей. Инфраструктура вы­полняет своеобразные функции управления через нормативно-правовое регулирование, службы занятости, систему профориента­ции и профподготовки.

Размеры предложения рабочей силы определяются демографи­ческой ситуацией (вступление в трудоспособный возраст, естест­венная убыль), безработицей, миграцией и други­ми факторами.

Особое значение имеет безработица, которая порождает целый комплекс проблем. При ее росте теряются квалифицированные кадры, снижается уровень жизни, по­вышается социальная напряженность в обществе.

Однако в стране насчитывается 467 городов и 332 поселка городско­го типа, признанных градообразующими, в них проживает 25 млн чел. Занятость здесь полностью зависит от одного-двух предприятий, мно­гие из которых бездействуют. С точки зрения достоверности статисти­ческих данных размеры безработицы преуменьшены. Это обусловлено наличием скрытой безработицы, когда на предприятиях не платят ра­ботникам заработную плату, но не увольняют их, а потому они не реги­стрируются в службе занятости.

Наряду с количественными характеристиками анализируются также и качественные характеристики рабочей силы на рынке труда.

Качество рабочей силы, согласно методике института «Beri» (Швейцария), представляет собой средневзвешенную величину из четырех параметров с соответствующими весами:

1) трудовое законодательство и тарифные соглашения — 30 баллов;

2) соотношение между производительностью труда и оплатой труда — 30 баллов;

3) трудовая дисциплина и отношение к труду — 25 баллов:

4) уровень квалификации — 15 баллов.

Максимальное количество баллов — 100.

В некоторых странах оценка составляет, баллов:

Сингапур — 82

Япония — 77

США — 69

Германия — 64

Китай — 41

Россия — 36

Таким образом, по показателю качества рабочей силы Россия усту­пает многим странам. Престиж квалифицированного труда и рабочих профессий вообще невысок. При незначительной потребности предпри­ятия мало заботятся о подготовке квалифицированных кадров.

В развитых странах на подготовку и переобучение кадров предпри­ятия тратят более 10%, а в фирмах «Дженерал моторс», «Сони» и ряде других — 15—20% к фонду оплаты труда; на предприятиях, например, Самарской области — всего 0,05%. Поэтому, видимо, доля рабочих высшей квалификации, или «синих воротничков», рабочей аристократии составляет в США 43%, Германии — 57, в Самарской области — 6—8%.

Государств проводит политику содействия занятости, развертывания инфра­структуры рынка, выравнивания условий жизни, социального обес­печения временно неработающих.

Региональные службы занятости подключаются к единому феде­ральному банку данных о вакансиях, налаживают связи с работодате­лями, поощряя обустройство рабочих мест, обучение новым профес­сиям; помогают гражданам переселяться в другие регионы, на село.

Конкретными мерами содействия занятости являются:

• поддержка и поощрение работодателей, сохраняющих и создаю­щих новые рабочие места;

• профессиональная подготовка и профориентация;

• поддержка самозанятости, временной занятости, общественных работ;

• поддержка граждан с особыми потребностями (с ограниченной трудоспособностъю), уволенных с военной службы, длительно безра­ботных, женщин, молодежи, освобожденных из мест заключения);

• регулирование миграционных потоков;

• защита отечественных производителей от внешней конкуренции.

За счет федерального бюджета финансируются:

• содействие трудоустройству (проведение ярмарок вакансий, ин­
формирование о положении на рынке труда, общественные работы, временное трудоустройство, содействие самозанятости);

• профобучение и профориентация безработных;

• социальная поддержка (пособие и др.).

Постановлением Правительства РФ № 926 от 14 ноября 2009 г. установлена на 2010 год минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей. Эта сумма увеличиваться на размер районного коэффициента.

 

Одной из обязательных мер является разработка предприятиями социальных планов. В план включаются следующие разделы:

A. Общие сведения и анализ причин, вызывающих массовые увольнения.

Б. Численность подлежащих увольнению работников (персо­нальный состав, сроки, очередность увольнения).

B. Меры по ограничению увольнения:

• отказ от сверхурочных работ, работ в выходные дни;

• ограничение (запрет) приема иностранной рабочей силы;

• приостановление найма, пока не будут трудоустроены все вы­свобождаемые работники предприятия;

• отказ от услуг субподрядчиков с целью заполнения рабочих мест своими работниками;

• внутрипроизводственные перемещения работников в те струк­турные подразделения, где не заполнены рабочие места;

• временный перевод отдельных структурных подразделений или работников на неполное рабочее время;

• опережающая профессиональная подготовка работников, подлежащих высвобождению, повышение их квалификации;

• предоставление работникам с их согласия отпуска без сохранения заработной платы;

• добровольный уход работников пенсионного возраста.

Указанные меры могут быть также предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях.

В рамках программ поддержки предпринимательства, разрабаты­ваемых органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организуется обучение незанятого населения пред­принимательской деятельности. Финансирование обучения производится за счет средств, находящихся в рас­поряжении региональных органов службы занятости, а других граж­дан за счет средств предприятий, организаций, фондов поддержки малого предпринимательства, личных средств граждан и других ис­точников.

Малый бизнес может быстрее востребовать те категории работни­ков, которые высвобождаются в процессе структурной перестройки и связанного с ней вывода ряда предприятий, а также их закрытия и перепрофилирования. Малые фирмы способствуют повышению адап­тивности работников к овладению смежными специальностями или параллельному выполнению ими ряда разнородных функций.

Для нормального функционирования рынка труда необходима подвижность населения. Но трудовая миграция может стать факто­ром развития экономики лишь при грамотном управлении ею. Внут­ренняя миграция рабочей силы сдерживается неразвитостью ипотеки для покупки жилья на новом месте и конечно же менталитетом российского населения. Россия стремительно наполняется трудовыми мигрантами со всего мира. Их в нашей стране уже 12 млн, и Россия по количеству мигрантов занимает второе место в мире после США.

Согласно доклада Всемирного банка по итогам этого года в 2010 г. В РФ эмигрируют примерно более 12,3 млн гастарбайтеров. Больше трудовых мигрантов прибывает только в США - 42,8 млн человек.

По оценкам экспертов профильного подразделения ВБ под руководством экономиста Дилипа Рата, в прошлом году из России в другие страны было отправлено 18,6 млрд долларов. По этому критерию Россия заняла в рейтинге ВБ четвертое место после США, где объем денежных переводов составил 48,3 млрд долларов, Саудовской Аравии (26 млрд долларов) и Швейцарии (19,6 млрд долларов). На пятом месте оказалась Германия, откуда было перечислено 15,9 млрд долларов.

 

Внешняя миграция требует надежного правового и административного регулирования, иначе она становится не­легальной и дезорганизует рынок труда.

Демографическая экспансия рассматрива­ется в числе возможных угроз национальным интересам.

Для предотвращения нелегальной трудовой миграции и защиты отечественного рынка труда приняты меры к усилению иммиграци­онного контроля. Введено квотирование приглашений на въезд в Россию иностранных граждан с целью трудовой деятельности. Размер квоты утверждает Правительство РФ на основе заявок субъектов РФ. Они направляют свои предложения на каждый год с учетом:

• приоритетного использования национальных трудовых ресурсов;

• ситуации на рынке труда;

• возможностей по обустройству иностранных граждан.

Утвержденную квоту Роструд совместно с МВД России и Мин­экономразвития России распределяют по субъектам РФ. Между субъ­ектами РФ они могут по взаимному согласию перераспределяться.

Функции федерального органа исполнительной власти по миграции переданы в МВД России, мигра­ционная служба является его подразделением.

Для использования иностранной рабочей силы работодатель должен получить разрешение, а иностранный гражданин — иметь подтверждение на право занятия трудовой деятельностью. С работо­дателей взимается плата за каждого привлекаемого иностранного ра­ботника.

Иностранные граждане, въехавшие на территорию России и принятые на работу с нарушением установленных правил, подлежат выдворению органами МВД за счет средств работодателя.

В условиях рынка предприятия могут продаваться. При продаже предприятия в условия конкурса включается обязательное требование сохранения числа рабочих мест, если оно является градообразующими. К градообразующим отнесены предприятия:

• на которых занято не менее 30% общего числа работающих на территории города (поселка);

• имеющие на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города (поселка).

В условиях рынка может наблюдаться безработица. Гражданам, признанным безработными, разрешено оформлять пен­сию по возрасту на два года раньше.

В коллективные договоры включаются и работодателями осуще­ствляются мероприятия по обеспечению занятости:

• сокращение рабочего времени без сокращения численности;

• льготы и компенсации, предоставляемые сверх установленных законодательством;

• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение ква­лификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;

• заключение договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;

• временное приостановление найма на вакантные рабочие места.

Актом, устанавливающим общие принципы и условия согласо­ванного проведения социально-экономической политики, является генеральное соглашение. Участниками генерального соглашения явля­ются Правительство РФ, общероссийские объединения профсоюзов (иные уполномоченные работниками общероссийские представитель­ные органы), работодатели (их объединения), которым делегированы права на ведение переговоров и заключение соглашений.

Отраслевое (тарифное) соглашение отражает направления социаль­но-экономического развития отрасли, оплату и условия труда, социаль­ные гарантии, регулирует вопросы занятости работников отрасли (про­фессиональной группы). Содержание соглашения определяется отрас­левой комиссией, которая формируется на принципах паритетного и полномочного представительства сторон. Отраслевые соглашения подписываются министром или его заместителем, которому делегировано это право. Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры.

Контроль за выполнением отраслевых соглашений осуществляет­ся подписавшими их сторонами. Каждая из сторон разрабатывает комплекс необходимых мер для выполнения обязательств.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регули­рования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ, в частности условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого админи­стративно-территориального образования (табл.).


Государственный надзор и контроль за соблюдением законодатель­ства о труде осуществляет инспекция труда при Роструде. Ей подве­домственны инспекции труда в субъектах РФ, районах и городах, отрас­левые инспекции труда, в совокупности образующие единую систему контроля за соблюдением законодательства о труде на предприятиях всех форм собственности.

Контролируется соблюдение законодательства о труде, охране тру­да, возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве предприятий, коллективных дого­ворах и соглашениях. Инспекция защищает работников от незаконных действий работодателей и должностных лиц. Инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия в целях надзора и контроля; налагать штрафы на руководителей и должност­ных лиц предприятий, виновных в нарушении трудового законода­тельства; приостанавливать работу подразделений и оборудования при выявлении нарушений правил охраны труда, которые создают угрозу жизни работников.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регулирование доходов населения | Управление сферой образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.