Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальное управление использованием земли и природными ресурсами




Муниципальная собственность на земли поселений

Земля (далее будет идти речь о землях поселений) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов.

Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Федеральный

закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001 г., относит к муниципальной собственности:

• земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

• земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

• земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

• земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

• земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

• земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерче­ской организации, органу местного самоуправления, а также муниципаль­ному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного само­управления;

• земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр ме­стного значения.

Упомянутый Федеральный закон разграничил по формам собственности (фе­деральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах насе­ленных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависи­мости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации. Такой подход лишает органы местного самоуправления права го­лоса при решении вопросов землепользования в промышленных зонах населен­ных пунктов. Представляется необходимым изменить эту норму и отнести все указанные земельные участки к муниципальной собственности. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (с последующими изменениями) относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выку­па, осуществление контроля использования земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправ­ления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализа­цию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные пол­номочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участ­ков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государст­венной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи. Предпочтительной формой собственности на землю является такая, при которой собственник объекта недвижимости является одно­временно собственником соответствующего земельного участка.

Однако работа по реальному разграничению земель поселений по формам соб­ственности далека от завершения. Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпосылки для превращения муници­пального образования в полноценного собственника и равноправного участника земельных отношений, сделать город единым имущественным комплексом, насле­дующим судьбу своего земельного участка, сформировать новую систему налого­вых отношений, проводить активную имущественную и земельную политику.

Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной форме сбственности.

Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации.

Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями

Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:

• разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

• установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

• определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

• установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

• принять положения о муниципальном земельном контроле и об общественном земельном контроле и т. д.

 

Формы землепользования

Законодательство устанавливает различные формы землепользования (рис. 6.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.