Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система целей и задач комплексного социально-экономического развития муниципального образования

 

 

       
 
Анализ текущей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании
 
Анализ внешних условий развития

 


 

 

               
   
 
 
 
   
Выбор цели, направления и общей стратегии дальнейшего развития
 
   
 
   
Разложение общей цели развития на систему взаимосвязанных целевых программ (подпрограмм)
 
   
 
   
Разработка механизмов достижения целей развития

 

 


 

       
 
 
   
Градоустройство и градостроительство

 


Региональное прогнозирование и планирование должно предусматривать эко­логически обоснованное размещение производств, что напрямую затрагивает ин­тересы муниципальных образований. Без разрешения противоречия между раз­витием производства и сохранением экологического равновесия говорить об устойчивом развитии муниципальных образований не приходится.

Сегодня в стране возрождается система планирования перспективного соци­ально-экономического развития территорий. Выступая в июле 2006 года на засе­дании Государственного совета Российской Федерации «О механизмах взаимо­действия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регио­нов», Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что: «У субъектов Федерации появляются более широкие возможности для привлечения инвесто­ров в свои территории... Однако для этого потребуется системная работа по раз­витию инфраструктуры, по созданию благоприятной деловой среды, по совер­шенствованию механизмов привлечения инвесторов... При этом надо продумать пути совершенствования механизмов взаимодействия различных уровней ис­полнительной власти. Стратегические планы развития — это всегда крайне сложная и ответственная тема... Вместе с тем формирование планов и программ вполне совместимо с рыночными условиями хозяйствования... практически все развитые экономики и крупнейшие бизнес-корпорации вырабатывают такие стратегии развития в рыночных условиях... Критериями состоятельности регио­нальных программ должны быть прежде всего рост объемов производства и доходов консолидированных бюджетов регионов, а также эффективное использо­вание имеющихся финансовых, материальных и людских ресурсов».

В качестве основных рекомендаций было предложено создание и развитие от­вечающей современным условиям комплексной системы социально-экономиче­ского планирования в стране, регионах и муниципальных образованиях, а также принятие федерального закона об организации разработки и реализации госу­дарственной региональной политики в Российской Федерации, которая должна обеспечить взаимосвязь региональных приоритетов страны с разрабатываемыми на региональном и муниципальном уровнях концепциями, стратегиями и про­граммами развития.

Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей стра­ны и отдельных территорий являются целевые программы. Существует мно­жество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации (рис.).

По статусу целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные.

 

Классификация целевых программ

 

По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечиваю­щие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение од­ной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают про­блемные.

По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 и более лет) целевые программы По направленности решаемых проблем различают социальные, экологиче­ские, экономические, научно-технические и иные целевые программы.

По механизму-реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные, когда исполнители выбираются комиссией после утверждения программы и объемов ее финансирования.

Муниципальные образования, на территории которых реализуются мероприя­тия федеральных и региональных целевых программ, могут получать соответст­вующие инвестиции из федерального и регионального бюджетов.

В последние годы усиливается связь целевых программ с бюджетным процес­сом. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» была одобрена Концеп­ция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, одним из направлений которой является расширение сферы применения программно-це­левых методов бюджетного планирования. Это предполагается осуществить, в частности, путем использования в бюджетном процессе ведомственных целе­вых программ, распределения части бюджетных средств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию целевых про­грамм.

В Концепции предлагается замена «сметного принципа планирования бюд­жетных расходов» на «программно-целевой» путем преобразования сметных расходов в так называемые «ведомственные целевые программы, имеющие чет­кие цели, измеримые результаты, систему оценки, индикаторы их достижения». При этом указано, что действующие сегодня — централизованные (федеральные, региональные, муниципальные) и новые — ведомственные целевые программы «должны рассматриваться в качестве двух типов единых по принципу формиро­вания и реализации, но различающихся по содержанию и статусу бюджетных целевых программ».

Основными различиями между централизованными и ведомственными целе­выми программами являются:

♦ уровень утверждения (централизованные программы утверждаются выс­шим органом исполнительной власти соответствующего уровня, а ведомст­венные — соответствующими субъектами бюджетного планирования);

♦ межотраслевой (централизованные программы) или внутриотраслевой (ве­домственные программы) характер и значение;

♦ содержание программных мероприятий (централизованные программы, как правило, включают крупные по объему работ, срокам и финансированию мероприятия, ведомственные предусматривают реализацию менее крупных мероприятий или программное объединение расходов на предоставление определенного вида слуг);

♦ источник финансирования (централизованные программы финансируются непосредственно из бюджетов, а ведомственные — за счет средств, выделен­ных бюджетами конкретным субъектам бюджетного планирования).

Таким образом, централизованные целевые программы являются инструмен­том экономической политики, а ведомственные — инструментом бюджетного управления (планирования, отчета, анализа) органов исполнительной власти со­ответствующего уровня.

Реализация Концепции на местном уровне будет иметь ряд особенностей, отражающих специфику конкретных территорий. Тем самым создаются предпо­сылки не только для создания системы муниципальных целевых программ и по­вышения результативности расходов местных бюджетов, но и для выхода с от­дельными муниципальными мероприятиями на региональный и федеральный уровни с целью включения их в соответствующие централизованные и ведомст­венные целевые программы и подпрограммы.

 

Полномочия местного самоуправления в сфере социально-экономического развития территорий

Федеральный закон 2003 года № 131-ФЗ относит к полномочиям органов мест­ного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образова­ния. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит разработку и утверждение генеральных планов развития посе­лений и схем территориального планирования муниципальных районов, уста­новление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль использования земель, экологический контроль и другие дей­ствия органов местного самоуправления, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.

Базовым документом для разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований является Указ Президента РФ «Об Ос­новных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996 год). В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправ­ления в сфере социально-экономического развития является обеспечение ком­плексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогла­сованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов ме­стного самоуправления. Отмечено, что только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы ме­стного самоуправления способны успешно осуществлять региональную полити­ку, учитывающую потребности населения.

Особую роль в социально-экономическом развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономиче­ским и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъектов РФ.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия и факторы социально-экономического развития муниципального образования | Социально-экономического развития муниципального образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.