Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, признаки, структура налога




Налог как правовая категория

Налоги не являются единственным источником доходов бюджетов различных уровней. Кроме собственно налогов, которым принадлежит важнейшая роль в формировании бюджета России, существуют и другие виды изъятий в государственную казну: лицензионные и регистрационные сборы, сезонный сбор с населения за отпускаемую электроэнергию, прибыль Центрального банка Российской Федерации, обязательные отчисления во внебюджетные фонды, всевозможные тарифы и иные обязательные платежи. Обязательный платеж, не входящий в налоговую систему гocудapcтвa и установленный не налоговым, а иным законодательством, является неналоговым платежом (квази-налогом).

Однако без ясного определения термина «налог» невозможна правильная реализация как финансовой, так и иных видов ответственности, так как имеют место различия при установлении мер ответственности за уклонение от уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как «обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (НК РФ ст. 8 п.1).

Наряду с категорией «налог» в законодательстве, специальной литературе и практике налогообложения часто применяются термины «сбор», «пошлина», «налоговый сбор», «налоговый платеж» и др.

Сбор - плата, взимаемая государственными органами за предоставление определенного права.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Пошлина в большинстве своем представляет плату, взимаемую с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий. Именно предоставление услуг субъектам налогообложения отличает пошлины и сборы от налогов в чистом виде, одной из основных характеристик которых является безвозмездность.

Второе отличие сборов и пошлин от налогов состоит в том, что взимаются они только с тех, кто вступает в отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно, обязательность уплаты пошлин и сборов наступает непосредственно в результате свободного выбора плательщика.

Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения.

Иные платежи, к которым относятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, плата за воду, лесной доход, носят характер платы за использование принадлежащих государству природных ресурсов и направлены на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния.

Для характеристики налога необходимо выделить те специфические юридические признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования как правовой категории.

Представляется, что налогам присущи следующие характерные черты, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере налоговой деятельности государства.

1. Важнейшим юридическим признаком налога является то, что налог представляет собой отчуждение принадлежащих налогоплательщику как на праве собственности, так и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в пользу государства при внесении налоговых платежей в бюджет либо внебюджетные фонды.

2. Другим основополагающим признаком, налога выступает законность его установления и введения, т.е. установление налога, а также его взимание осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

3. Налог - это обязательный взнос, т.е. в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществлять уплату налогов. В соответствии со ст. 57 Конституции России граждане Российской Федерации обязаны платить законно установленные налоги. Обязательность налога обеспечивается силой административного и уголовного принуждения государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов. Таким образом, уплата налогов носит не только добровольный, но и принудительный характер.

4. Внесение налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды происходит в денежной форме. Уплата налога имуществом действующим законодательством по общему правилу не предусмотрена.

5. Существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется безэквивалентностью и безвозвратностью налогов. В общем же плане безвозмездность означает, что денежные средства, уплачиваемые в качестве налога, переходят в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований, а также во внебюджетные фонды без получения встречного возмещения или удовлетворения для плательщика.

Государство, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, не принимает на себя каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав.

Налоги безэквивалентны, и пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплаченных налогоплательщиками.

6. Налоги вносятся в бюджет или внебюджетный фонд, которые выступают получателями налогов. Они поступают как непосредственно в федеральный бюджет, так и в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, автономной области, автономных округов, а также в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством России.

В ряде случаев налоги вносятся не в бюджет или внебюджетный фонд, а на счета определенных государственных организаций.

Наиболее распространенный случай - уплата специальных налогов в дорожные фонды. В этом случае считается, что налог уплачен именно в дорожный фонд, а подобный порядок зачисления налогов устанавливается не бюджетным, а налоговым законодательством.

Особым случаем уплаты налогового платежа выступает уплата государственной пошлины частному нотариусу. Порядок исчисления и уплаты этого федерального платежа регламентируется налоговым законодательством.

В то же время в соответствии со ст. 22 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.

7. Налоги - это абстрактные (общие) платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения.

Денежные средства поступают в федеральный бюджет и бюджеты других уровней для финансирования нужд государства и его территориальных образований.

Первоначально происходит формирование бюджета в целом, и только после этого средства пере распределяются по отдельным статьям расходов: на финансирование экономических и социальных программ, на содержание систем здравоохранения и образования, обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны и т.д.

Целевые (специальные) налоги, например, платежи в дорожные фонды, носящие определенную целевую направленность, не нарушают признака абстрактности налоговых платежей.

Понятие «налог» можно рассматривать с двух самостоятельных позиций - в узком и широком смысле слова. В узком смысле налог представляет собой определенный денежный платеж, осуществляемый плательщиком в бюджет или во внебюджетный фонд в установленном порядке. В широком смысле налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд составляющих (элементов).

Только совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Если законодатель по какой-либо причине не установил и/или не определил хотя бы одного из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. Это положение закреплено в п. 1 ст. 17 НК РФ: Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- субъект налогообложения;

- объект и предмет налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Одним из основных элементов налога выступает сам участник налоговых правоотношений - налогоплательщик или плательщик сборов. В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Предмет налогообложения - это имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог.

Объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (НК РФ, ст. 38, п.1).

Объект и предмет налогообложения - понятия не тождественные, так как предмет налогообложения обозначает признаки фактического, а не юридического характера. Например, предметом налогообложения является земельный участок, а объектом же налога является право собственности на землю.

Налогооблагаемая база количественно выражает объект налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.

В качестве единицы налога принято считать условную единицу, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы. Например, при выборе для исчисления акцизов в качестве единицы объема бензина единицей будет являться один литр (в других странах - галлон, баррель и т.д.).

Исчисление налогов невозможно без применения ставки налога - размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговую ставку как величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.

По методу установления выделяют ставки твердые и процентныe (квоты). При методе твердых ставок на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога (например, 10 руб. за гектар пашни). Процентные ставки характерны для налогообложения прибыли и дохода и устанавливаются в процентах от единицы налогообложения (например, 13 % с каждого налогооблагаемого дохода).

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения. Для измерения такого предмета первоначально необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, какой-либо параметр изменения ставки налога, т.е. определить масштаб налога.

Масштаб налога - это установленная законом характеристика (параметр) изменения ставок налога. Для исчисления акцизов применяются ставки, различающиеся в зависимости от крепости напитков, а при исчислении таможенных платежей на ввозимые автoтpaнcпopтныe средства - в зависимости от года их выпуска.

Обязанность исчисления налогов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным для каждого из них налоговым законодательством, и возлагается как на налогоплательщиков и налоговых агентов, так и на налоговые органы.

По большинству налогов (НДС, акцизы) обязанность их исчисления возлагается на самого налогоплательщика.

По отдельным налогам (подоходный налог, налог на прибыль) наряду с налогоплательщиками исчисление может осуществляться и налоговыми агентами, то есть имеет место сочетание субъектов исчисления.

Существует две системы исчисления налога:

- кумулятивная система;

- некумулятивная система.

Кумулятивная система предусматривает исчисление налога нарастающим итогом с началу года с учетом ранее внесенных платежей (налог на прибыль), а некумулятивная система - исчисление налога, основывающееся на обложении базы по частям (НДС).

Налоговый период - это срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Так, по подоходному налогу с физических лиц налогооблагаемый период установлен в один год, а по единому налогу на вмененный доход для определения видов деятельности - 1 квартал.

Срок уплаты налога - это определенный в налоговом законе период времени (определенная календарная дата), в течение которого (до наступления которой) налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога.

Срок уплаты налога может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог в срок, но вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, невнесенная сумма считается недоимкой, подлежащей взысканию в установленном законом порядке.

Порядок уплаты налога - технические приемы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Данный элемент юридического состава налога предполагает определение нижеследующих вопросов.

- Направление платежа, т. е. бюджет или внебюджетный фонд, в который уплачивается налог.

- Средства уплаты налога. Как правило, налог уплачивается в национальной валюте. Налоговый кодекс РФ установил, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, то есть в рублях.

- Механизм платежа. Вопрос о механизме платежа (в наличной или безналичной форме, в кассу сборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т.п.), как правило, решается в законе, определяющем общие условия налогообложения. Однако при уплате некоторых платежей, например, таможенных пошлин, может устанавливаться особый механизм уплаты (внесение на депозит причитающихся сумм, обеспечение уплаты залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица - ст. 122 Таможенного кодекса Российской Федерации).

- Особенности контроля за уплатой налога. Хотя вопросы налогового контроля - предмет специальных законов о налоговой службе, в ряде случаев специфические вопросы контроля могут рассматриваться и в законах о конкретных налогах. Так, Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" определяет, что регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не проводятся, т.е. органам дорожно-патрульной службы вменено в обязанность проверять факт уплаты налога.

Под налоговой льготой следует понимать преимущества, предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с остальными налогоплательщиками, т.е. освобождение или отсрочку от уплаты налогов.

Налоговые льготы, как правило, не носят индивидуального характера. Лишь в исключительных случаях допускается установление индивидуальной налоговой льготы, если ее предусматривает законодательство РФ.

Различают следующие формы налоговых льгот:

1)установление необлагаемой части объекта обложения (необлагаемый минимум);

2) взимание налога с определенных частей объекта налогообложения;

3) освобождение от уплаты налога определенной категории

плательщиков (временно или постоянно);

4) понижение налоговых ставок;

5) предоставление права на вычеты из облагаемого дохода;

6) налоговый кредит (право переноса установленного срока уплаты налогоплательщиком налога на более поздний срок).

Данный перечень налоговых льгот не является исчерпывающим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.